Перейти к содержанию

Кто такие энтузиасты, и почему в честь них назвали шоссе?


Richard_Riddick

Рекомендуемые сообщения

Шоссе Энтузиастов - одна из крупнейших магистралей Москвы. Но почему оно так странно называется? Кто такие энтузиасты? И что они забыли в этих местах?

 

eded358e5480.jpg

 

Царская дорога.

Изначально, это была дорога на Владимир. Она появилась примерно в 15 веке, чтобы соединить Москву с этим городом. Это был новый более удобный и короткий путь. Раньше дорога уже существовала и проходила в другом месте - через село Стромынь.

 

Село Измайлово
 
4ec21ee4763a.jpg
 
До 17 века новое "шоссе" также использовали, для того чтобы возить продовольствие, продукцию из льна и другие необходимые для царской жизни вещи в село Измайлово.

Однако среди обычных жителей, со временем, эту часть Владимирского тракта стали называть просто "Владимирка". Так это место с 17 века стало начальным пунктом отправления заключённых на каторгу в Сибирь.

Владимирский тракт в 19 веке. 
 
234d40d5fe52.jpg
 
Путь тяжелее самой каторги.

В колоннах двигались участники крестьянских восстаний и другие противники самодержавия. Причём шли они пешком, закованные в кандалы. Группа передвигалась не по проезжей части, а по разбитым грунтовым тропам, которые располагались рядом.

Ссыльные по пути на каторгу в Сибирь, 19 век.
 
75cc02d9b13b.jpg
 
Каторжники были обязаны проходить в месяц более 533 километров пути. Например, такими темпами, они могли дойти до города Нерчинска примерно за полтора-два года. Интересно, что время "путешествия" в основной срок каторги не засчитывалось.

Многие арестанты считали, что путь был сложнее самой каторги. В том числе потому, что Владимирский тракт работал круглый год. Ходили здесь и в сильные морозы, и во времена весенних половодий, и в летнюю жару.

Причём "проходимость" у дороги была не маленькой. Число ссыльных по документам Тюменского приказа с 1853 по 1862 гг. составило более 100 тысяч человек. И каждый год цифра увеличивалась, превысив в 1890-м отметку в 260 тысяч ссыльных.
 
Схема Владимирского тракта. 
 
8c9f0f4fc7ff.jpg
 
Кто такие энтузиасты?

Своё значение "Владимирка" потеряла лишь в конце 19 века, когда ввели в строй Транссибирскую магистраль. Тогда каторжан перестали водить до места ссылки пешком. И стали отвозить в Сибирь по железной дороге.
 
6c0f515411d0.jpg
 
После этого местность стала застраиваться предприятиями. Появлялись рабочие посёлки. Например, предшественник знаменитой Дангауэровки в районе современной станции метро Авиамоторная. Но москвичи ещё долго помнили, что раньше происходило на этой дороге.

Даже некоторые писатели упоминали Владимирский тракт. Например, А.П. Чехов характеризовал дорогу, как "горестную и безнадёжную". А многие революционные агитаторы в начале 20 века использовали историю "Владимирки", чтобы показать жестокость самодержавия.
 
Шоссе Энтузиастов на карте Москвы в 1920-х.
 
e2cb273a08a6.jpg
 
Большевики решили расправиться с дурной славой этих мест. Поэтому в 1919 году по инициативе народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского дорогу переименовали в Шоссе Энтузиастов. Под последними предложили понимать революционеров, которые пожертвовали своей свободой, но не отказались от тех идей, в которые верили.

Шоссе Энтузиастов во времена СССР.
 
c984de2f6437.jpg
 
Шоссе Энтузиастов, 1990-е.
 
abacea7c4db2.jpg
 
Сейчас о мрачной истории шоссе Энтузиастов уже ничего не напоминает. А многие москвичи и не задумываются, кто эти самые энтузиасты, в честь которых магистраль получила название...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...