Перейти к содержанию

Остап Петрикович Маск или Илон Мавродиевич Петрик?


antiz

Рекомендуемые сообщения

Остап Петрикович Маск или Илон Мавродиевич Петрик? http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=142masterok 11 июня, 20:03

http://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/839110/839110_600.jpg

Мы уже обсуждали, как Предприниматель из Лос-Анжелеса Элон Маск сколотил многомиллиардное состояние, управляя компаниями, которые делают электромобили, продают панели солнечных батарей и запускают ракеты в космос. И построил он эти компании с помощью миллиардов в виде государственных субсидий. Однако, это чисто экономический вопрос.

А что же его продукция? Много встречал разбросанной информации про это, а тут все как бы в одном месте. Если вы еще не читали, предлагаю вам выдержки из статьи Руслана Камранова ...


http://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/838594/838594_600.jpg

Миф про PayPal

Краткая суть: “Один из удачных проектов Маска – то, что он в одиночку создал PayPal”

Факты, однако, куда как прозаичнее.

Компания PayPal создана в декабре 1998, и называлась она тогда Confinity. Изначально компания планировала писать софт для наладонников. Основатели – наш соотечественник, советский еврей Max Levchin, а также Peter Thiel, Luke Nosek и Ken Howery.

PayPal же был придуман внутри Confinity в 1999м как сервис для быстрого перевода денег. Под эту задумку были взяты деньги у инвестора, BlueRun Ventures.

После появления толстого инвестора и по его совету начинается покупка аналогичных стартапов (стандартный ход). И один из таких стартапов – убыточный на тот момент X.com, который хочет быть онлайн-банком. В X.com вложено 10 миллионов баксов, но он сидит в убытках, бизнес не идёт. Там работает И.Маск. Маск приходит в Confinity, рисует ослепительные перспективы, и его стартап покупают в числе пачки других, а его ставят заниматься рекламой-маркетингом.

Ещё раз – покупают оптом. Эта методика известна – так, например, работает фирма Cisco, которая за год делает множество поглощений – т.е. рынок просто зачищается от потенциальных “подрастающих” конкурентов, плюс скупаются на корню перспективные наработки. Да, дорого – но что-нибудь да выстрелит – а если так произойдёт, то успешное срочно переименуют в Cisco. Чтобы потом люди восхищались “сколько у них наработок и изобретений”. У них – деньги.

Итак, фирму Маска покупают оптом вместе с другой мелочью, а его ставят не на техническую, а рекламную позицию. Сейчас, знаете, есть такая штука – евангелизация технологий – когда технарь подменяется шоуменом (есть, конечно, исключения, но они вымрут естественным путём, т.е. за шоу платят больше, чем за технологии) – вот, тогда такой термин не был раскручен, но суть та же.

По итогам технологии от X.com в пейпале не используются, но долю акций Маск, как руководитель поглощённого предприятия, имеет. Единственный актив – бренд X.com – быстро заминают, потому что после опросов выясняется, что пользователи его не с банком ассоциируют, а с порноресурсом.

И после, когда PayPal поднимается и раскручивается, его уже покупает задорого (полтора миллиарда) eBay. И вот после всего этого долю в PayPal Маск продаёт. За большие деньги – ну так бум доткомов начала нулевых и всё такое.

А теперь сравните это с “Илон Маск в одиночку создал с нуля PayPal, вот это да, что значит – гений, изобретатель, технарь”.

В дополнение к этому, как “аргумент про то, что он мог создать PayPal”, обычно приводят имеющийся у каждого программиста рассказ от первого лица “Свою первую программу я написал ещё в школе” – однако, а у кого это было не так, и как это вообще относится к дальнейшему? С тем же успехом можно говорить про “Он решил своё первое квадратное уравнение в школе – а значит, он математик”. Как сие может подтвердить вымысел про “Он создал PayPal” – неизвестно.

Впрочем, есть и более тривиальные моменты в ранней карьере Илона – его мать в интервью совершенно честно рассказывает, что помогла Маску “устроиться в Microsoft, где уже работал муж ее коллеги”. Что ж, вспоминая статьи В.Мараховского про Theranos, где описывались “типовые методы достижения успеха”, можно лишь пожать плечами – всё именно так, как и предполагалось.

Впрочем, перейдём от недавней, но уже истории, к современности.


http://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/839261/839261_600.jpg

Автомобили Tesla

От плотности мифов тут в глазах рябит – всё “уникальное, высокотехнологичное, американское, продвинутое, сверхуспешное” и так далее. Всё, безусловно, придумал и разработал лично Маск.
Реальность проще.

Фирма Tesla Motors основана в 2003 году двумя людьми – Martin Eberhard и Marc Tarpenning. Они и придумали концепцию “электрический спорткар”. Никакого Маска рядом не было. Маск появился позже, как один из представителей инвесторов. Продукт в этот момент был уже разработан.

За 13 лет (!!!) эволюции Tesla выпустила несколько моделей, различающихся дизайном и салоном. Техническая часть не меняется, своих разработок Тесла не ведёт. В качестве батареек используются китайские элементы 18650, на которых бегает весь китайский электротранспорт – от скутеров до автобусов. Это стандартные элементы на 3.7В, визуально похожие на пальчиковые батарейки. Из них набираются батареи с нужными параметрами – например, у скутеров это блоки по 12 вольт и 12 или 20 ампер-часов (например, такие ). Тесла покупает их оптом у Panasonic, а он размещает заказ в Китае. Своего производства что у Теслы, что у Панасоника – нет. Никаких “специальных секретных батарейных модулей” тоже нет, у Теслы нет патентов, связанных с техническими решениями в части батарейного модуля. Контроллер у батарейного блока разработан в Шеньчжене – и, кстати, по мотивам такого же у китайских электроавтобусов. По сути, Тесла просто покупает то, что придумали и внедрили у себя китайцы, поэтому в части технологий Тесла вечно догоняющая – у неё будут в новой модели те батарейки, которые в скутере за 1200 юаней у китайского продавца лапши уже полгода как работают.

Вот, например, обычное электротакси из Шеньчженя – ни элитарной сверхстоимости, ни пиара. Работает целый день, стоимость проезда небольшая. У него, что удивительно, батарейный блок той же ёмкости, что и у Tesla – на 85 киловатт-часов. Хотя разработан раньше. Видимо, совпадение. И никаких мифов про “уникальную укладку и упаковку батарей, дорогую патентованную”, да.

http://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/837887/837887_600.jpg
изображение ‘Китайское электротакси в Шеньчжене’


Моторы для Теслы также делаются в Китае – отдельно ротор, отдельно статор, Тесла просто ставит на них свой лейбл (см.http://www.cens.com/cens/html/en/news/news_inner_43640.html , “Fukuta Elec. & Mach. Co., Ltd. is the only Taiwanese supplier of the motor on the Model S featuring high-conductivity die-cast copper rotor for higher efficiency, lower power consumption, compact size and lighter weight”). Это “сложное” действие выгодно – оно позволяет “честно” поставить местом производства США, и ввозить моторы по тарифам для комплектующих, а не для готовых изделий (другие пошлины). Часто, кстати, используемая схема при имитации локального производства – упомянутая выше американская фирма на букву C так в Зеленограде “локализовывала” производство защищённых маршрутизаторов – ввозила маршрутизаторы как комплектующие, а на “месте производства” вставляла в них модуль с поддержкой российской криптографии, и всё сразу волшебным образом превращалось в “локализованное производство российских маршрутизаторов”.

За почти полтора десятка лет Тесла понаделала кучу патентов, но все они, если посмотреть, связаны с дизайнерскими или оформительскими решениями. Т.е. рассказы про “двигают науку, вон какая капитализация, всё за счёт уникальных технологий” по факту описывают многочисленные патенты “форма крыла” и “цвет пластика у выдвижной ручки”. С этим связана комичная история – в 2014м году, в целях раскрутки и пиара, Маск заявил о том, что “дарит миру все уникальные технологии Теслы”. Креативный класс пустил слезу и оставил тысячи комментариев “господи как он велик он наш бог какое счастье жить на одной планете с таким уникальным гением миня аж трисёт до дрожи”, и на этом всё закончилось.

Ожидалось, видимо, что “ну раз опубликовали такие уникальные патенты, то вот сейчас вал аналогов Тесл начнётся”, потому что предполагалось, что это как раз некие Уникальные Технические Патенты – а ничего не произошло, потому что патенты эти, по сути, после публикации дали любому возможность сделать такой же багажник, как у Теслы, или такую же обивку в салоне. В части техники Тесла как была догоняющей, так и осталась – запатентовать китайский движок она не может, свой разработать – тоже. Такой вот “технологический прорыв”, да, и “если у них патенты оцениваются в миллиарды, то это значит что они гении”. Это значит лишь то, что некий аудитор прикинул, сколько денег может в теории недополучить фирма, если вдруг из-за появления конкурентов сбыт упадёт, например, до нуля. Получилась огромная (и чисто теоретическая) сумма, эту сумму прикрепили к патенту “дверная ручка с кнопкой прикольной формы”, и если кто-то захочет купить этот патент – то он должен заплатить такую вот сумму. Просто никто не хочет, смысла-то нет никакого. Поэтому сумма есть, патент есть, а вот что к технологичности, что к продвинутости – никак не относится, вообще нет связи – что в 1 миллиард ручку эту оценить, что в 100 миллиардов.


Перейдём к батарейкам.


http://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/839618/839618_600.jpg

Блеск и нищета батареек

Настенная батарейка, которая “экономит”, а то и “генерит” электричество – пожалуй, самый лучший детектор “техногиков”-гуманитариев. Я до её появления всё думал – вот для кого этот спам рассылают, типа “экономайзер электричества! просто воткни в прикуриватель!”? Оказывается, типовой потребитель такой чуши – тот самый “продвинутый техногик, фанатик новых технологий”, не осиливший школьную физику.
В мае 2015го, чуть более года назад, Маск провёл презентацию настенной батарейки. Суть его идеи была проста – на стену вешается здоровый бесперебойник, через который запитывается весь дом. К бесперебойнику добавляются генерирующие мощности – или ветряк, или солнечные батареи. Они его постоянно подзаряжают, а он хитро следит за абонентами, и когда надо – подпитывается от общей сети, когда нет – копит. Может даже продавать электричество назад в общую сеть. В принципе т.е. может, да. Может покупать электричество, когда оно подешевле, например ночью.

Презентация произвела фурор у жадных инфантильных пожилых детей из офисных кубиклов. Столько “Ну вот теперь Газпрому капец” не было даже тогда, когда ему реально мог бы быть капец.


Что же по факту?

Вся задумка с настенной батарейкой – это попытка дополнительной монетизации отработавших батарей. То есть в батарейном модуле Теслы куча элементов 18650 – они по разному вырабатывают свой ресурс – поэтому имеет смысл как-то разукомплектовывать эти блоки и куда-то девать батарейки, к примеру, половинной ёмкости (которые потеряли после 2500 циклов свои 20%, а потом ещё 20%, например). Так как Тесла батарейки не производит, то это единственная возможность откуда-то взять много и дешевых “почти работающих” элементов 18650 – ёмкости которых для машины уже не очень, а для настенной батарейки – ОК.

В рекламе рассказывалось про то, что будет производиться два варианта батарейки Powerwall – на 7 киловатт-часов и на 10. Ценой в 3 и 3.5 тысячи долларов США. Также использовалась картинка “Красивая Тесла красиво заряжается от настенной батарейки, всё такое белое и технологичное” – впрочем, как зарядить машину, у которой у аккумулятора 85 киловатт-часов от батарейки, в которой 7 или 10 – загадка, которая не дождалась своего исследователя.

http://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/837570/837570_600.jpg
(изображение ‘Машина на 85 киловатт-часов заряжается от одной батарейки на 7 киловатт-часов. Чтобы за угол заехать и застрелиться, наверное)

Батарейка обещала отдавать 2 киловатта постоянно и до 3 в пике.
Для иллюстрации выгоды демонстрировались, понятное дело, таблички вида “Вот сколько стоит самое дорогое электричество, а вот сколько самое дешёвое ночью, вы только представьте…” и прочая мишура, которую век назад описали Ильф и Петров в бессмертном “Граждане Нью-Васюков ничего не будут тратить! Они будут по-лу-чать!”.

Что ж, сразу же после анонса (в котором было обещано начать поставки уже через несколько месяцев), изучив технические характеристики, было выяснено следующее – вся декларируемая схема и финансовая составляющая банально выдумана. Разберём, почему.

Указанные технические параметры – что ёмкость, что – особенно! – отдаваемая мощность, не дают никакой возможности эксплуатировать батарейку так, как указано в рекламе. В самом деле, если предположить, что в квартире живёт хипстер с ноутбуком, то такой мощности вполне хватит на ноутбук, модем, лампочку и можно будет включать микроволновку. Но в квартире батарейку вешать смысла нет, т.к. негде поставить генерирующую мощность, поэтому целевая аудитория – это обладатели коттеджей. А там сразу же другой список потребителей – это всякие насосы для воды, камеры слежения, внешнее и внутреннее освещение, бытовая техника (холодильник, стиральная машина, плита, куча мелочи типа чайника, которая, однако, кушает-то по 1.5-2 киловатта), а также кондиционеры, возможно тёплый пол и обогреватели, ну и развлекательная часть из компьютеров-телевизоров-аудиосистем. Всё это по сумме в 2 киловатта никак не влезет, и в пиковые-разовые 3 – тоже.

Если же вешать несколько батарей, то это линейно увеличивает стоимость, а также возникают другие вопросы.

Например, вопрос безопасности – как литиевые батареи прекрасно горят-детонируют при повреждении, вы можете увидеть на ютубе – и прикинуть, как грохнет блок батарей метрового размера (для детонации достаточно разгерметизации – т.е. например с другой стороны стены кто-то будет неосторожно сверлить). Следовательно, батарею надо поместить в безопасное помещение, с хорошей вентиляцией (т.е. плюс кондиционер, плюс расходы). Далее, на её монтаж нужно разрешение собственника (в ипотечном доме, к примеру, такое опасное оборудование размещать не каждый согласится – а кто согласится, тот увеличит стоимость страховки, чтобы покрыть новый потенциальный риск).

Сам по себе монтаж, кстати, отдельная тема – по сути надо переделать всю сеть дома, чтобы все розетки и фиксированных потребителей завести на батарею (или батарейный блок), а также добавить защиту (УЗО те же) и смонтировать новую схему с двумя вводами (от общей сети и от генерирующей мощности). Эту операцию, судя по информации на сайте Теслы, должны были делать некие партнёры – как понятно, в результате цена всего этого от 3 тысяч долларов уходит очень далеко.

Также совершенно не учитывались потери на инверторе – для многих верующих в Маска было откровением, что в розетке-то ток переменный, а в батарейке – нет – и что нужно специальное устройство, которое будет делать это преобразование. И что у этого устройства свой КПД – и не особо хороший (вы можете для примера посмотреть блоки питания для компьютеров – там за блок питания с КПД 80+ или 90+ надо будет заплатить в разы больше, чем за обычный). И у батарейки есть КПД – то есть на каждой зарядке-разрядке от общей сети идёт двойная потеря – на преобразование тока и на зарядку-разрядку батареи с не-100%м КПД. И всё это греется, и это надо охлаждать – и на это тоже расход мощности.

Добивает всё интересная ситуация с гарантией – на батарейку идёт гарантия 10 лет, но именно на батарейку как устройство, а не на батарейные модули. То есть реальный ресурс в плане количества циклов зарядки-разрядки не указывается, и от прямых вопросов про это Tesla уклоняется. Это и понятно – ведь внутри батареи б/у модули 18650 из автомобиля, их реальный ресурс в циклах непонятен, и сами эти батареи под гарантию не подпадают. Логичная схема – вы, когда покупаете, например, телевизор, ведь вместе с ним получаете пульт – но никто ж не говорит, что замена батареек в пульте во время действия гарантии на телевизор – бесплатна.

Ну и, конечно же, генерирующая мощность с нужными параметрами – тоже стоит и денег, и нуждается в обслуживании, и грамотном монтаже. Чтобы нормально запитать такую батарейку надо будет иметь внушительную площадь солнечных батарей или ветряк с лопастями метра по 4 минимум – и всё это нуждается в месте на участке (такой ветряк на дом поставить из-за вибрации будет проблематично), и опять платить, платить, платить. Всё по заветам духовного отца И.Маска – тов.Мавроди – лох должен платить.

Итог всего этого прост – если заявленные технические характеристики верны, то эксплуатировать такое можно только в загородном доме, притом надо будет несколько батарей, в отдельном помещении, надо будет заказать переделку всей электросети дома, плюс установку-монтаж ветряка или солнечных паналей, плюс инвертор (и всё это должно проводиться сертифицированными и авторизованными дилерами, и оборудование – тот же инвертор – должен быть совместим с Powerwall), и в результате суммарное потребление, в общем-то, только вырастет – ведь в сети появится новая нагрузка в виде батареи, которая будет разряжаться-заряжаться с не100%м КПД, а, следовательно, тратить.

Общая сумма мероприятия будет не 3 тысячи долларов, а где-то раз в 10 больше, плюс появится плата за поддержку (замена элементов батареи, обслуживание ветряка). Окупить всё это на разнице в копейки на дневном-ночном киловатте возможно за такое время, которое делает бессмысленным всё мероприятие – ну либо надо усилить потребление электричества, чтобы ускорить окупаемость, но ускорится и износ батареи – про который производитель тактично умалчивает, хотя это интереснейший пункт. Представьте, допустим, что включается чайник (обычный, 2 киловатта).

Батарея переключается в режим “срочно отдаём по максимуму”. Чайник вскипает и выключается – батарея переключается обратно в “фоново подзаряжаемся”. Теперь микроволновка – и опять такая ситуация, на минуту резкое потребление, а потом – обратно. Циклы заряд-разряд туда-сюда, ресурс тикает. А ещё и вопросы безопасности – такую штуку в многоквартирном доме не смонтируешь без согласия соседей (кто ж захочет, чтобы с другой стороны стены была такая бомба?), а в частном – без увеличения стоимости страховки.

Когда всё это было опубликовано (я сделал развёрнутый постинг примерно с таким же текстом), в качестве комментариев были лишь слёзы “Маск гений, у него всё получится – жаль, что я не могу сдать деньги на эту батарею в этой стране, впрочем благодаря Маску через полгода никакого Газпрома и рашки не будет, тогда такие батареи нам будут дарить улыбающиеся американские солдаты”. Это и логично – сказать-то нечего по существу. Более того, никак не удавалось привести пример сценария, в котором эта мегабатарея окупается. То есть если, например, мы предполагаем, что это большой дом с участком – “там легко поместятся на крыше солнечные батареи, плюс там всегда солнце”, то в этом явно экваториальном или тропическом месте появится крупная статья затрат на кондиционирование, т.е. чем больше дом, тем больше затраты на электричество для обслуживающих его систем. Если дом мелкий – там такое потребление, что на разнице в цене за киловатт окупаться надо будет век.

Далее начались интересности.

Лохи наперегонки побежали заказывать, гордясь “вот я скоро приобщусь к элитарному электричеству… в батарейку входит такое вот обычное электричество, а выходит такое вот престижное, с закруглёнными уголками, для успешных людей, которые этого достойны”. Маск собрал бабла и первым делом почему-то поменял технические параметры батареек – сообщив, что версии на 7 и 10 киловатт будут с разным количеством циклов зарядки, в частности “у младшей модели будет около 500 циклов”.

Что такое около 500 циклов? Это значит, что переделав всю систему электроснабжения в доме, вы через полгода будете вынуждены покупать новую батарею. А то и меньше. 500 циклов – это самые дешёвые китайские 18650е, которые не LiFePo4, а обычные LiFe, их на скутере (у которого 1-2 цикла в день, т.е. на нём ездишь куда-то разово и ставишь на ночь на зарядку, всё просто) убить можно за полгода штатной эксплуатации.

Народ удивился, но продолжил ждать. Ведь вот-вот батарейку на стену можно будет повесить и она тебе будет деньги приносить – так в рекламе.

Прошли “несколько месяцев” после мая 2015.


Наступил 2016й.

Тишина.

В 2016м году репортёр, используя дрон для видеосъёмки, делает панораму фабрики, на которой должны были “производиться” батарейки Powerwall. Результат удручает – то, что должно было производить “через несколько месяцев после мая 2015, а деньги можно сдавать уже сейчас”, ещё даже не полностью обзавелось крышей.

Освоены дотации государства и деньги инвесторов – но ни оборудования в цехах, ни даже законченной “коробки”. Равно как и почему-то нет вездесущих и глядящих с каждой презентации Илона Маска солнечных батарей. И вообще всё как-то выглядит безжизненно. И это февраль 2016го, да.

На фоне этого начинаются другие интересные вопросы: Study: A Tesla Powerwall pays for itself after nearly 40 years.

Выясняется, что в некоем сценарии “обычного потребления” вся экономия от батарейки, обслуживающей весь дом, составит около 53 центов США в сутки.

Как понятно, многотысячные затраты в таких раскладах не окупить никогда – одна только батарейка будет 3.5 тысяч, а рекомендованный и сертифицированный инвертор SE7600A-USS от SolarEdge’s StorEdge будет стоить ещё 3.5 тысячи долларов.

Даже если предположить что вся переделка электросети бесплатна, монтаж бесплатен, солнечные батареи и ветряк бесплатны, то по 53 цента окупать 7 тысяч долларов можно примерно 14 тысяч дней – ну, если нулевой износ, не падает эффективность батареи, ничего не ломается, охлаждение батареи берётся из космоса, потери мощности на конвертации нулевые, а так-то и поболее. И это – если разница между дневным и ночным тарифом – в почти 5 раз. А если меньше…

Этот идиотизм “наша система экономит деньги и электричество – поэтому давайте для примера, чтобы подчеркнуть возможную экономию, увеличим объём потребления электричества, тогда мы будем больше экономить”, кстати, абсолютно привычен на уровне рефлексов у типового потребителя – ему уже объяснили, что чем больше тратишь по карте, тем больше скидка, и он уже к этому привык – так что не смейтесь, это уже не идиотизм, это уже бытовуха.

Ситуация накаляется, люди спрашивают “Ну и где наша батарейка?”, и тут Энди Таккер берёт билет на поезд, снимает котелок, достаёт из саквояжа парик, переодевается, и… но у нас не О.Генри, у нас 2016й год, и всё ещё круче.

Маск заявляет, что батареи Powerwall ослепительно удачны настолько, что все раскуплены – что ж, тем, кто сдавал деньги на первую версию, надо просто дождаться второй, которая будет в августе! Вам повезло, друзья!

Народ начинает тихо офигевать. Народ смотрит на фотки непостроенного завода, на котором в прошлом году им должны были произвести батареи. Народ интересуется, а кто из заказавших получил? Народ задумывается, как так получается, что все записались в очередь, и всё как-то незаметно прошло мимо. Народ интересуется, а как так всё это вышло, если сертифицированных партнёров по установке Powerwall, чтобы с историей успешных инсталляций, не найти. Народ ищет в Интернете отзывы использовавших Powerwall – ну прикиньте, нету их, отзывов. Как так-то? Всё это отметается со смехом “Увидите, всё будет ещё класснее, мы динамичная компания!”.


http://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/838094/838094_600.gif


Тесла, в общем, заявляет, что была поставлена некая партия Powerwall, неким секретным испытателям, которые изумились от гениальности и мудрости решения, но так тихо изумились, что ни-че-го, тишина, и ждите новую версию.
В письме акционерам же Тесла прокалывается, что было поставлено “около 2500” Powerwall, притом – вы офигеете! – поставлены они другой компании Илона Маска, SolarCity, для пилотного проекта в Калифорнии, на 500 домов, финансируемого из бюджета штата.

То есть производства батарей нет, оно физически ещё не создано. Все сроки профуканы. Видимо, заявленные технические параметры достигнуть не удаётся. Делается следующий шаг – батареи заказываются на стороне (возможно, в Китае), вручную собираются в виде небольшой партии в США и одна компания Маска продаёт их другой компании Маска – с нулевой утечкой наружу информации о фактических характеристиках и данных об эксплуатации. Всё это в рамках освоения гос.средств богатого штата Калифорния, т.е. коммерческая сторона вопроса, всякая там окупаемость и прочее – отсутствует как класс, даже цена контракта неизвестна. И результат – “да, мы успешно сделали батареи, мы победили, у нас всё хорошо, ждите вторую версию”. И таки вы скажете, что Маск плохой шоумен? Ой вей.

На данный момент с момента анонса и “через несколько месяцев мы изменим мир” прошло более года. Ситуация не изменилась – завод “вот-вот построится”, батареи записавшимся и сдавшим деньги “вот-вот” начнут поставлять. Двое моих знакомых, проживающих в Калифорнии, и заказавшие себе Powerwall, на день этой публикации получили от Tesla только письмо с рекламой второй версии батареи.


http://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/838323/838323_600.jpg
‘Назойливый покупатель приехал за чудом, а чудо, оказывается, ещё не изобрели’, 

Да, и ещё – от изначальных двух версий, на 7 и 10 киловатт-часов, осталась одна – поменьше. Десятикиловаттную батарейку с сайта тихо удалили, а батарейка на 7 стала батарейкой на 6,4. Такие действия, как понятно, ещё больше воодушевили внёсших предоплату больше года назад клиентов.

Такой вот успешный успех по перепродаже б/у китайских элементов 18650 в красивом корпусе и с обязательной оплатой абонентского обслуживания от сертифицированных партнёров, да. Очередной прорыв, всё такое технологичное, такое успешное, первым в списке достоинств батареи идёт “Beautifully Functional” – ну, вы поняли – а какие закруглённые уголочки и патентованный дизайн, ммм…

Поехали дальше. 


http://ic.pics.livejournal.com/masterok/50816465/838882/838882_600.jpg

Hyperloop

Журнал “Юный Техник” опередил своё время (я ещё помню был такой польский “Горизонты техники для детей” – эх, времена, времена) настолько, что копированием идей из него можно обеспечить себе безбедное существование.
Одна из таких идей – что-то типа увеличенной в масштабе пневмопочты, только вместо капсулы с письмом – поезд с людьми, а вместо давления воздуха – электромагниты.

Техническая концепция красивая, но упирается в кучу вопросов реализации. Поддержка вакуума в трубе с диаметром в несколько метров, притом при очень сильной вибрации (пролетает многотонная махина со скоростью пули), на протяжении сотен километров – штука нетривиальная. Маглев, в принципе, уже реализован – но опять же стоимость за километр у него огромная. Вопросы безопасности (разгерметизация вагона и все сразу покойники, а также малейшее отклонение от траектории и вылет с трассы), вопросы организации станций – много вопросов.

Но это у унылых технарей-реалистов – а мы ж про весёлого динамичного успешного позитивного гуманитария с женским именем Илона.

Маск берётся за дело отлично – в 2012 году он сообщает, что вот-вот родится новый тип транспорта. Который затмит Конкорд. Который можно будет использовать на Марсе. Который будет (я понимаю, что дежавю, да) экологичным и дешёвым (???). И в 2013 показывает видеоролик с поездом-в-трубе. На все вопросы – широкая улыбка “Не бойтесь, просто дайте денег”.

Никто, в общем, и не боится, всем интересно, что будет, так как метода решения технических проблем, озвученных выше, не приводится.

Маск обещает сделать демонстрацию и всё показать. Проходят годы, секта верующих в Маска уже считает, что всё в тайных лабораториях давно работает, и опять ждёт конца мировой энергетики (в этот раз ещё и логистики). Тайные лаборатории на самом деле называются Hyperloop Transportation Technologies (HTT) – и это не фирма, это около 500 инженеров, работающих по схеме частичной занятости, которые раз в неделю собираются на конференции по Skype и обсуждают мысли и гипотезы про будущее Hyperloop. Т.е. скажем честно – это уже выдаёт, что серьёзно вкладываться никто не хочет. В ноябре 2015 наконец-то (три года с начала прошло) начинается строительство тестовой линии, которое планируется к завершению через 32 месяца. Тестовой. Трубы. 32 месяца.

Ну а пока это идёт, публике показывают совершенно эпичное зрелище. Состоит оно в том, что по куску железнодорожного полотна в несколько сотен метров едет дрезина. Все аплодируют.

Видимо, на видео некий сверхсекретный прорыв, дающий наконец-то объяснения на вопросы вида “как в трубе на сотни километров поддерживать вакуум” – может, просто не попало в кадр, ракурс был неудачный.

Впрочем, это никак не мешает вести активную деятельность по холодному обзвону потенциальных клиентов – вплоть до РЖД. Либерастичная пресса, конечно, пытается выдать это за “тупая рашка пытается как-то хотя бы рядом постоять с гениальным американским хайтехом”, но по факту Маск ищет того, кто впишется в тему – видимо, с учётом освоения гос.бюджета и соответствующего личного интереса, выраженного в серьёзных процентах от суммы. Что ж, идея понятна – не деньги американских налогоплательщиков осваивать на “этот поезд будет нужен на Марсе, когда там будут нужны поезда!”, а разводить на бусы папуасов из колоний.

На данный момент ситуация стабильна – до следующей демонстрации ездящей по куску рельс тележки ещё больше года, новые рисунки рисуются, новые ролики рендерятся, детские конкурсы уровня советского Дворца Пионеров “Как ты видишь поезд будущего” проводятся, вложений по сути нет. С презентаций и рисунков, кстати, пропали солнечные батареи – тревожный симптом, ведь у всех фантазий Маска солнечные батареи и мантра “экологично, технологично, бесплатно” являются обязательным компонентом. Главный финансовый секрет “Как труба с вакуумом, плюс на маглеве, плюс поезд со скоростью звука, может стоить за километр дешевле обычного железнодорожного полотна” остаётся секретом. Даже понятный для освоения гос.средств США рывок в сторону “Мы раньше в области железнодорожного транспорта отставали от всех, особенно от Китая, а теперь сразу в лидеры рванём!” затих – денег даже под это “восстановление реноме” не дали.

[источники]



П.С. Для автора Маск - гениальный бизнесмен, знающий как продать любой товар, даже тот которого еще нет :-)
 
Для меня: индикатор, типичный представитель эпохи - много шума из ничего и конфет из говна в ярких обложках.

http://masterok.livejournal.com/2923495.html

Тут еще про разборку уникального аккумулятора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...
  • Ответов 255
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • antiz

    111

  • tweestr

    48

  • ReyAnd

    37

  • Richard_Riddick

    19

Текст скопирован с сайта Nalin.Ru.
При размещении в соцсетях необходима ссылка на первоисточник.
При размещении в других СМИ требуется разрешение редакции "На Линии" или полное соблюдение Правил использования материалов интернет-издания "На Линии"
 

Как Маск вырубил остров ради пиар-экологии

 

Как целый остров перешёл на электричество, и тут как... да в общем-то, и ничего.

В ноябре 2016 года профильные гуманитарные “гиковские” СМИ, монетизирующие клики на научноподобной поп-тематике, всколыхнула новость из любимой категории “Ну вот и всё… Началось”.

Суть новости была примерно такой:

Tesla Motors объявила о переключении острова в Американском Самоа (территория США в южной части Тихого океана) на солнечные батареи. Об этом компания сообщила на своей странице в Twitter.

«Остров в Американском Самоа переведен почти на 100%-е обеспечение солнечной энергией благодаря более чем 5,3 тыс. солнечных панелей и 60 аккумуляторов Tesla», — говорится в сообщении.

Ну или такой:

Вместо архаичных дизельных генераторов инженеры Tesla оборудовали остров энергосистемой из 5328 солнечных панелей с фотоэлементами и 60 фирменных аккумуляторов Powerpack.

Эпитеты, в зависимости от СМИ, менялись, но гарцевали вокруг “прорыв”, “будущеерядом”, “успешныйуспехуспешен” и тому подобными звонкими фантиками, в которые по традиции заворачивается ключ от пустого чулана.

Что же по факту произошло? Давайте разберёмся.

Первоисточник новости – запись в блоге убыточной компании, принадлежащей двоюродному брату И.Маска, SolarCity. Компания успешна в стиле Тесла – она не выполнила ни одного успешного проекта и на один доллар прибыли имеет 6 долларов убытков.

Речь идёт об острове Тау, который юридически относится к США, но по факту находится в примерно 6500 километрах от Америки. Население острова составляет около 600 человек, в основном аборигенов, электричество для которых появилось в последние несколько десятилетий. На острове есть даже аэропорт, принимающий несколько воздушных судов в день, но используется он исключительно для частных перелётов.

 

 

 

В части чисел декларируется следующее:

Установлено 5328 солнечных панелей, способных при нужной погоде генерить до 1,4 МВт;

Установлено 60 аккумуляторов Powerpack (это промышленный аккумулятор, не путать с Powerwall), способных хранить до 6 МВт*ч;

С этим объёмом хранения электричества на потребности острова может хватить до 3х дней;

Ранее острову в год надо было около 415 тысяч литров солярки;

Что ж, начнём.

Ситуация с заменяемыми генераторами

Для подчёркивания экологичной экологичности идёт постоянный акцент на том, что “плохие и дымящие дизельные генераторы, на которые расходовалось дикое количество топлива, были успешно заменены”.

Посчитаем. Декларируемые 415 тысяч литров солярки – это пять цистерн на весь остров на год, чуть больше тонны на сутки. Исходя из этого, фактический расход топлива будет примерно в 415.000 / (365 * 24) = 47 литра в час. Да, и это мы ещё делаем допущение, что их надо было 415 тысяч, а теперь надо нуль – что, в общем, не так, т.е. расход сильно снизился, но не обнулился.

И тут мы натыкаемся на первую странность – если попробовать найти дизель-генератор, исходя из такого потребления, то пиковая мощность у таких систем будет около 270 кВт – например, Gesan DTA 300 E или VibroPower VP 250.

Фактическая мощность устройств, потребляющих такие объёмы топлива, в несколько раз меньше, чем задекларированная в проекте мощность солнечных батарей в 1.4 МВт. Вариантов “почему так” может быть много – например, на далёком островке работают чудо-генераторы, извлекающие из литра солярки примерно в 6 раз больше мощности, чем новенькое современное немецкое изделие (очень сомнительный вариант). Или что “для громкости чисел” генерирующие мощности фактически установленных панелей завышены в разы, т.е. для пресс-релиза взято что-то типа “номинальная пиковая генерация в идеальных условиях”, хотя разлёт чисел (около 250-270 кВт и 1.4 МВт – почти в 6 раз) для такого слишком велик. Впрочем, для варианта “и доврали про установленную мощность, и завысили исходное потребление” подойдёт отлично.

Мне удалось найти документ, который полностью подтверждает мои догадки – это официальный документ с тендера 2016 года на генераторы для острова Та’у, Американское Самоа (сохранённая копия). Процитирую:

The American Samoa Power Authority (ASPA) has started work to install a Diesel/ Solar PV Hybrid System on Ta’u Island, in the Manua group.

The existing 320KW (prime) VOLVO PENTA generator sets at Faleasao Power Plant lack adequate controls and functions for parallel operation with the Solar PV Hybrid System.

Solar PV construction work will begin in January 2016 and is expected to be completed by June 2016.

New diesels with suitable controls are required for the new Hybrid System to function satisfactorily. Three new diesels rated at 320 KW each (prime rating) will form one leg of the Hybrid system; the other two legs being the PV Array and the Battery Storage System.

The evening peak load on Faleasao is approximately 220KW which is approximately 70% of prime generator ratings. The 320KW prime rated generators allows for future load growth and the unbalance loads on Ta’u Island.

Итак, остров в пике потребляет 220 кВт. Весь проект – не замена дизельной генерации солнечной, а балансировка и увеличение надёжности. На остров хватает 1 (одного) генератора, и ещё 2 – в запасе.

Картинка, скажем так, уже сильно отличается от декларируемой. Смотрим дальше.

Экологичность

В первозданной природе острова вырубили огромную проплешину:

Kak-Mask-vyrubil-ostrov-radi-piar-ekolog

Раньше здесь был лес

А генераторы – остались. Как и запас топлива для них. Кстати, один генератор занимает около 3 квадратных метров. Ну да зачем лес-то жалеть, если речь об экологии?

Для монтажа и строительства, которое длилось около года, потребовалось несколько десятков рейсов грузовых судов, привозящих нужное оборудование. Учитывая, что основной проблемой острова было “мы настолько не нужны, что небольшой корабль с топливом (всему острову надо на год около 400 тонн – это смешные объёмы для перевозки) до нас иногда на пару месяцев опаздывает”, масштаб перевозок и задействованных для строительства мощностей перекрывает экологический ущерб от топлива на много десятилетий вперёд.

Вопросы обслуживания системы

Обслуживание дизель-генератора – штука тривиальная. Можно научить аборигена, это быстро и недорого.

Другое дело – массив солнечных батарей и аккумуляторов Powerpack. Всё ж высокотехнологичное, подключённое к Интернету, требующее специального обслуживания и наблюдения.

Остров Тау в плане климата – это крайне жаркое место. Температура там весь год классифицируется как “жарко” и “очень жарко”, и воздух прогревается под 40 градусов Цельсия. Максимальная допустимая температура систем Powerpack, как следует из официальной документации – 50 градусов Цельсия. Системы развёрнуты под открытым небом, под прямыми солнечными лучами – следовательно, вопрос активного охлаждения их даже в “пассивном” состоянии – очень актуален, иначе они могут просто сдетонировать. Не говоря уже о ситуации, когда идёт активная зарядка-разрядка и тепло выделяется ещё сильнее. Сколько электричества потребляет эта постоянно работающая система, сколько стоит её обслуживание – нигде не упоминается.

 

Равно как и о том, как поле солнечных панелей выдерживает характерные для Американского Самоа тайфуны. Безусловно, специфические солнечные панели, которые выдержат тайфун, есть – вопрос в том, сколько в результате это обошлось по стоимости и сколько стоит поддержка (мониторинг, ремонт, замена повреждённых панелей).

Интересно было бы оценить разницу в трудоёмкости, рисках и затратах между “планово подгонять раз в год мелкую посудину с дизельным топливом (по морским меркам 400-450 т. дизеля вообще ни о чём)” и “несколько судов с бригадой рабочих и спецов именно по данному виду батарей / Powerpack, кранами (один Powerpack – 1.6 тонны), грузовиками, а также топливом для кранов и грузовиков и собственно заменяемыми аккумуляторами”, которые этими кранами будут грузиться, а грузовиками развозиться, и которые теперь становятся обязательными к замене расходными материалами.

Интересным моментом также является гарантийный срок работы Powerpack, скорость деградации батарейного блока и вопросы замены оного. Я попытался найти эту информацию на официальном сайте Теслы:

Kak-Mask-vyrubil-ostrov-radi-piar-ekolog

И обнаружил, что страница имени мощной разновидности “самой успешной, переворачивающей мировую энергетику батарейки”, удалена с сайта и теперь её больше нет:

Kak-Mask-vyrubil-ostrov-radi-piar-ekolog

Что ж, придётся действовать по аналогии – ведь батарейные модули в Powerpack те же, что и в Powerwall, это декларируется Теслой изначально. Возьмём гарантию на Powerwall и посмотрим:

Мегаватт-часы у нас будут, безусловно, другими, но темп деградации аккумуляторного блока будет явно либо такой же, либо очень схожий – технология-то одна и та же.Exhibit A

The Product shall maintain >85% of its initial rated capacity until the earliest to occur of:
(a) The lithium-ion battery cells in the Product have reached 4 MWh of aggregate discharge throughput (at the battery DC output); or
(b) 2 years have expired from the Original Installation Date.

The Product shall maintain >72% of its initial rated capacity until the earliest to occur of:
(a) The lithium-ion battery cells in the Product have reached 9 MWh of aggregate discharge throughput (at the battery DC output); or
(b) 5 years have expired from the Original Installation Date.

The Product shall maintain >60% of its initial rated capacity until the earliest to occur of:
(a) The lithium-ion battery cells in the Product have reached 18 MWh of aggregate discharge throughput (at the battery DC output); or
(b) 10 years have expired from the Original Installation Date.

15% потерь через 2 года после начала использования – говоря проще, задача ежегодного обслуживания, притом с доставкой новых Powerpack и батарейных модулей к ним – очевидна. Как, интересно, это ложится в канву “труднодоступный жутко далёкий остров, туда разово 400 тонн солярки в год привезти – проблема, могли на 2 месяца задержать рейс”? Раз в год дизеля цистерну притащить – проблема, туда-сюда мотаться за экзотическими комплектующими к штучному решению – видимо, куда как проще.

Нестыковка, да. Впрочем, всё упирается в сумму затрат – а она, судя по явному умалчиванию и отговоркам при помощи сектантских мантр “раз экологично-электрично, то точно и всегда дешевле”, огромна.

Мягкое передёргивание про PowerPACK vs PowerWALL

Ряд источников, окончательно сойдя с ума, сделал из новости вывод “целый остров, по сути мини-государство, можно запитать от нескольких десятков великих батарей Маска – что уж говорить о том, какие ослепительные успехи ждут настенные батареи?”.

В проекте развёрнуто 60 систем Powerpack. Это не настенная батарейка Маска, с которой у него уже два года ничего не выходит – это полуторатонная “промышленная” система на 200 кВт*ч, штучно производящаяся под заказ. У настенной Powerwall – 6.5 кВт*ч.

Математика подсказывает, что чтобы “в лоб” по ёмкости заменить одно на другое, надо в 30 раз больше Powerwall’ов – то есть 1800 штук. Это при 600 людях на острове – притом большинство аборигенов потребляет абсолютный минимум, свет да коммуникации – по 3 Powerwall’а на человека (!!!). Удивительно, как вообще при таких цифрах кто-то ещё репостит мифы двухлетней давности про “на стенку батарею в загородном доме вешаешь и через неё весь дом запитывается”.

Финансирование

Несмотря на подачу “раз на электричестве и солнечной энергии, то всё точно дешевле, чем обычное”, при переходе к конкретике вопрос как-то затихает.

Действительно, на практике не окупаются даже обычные, самые дешёвые и простые солнечные панели – какой-то разумный срок хотя бы возврата средств появляется разве что при специально высокой цене на электроэнергию. А уж специфичные, для работы на удалённом острове, в сложных погодных условиях – можно представить себе расходную часть.

Впрочем, как и у других показательных проектов SolarCity, всё проще:

На реализацию проекта у Tesla и SolarCity ушло меньше года. Финансированием занимались Агентство по защите окружающей среды США, Министерство внутренних ресурсов и Управление по экономическому развитию Американского Самоа.

То есть очередное успешное освоение госбюджета на штучное показательное решение. Которое не улучшает, а лишь ухудшает ситуацию с экологией – одно лишь масштабное строительство на таком острове (10 х 6 км по максимальным измерениям) уже серьёзно влияет на экологию, а учитывая, что генераторы никуда не делись (их в 2016м году лишь обновили), и подавно.

Успех за успехом, что и сказать.

Что ж, можно резюмировать.

Итог

Состоялось показательное и явно стоящее огромных денег развёртывание некоторых компонентов системы электроснабжения, покрывающего масштаб “один крупный дом”.

Подающийся как “замена дизель-генераторам” проект по факту является дополнением к ним.

Экологический эффект – отрицательный; на маленьком островке с красивой природой для красивой рекламной картинки, вырубили кучу леса и сделали “показательное” поле солнечных батарей.

Реальное количество солнечных панелей и промышленных систем энергосбережения, чтобы покрыть потребности 600 человек (это население одного многоквартирного жилого дома – скажем, в 6 подъездов и 20 этажей) – притом 600 человек с минимальными запросами по части комфорта и потребления! – исчисляется тысячами. Да, и они все равно не могут обеспечить ситуацию “теперь дизель-генераторы можно убирать совсем” – т.е. эта схема не подразумевает надёжности решения в случае работы “без генератора”.

Реальные затраты на проект неизвестны, но даже лобовое сложение стоимости нескольких тысяч солнечных панелей, плюс десятков Powerpack, плюс их доставки за тысячи километров и монтажа на острове, с предварительной расчисткой девственной природы, даёт числа, которые позволяют очень много лет (сотни) покупать 400 тонн солярки в год. При том, повторюсь, что солярку на остров привозить приходится, генераторы продолжают использоваться.

Что по итогам? Очередная дико дорогая и неудачная показуха в тесла-стиле. Которая, до кучи, ещё и показывает то, про что было написано ещё 2 года назад – сказочность сценария с “настенная батарейка запитывает весь дом и зарабатывает деньги, пока-пока Газпром”.

Хотя, в общем – а разве кто-то сомневался?

Источник.

 

 

 

 

 


В комментариях есть некоторые уточнения, но я бы не назвал их существенными.

Типа - оценка проекта около 10 млн. долл.

Закуп ГСМ - 800 тыс. долл.

Окупаемость 12 лет, а в статье "сотни лет".

 

НО - нет учета обслуживания (более дорого, более технологично, чаще требуется).

Нет учета замена аккумуляторов - каждые 5 лет в самом дешевом случае - 4,5 млн. долл.

Затраты на замену 1 млн. долл.

Итого получаем окупаемость - почти бесконечную, имхо.

 

Также обосновывают, почему 1,4 мегавата солнечно установленной мощности это не избыточная мощность, по сравнению с 0,22 мегавата дизельной мощности.

Изменено пользователем antiz
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Интересно, в 61 наши бабушки и дедушки так же ждали запуска, как и я сейчас? :) . Они летят на Марс и везут туда автомобиль с музычкой :))). Кто-нибудь смотрит? Взлетит или нет?


https://youtu.be/ws9C_UFvBGc

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не на Марс. Я смотрел. Красивая посадка.
 
Не ожидал, что буду так переживать на старте и при отделении боковых ускорителей.
Маск красавчик. Стримы на высоте. Популяризирует науку и космос, хотя этим должно заниматься правительство наших с вами стран.. у нас ракеты освящают.. :застрелился:  
 
Смотрю трансляции запусков в русской озвучке на канале Alpha Centauri.

Ребята с Украины, кстати. Всегда какие-нибудь дополнительные подробности рассказывают.

Изменено пользователем tweestr
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разгон ракеты, 8 сек до сотни, автомобили и то быстрее разгоняются :)


Разгон ракеты, 8 сек до сотни, автомобили и то быстрее разгоняются :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 


Маск красавчик. Стримы на высоте. Популяризирует науку и космос
И продает огнеметы на случай зомби-апокалипсиса  :lol:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пасиба, падрачил на маска  :crazy:

 

зы: какой то серьезный разбор этого бреда (ну типа прорыв и все такое), будет?

зы2: тесла весит от силы полторы тонны, ну две - и чего? Последний марсоход весил 3400 кг. 


реально же 60 тонн на НОО или 23 на ГСО он же не отправил и 7 тонн к марсу не летят? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

зы: какой то серьезный разбор этого бреда (ну типа прорыв и все такое), будет?

Ну это не прям прорыв. Они уже давно ступень первую возвращают. Прост, тут их больше.

 

зы2: тесла весит от силы полторы тонны, ну две - и чего? Последний марсоход весил 3400 кг.

Это тестовый первый пуск, поэтому груз не серьезный. Вероятно тут они тестировали сцепку 3-х первых ступеней их синхронную работу и возврат. Масса полезного груза в таком случае не важна.

Через 4 месяца запланирован еще один пуск.

 

реально же 60 тонн на НОО или 23 на ГСО он же не отправил и 7 тонн к марсу не летят?

Эти цифры взяты с учётом не возврата первой ступени. Поэтому ответ выше.

Изменено пользователем tweestr
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подведем черту:

они запустили ракету, которую уже запускали они же сами, и она принципиально не отличается от других

они запустили вес, который меньше уже запускали, в том числе до марса 

они запустили сцепку, которую уже запускали на других ракетах много много много лет назад

 

и они опять пообещали ___________________ (впишите сюда что отите)

 

Стесняюсь спросить: прорыв та где? 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

они запустили ракету, которую уже запускали они же сами, и она принципиально не отличается от других

От других своих РН она отличается доработанным центральным блоком (тот что разбился при приземлении), который должен был нести два боковых ускорителя. Боковые ускорители принципиально конструкцией не отличаются от тех, что используются в falcon 9, это уже БУ ступени. Вообще в этом же и замысел, что бы максимально удешевить производство - прост скрепить 3 своих существующих ракеты и получить одну большу ракету. Чем меньше принципиальных отличий, которые ты ищешь, тем лучше.

От РН других компаний она отличается тем, что может нести вес в 2 раза больше существующих РН и способна возвращать первую ступень (при меньшем весе полезной нагрузки)

Вот цифры из WP:

"При этом компания SpaceX утверждает, что стоимость одного запуска составляет 90 миллионов долларов США, при том что стоимость запуска Delta Heavy составляет примерно 435 миллионов долларов"

Falcon Heavy:

Масса полезной нагрузки - на НОО 63 800 кг. на ГПО 26 700 кг.

Delta IV Heavy:

Capacity Payload - to LEO 28,790 kg, to GTO 14,220 kg

 

они запустили вес, который меньше уже запускали, в том числе до марса

Это тестовый пуск. Ты считаешь, что нужно было отправлять груз на Марс? Может сразу людей?

 

они запустили сцепку, которую уже запускали на других ракетах много много много лет назад

Их сцепка несёт больший вес и возвращает первую ступень (вторую, кстати, тоже может).

Еще они создали автомобиль на 4-х колёсах, хотя такие машины уже существовали аж в 19 веке. Не идиоты ли)

Изменено пользователем tweestr
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@tweestr, давай подведем черту: они ничего не сделали того чего можно потрогать, а только рассказывают про прорыв и хайтек, пока что? 

Теслу даже обсуждать не вижу смысла, тему "создал не он", тема создана для распила дотаций. Никаких "прорывных прорывов" там насколько я знаю нет (а только чистый и тупой пиар).

Но моет конечно я чего то не знаю? 

 


 

 


"При этом компания SpaceX утверждает, что стоимость одного запуска составляет 90 миллионов долларов США, при том что стоимость запуска Delta Heavy составляет примерно 435 миллионов долларов"

:lol:  :lol:  :lol:  :lol:

утверждает - ключевое! 

а 453 млн - это посчитанный ФАКТ

 

вспоминается анекдот:

Сын спрашивает у отца: 
- Что такое "реально" и что такое "гипотетически"? 
- Сынок, как бы тебе обьяснить, давай лучше разберем на примере. 
- Хорошо. 
- Иди к маме и спроси переспала бы она за 1млн. баксов с негром. 
Мальчик возвращается: 
- Говорит, что переспала бы. 
- Вот, а теперь спроси это у сестры. 
- Она то же согласна. 
- А теперь у деда спроси переспит ли он с негром за миллион долларов. 
- Дед тоже согласен. 
- Вот видишь, гипотетически у нас есть 3 млн баксов, а реально - две проститутки и пидарас...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

утверждает - ключевое!

:fool:

Обе суммы озвучены представителями компании. То, что в контексте есть "утверждает" - так с таким же успехом можно написать, что "стоимость запуска Delta IV Heavy, по утверждению ULA, равняется ~$400млн" и смысл не изменится. Я лично эти суммы не пересчитывал, ты, скорее всего, тоже.

 

"Анонсированная стоимость запуска Falcon Heavy несколько раз менялась. В 2011 году она составляла 80—125 млн $[20]. В 2012 году указывалась стоимость запуска 83 млн. $ при полезной нагрузке до 6,4 т на ГПО и 128 млн. для нагрузки более 6,4 т на ГПО, в 2013 году была указана стоимость соответственно 77,1 и 135 млн. С 2014 года на сайте компании указывалась только стоимость запуска с полезной нагрузкой до 6,4 т на ГПО, которая тогда составляла 85 млн, увеличившись до 90 млн. в 2015 году (для спутников массой до 8 т на ГПО)[21]."

В любом случае разница колоссальна.

 

а 453 млн - это посчитанный ФАКТ

Я тебе умиляюсь. У Delta Heavy - посчитанный факт! А у Space X, видимо, гл. бухгалтер пришёл, посмотрел на ракету, - "Ну.. тут примерно $90млн", и ушел заполнять отчеты.

 

давай подведем черту

Нахуй. Себе дороже с тобой спорить.

Если тебе интересно, сам ищи информацию, подводи итоги, ставь черту, хоть обмажься этим всем.

Я удивляюсь как у людей терпения хватает с тобой дискуссии на несколько страниц вести.

Изменено пользователем tweestr
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Груз действительно несерьезный: они же тестируют системы. :) . А где прорыв? Так вот же он :) : сверхтяжелая ракета улетела в космос и на землю вернулись разгонные блоки. Вспомните, как несколько лет назад говорили "он говорит что посадит первую ступень", потом говорили "он говорит что сможет ее потом использовать", сейчас говорят "он говорит что она выведет на орбиту достаточный для полета на Марс вес"... А он делает. А мы внедряем богословие в ракетостроение и российские ракеты на Марс пока не летят. Не мешайте мне радоваться космическим успехам человечества. :unknw:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 


В любом случае разница колоссальна.

я про то, что это только заявление и ничего больше

очередной пиар


 

 


Я тебе умиляюсь. У Delta Heavy - посчитанный факт! А у Space X, видимо, гл. бухгалтер пришёл, посмотрел на ракету, - "Ну.. тут примерно $90млн", и ушел заполнять отчеты.

просто ты мало знаешь про реальность "как работает наса и как работает спейсХ"

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не мешайте мне радоваться космическим успехам человечества.

 

27881392_412655762512000_394711243149855

 

Гравировка на одной из плат вчерашней Теслы, если я правильно понял.

Тут не поспоришь, пиариться Маск умеет. Вон даже Антиз обзавидовался весь)

Изменено пользователем tweestr
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 


Груз действительно несерьезный: они же тестируют системы. . А где прорыв? Так вот же он : сверхтяжелая ракета улетела в космос и на землю вернулись разгонные блоки. Вспомните, как несколько лет назад говорили "он говорит что посадит первую ступень", потом говорили "он говорит что сможет ее потом использовать", сейчас говорят "он говорит что она выведет на орбиту достаточный для полета на Марс вес"... А он делает. А мы внедряем богословие в ракетостроение и российские ракеты на Марс пока не летят. Не мешайте мне радоваться космическим успехам человечества.

возвращаемые и отправленные снова в космос ступени прорабатывались как в СССР так и США

только в обоих случаях такую схему признали негодной из за высокой стоимости восстановления, сложностями транспортировки и незначительной итоговой стоимости корпусов, в стоимости самой ракеты

ключевая стоимость там:

двигателя - ресурса убиваемого за полет

сам выводимый груз

топливо

 

То есть вся эта хрень, показанная по телевизеру - "сейчас пиар, а там посмотрим".

Запустим пустую ракету за счет наса - а напишем дешего и круто.

Хомячки подрочат радостно "на прорыв и хайтек" и еще бабла принесут.

 


 

 


Гравировка на одной из плат вчерашней Теслы, если я правильно понял. Тут не поспоришь, пиариться Маск умеет. Вон даже Антиз обзавидовался весь)

тупорылая надпись

инопланетяни наверно прочитают и умиляться 

зы: нармальные надписи в космос так же доставлялись до маска 50 лет назад, на порядки более содержательно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Весьма дельное на тему запуска Falcon Heavy.

https://riafan.ru/1023549-zapusk-falcon-heavy-ilon-ma..

Я лишь - дабы не дублировать текст - пройдусь по событию тезисно.

Ракета Falcon Heavy была придумана в 2004 году (14 лет назад), а фактически разрабатываться начала в 2011 году (7 лет назад). Её первый запуск переносился 8 или 9 раз. Параметры ракеты также менялись в различные стороны, поэтому в принципе можно говорить о том, что сейчас взлетело совсем не то, что планировалось изначально.

Планировалось классическое "Если сделать что-то огромное, то в силу оптовости оно будет эффективным, потому что иначе не бывает". Это планирование уровня анекдота "Грудинин предложил построить в тайге завод по производству всего. По замыслу олигарха, этот завод очень быстро вытеснит с мирового рынка все остальные заводы" традиционно не учитывает нелинейность всяких штук в природе - например, рысь сильнее кота, а тигр сильнее рыси, но вот при дальнейшем росте габаритов происходит не дальнейшая позитивная тенденция, а обратное - появляется куча факторов, из-за которых кот размером с дом не просто не сильнее, а не может существовать.

В текущем первом запуске мы наблюдаем по сути провал по всем пунктам.

- Выведена условно полезная нагрузка в полторы тонны, что менее 10% от декларируемого;
- Вывод даже такой крохотной нагрузки привёл к тому, что один из ускорителей разбился из-за недостатка топлива;
- Допущена ошибка в навигации и полёт получится не к Марсу;

По сути не получилось ни ракеты с уникальными характеристиками, ни каких-либо прорывов. Более того, лажанулись на том, что вроде-как-уже-сто-раз-отработано.

На данном инциденте можно наглядно проанализировать текущее состояние секты верующих в хайтех и маскофилов в частности. Кратко это состояние описывается известным словосочетанием "хоть ссы в глаза".

Если бы маскофил пришёл в магазин за мясом, оплатил два кило говядины, и ему выдали бы куриную ножку весом в 250 грамм, его хватил бы удар, а крики "ворьё! с ума вообще сошли!" обрушили бы потолок заведения. Однако когда Маск обещает сделать изделие с техническими параметрами A, B, C, а делает, 150 раз сорвав все сроки, изделие с параметрами 0.1*A, 0.2*B, 0.15*C - то это "а ничего, главное что-то полетело, главное хоть что-то хоть как-то хоть кое-как, а потом доработают". Миф стойкий и предполагает, что если деньги выделялись на Ту-160, а сделали "кукурузник", то надо просто посидеть и подождать, и оно само сэволюционирует. Вот-вот, иначе не бывает. При этом ни одного примера такой "эволюции" нет. Нет ни одной спущенной на воду надувной рыбацкой лодки, которая плавно сэволюционировала в эсминец. Миф есть, а фактов нет.

Вторым важнейшим постулатом секты является вера в CapEx. Это очень важный постулат и гласит он следующее - "да, мы всё считаем на бабло; но если у чего-то, что называется хайтехом, убытки, то это не считается - они просто Вкладываются В Будущее". Это постулат секты и он не нуждается в доказательствах - в него веруют и точка. То есть любой минус - это не безграмотное управление и воровство, а исключительно вложение в будущее. Такие вложения вообще - я лично наблюдал - характеризуются кучей патентной работы, тонной НИОКР и появлением тьмы "сопутствующих" технологий. Грубо говоря, если вы годами пилите уникальный ракетный двигатель, в котором всё уникальное (ну, как веруют в секте), и реально вкладываетесь в перспективы, исследования и науку, то вы будете иметь кучу наработок в материаловедении, кучу вспомогательных девайсов, и всё это будет постоянно появляться, дорабатываться, и в результате на момент когда движок будет объявлен готовым, у вас будет просто-таки букет технологий и агрегатов. Все с чёткими прорывными характеристиками. Проблемка в том, что фирме SpaceX полтора десятка лет, а технологий таких нет. И девайсов уникальных нет. Нет таковых и у фирмы Tesla - иначе бы за движки или батарейки, которые ну хотя бы на 10% эффективнее аналогов уже бы выдавали любые деньги другие производители. Патенты есть, а технологий нет - потому что запатентовать можно что угодно, главное чтобы необычное, да вот прорывов нет. В результате в секте маскофилов ритмично повторяют "а, ну и что что в минус работают, это всё вложения в будущее", а вложений и будущего как не было, так и нет. Сидеть в миллиардных минусах годами и ничего прорывного не разработать - это как-то странненько.

Новая эра действительно началась. Я её с год назад предрекал, когда написал длинную статью про частный космос. Там кратко было про то, что если весь космос упёрся в "главное чтобы как можно доступнее была возможность сделать селфи и зачекиниться в настоящем космосе", то это и будут прокачивать. Суммы могут осваиваться чудовищные, только вот никакого развития, пропорционального этим суммам, просто не будет. А зачем? Ведь и так прибыль идёт, а это цель коммерческой компании.

Сейчас мы наблюдаем вживую то, что всё к этому не скатывается, а скатилось. Да, запуск по всем параметрам - от бессмысленной и мусорной "полезной нагрузки" до "целились в Марс, потом в орбиту Марса, потом хотя бы в сторону Марса, а потом да хер с ней, пусть хоть куда-нибудь улетит" - провалился (это не считая милых подробностей "один из ускорителей упал и грохнул баржу"). Но посмотрите на реакцию.

Знаете, откуда эта реакция? Это предпоследняя сцена из "Того самого Мюнхгаузена": https://youtu.be/tw0VrqbKe7U?t=3364

Когда "Да, господа. Это уже третье путешествие на Луну моего мужа. Первые два мы совершили с ним вместе".

Накал коллективного самообмана таков, что "Замок лгунов" отдыхает. Создана виртуальная реальность, в которой машина уже по сути на Марсе. Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь.

Фишка только в том, что Мюнхгаузен был известен не потому что летал на Луну, а потому что не врал никогда. Здесь же всё ровно наоборот - с "он опять сотворил это, уиииии, божечки-божечки, как классненько" и каноническим "... а значит и дальше сидим да посмеиваемся, как же классно жить в то время, когда только и успевай рефрешить новости - всё само по себе вокруг, да такое классное, да смысл-то что-то делать - всё ж так меняется, ох и хитро же мы придумали".

Да-да.

Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь.

Только, в отличии от фильма, никто уже не заменит сырой порох на настоящий.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...