Перейти к содержанию

Кто такие энтузиасты, и почему в честь них назвали шоссе?


Richard_Riddick

Рекомендуемые сообщения

Шоссе Энтузиастов - одна из крупнейших магистралей Москвы. Но почему оно так странно называется? Кто такие энтузиасты? И что они забыли в этих местах?

 

eded358e5480.jpg

 

Царская дорога.

Изначально, это была дорога на Владимир. Она появилась примерно в 15 веке, чтобы соединить Москву с этим городом. Это был новый более удобный и короткий путь. Раньше дорога уже существовала и проходила в другом месте - через село Стромынь.

 

Село Измайлово
 
4ec21ee4763a.jpg
 
До 17 века новое "шоссе" также использовали, для того чтобы возить продовольствие, продукцию из льна и другие необходимые для царской жизни вещи в село Измайлово.

Однако среди обычных жителей, со временем, эту часть Владимирского тракта стали называть просто "Владимирка". Так это место с 17 века стало начальным пунктом отправления заключённых на каторгу в Сибирь.

Владимирский тракт в 19 веке. 
 
234d40d5fe52.jpg
 
Путь тяжелее самой каторги.

В колоннах двигались участники крестьянских восстаний и другие противники самодержавия. Причём шли они пешком, закованные в кандалы. Группа передвигалась не по проезжей части, а по разбитым грунтовым тропам, которые располагались рядом.

Ссыльные по пути на каторгу в Сибирь, 19 век.
 
75cc02d9b13b.jpg
 
Каторжники были обязаны проходить в месяц более 533 километров пути. Например, такими темпами, они могли дойти до города Нерчинска примерно за полтора-два года. Интересно, что время "путешествия" в основной срок каторги не засчитывалось.

Многие арестанты считали, что путь был сложнее самой каторги. В том числе потому, что Владимирский тракт работал круглый год. Ходили здесь и в сильные морозы, и во времена весенних половодий, и в летнюю жару.

Причём "проходимость" у дороги была не маленькой. Число ссыльных по документам Тюменского приказа с 1853 по 1862 гг. составило более 100 тысяч человек. И каждый год цифра увеличивалась, превысив в 1890-м отметку в 260 тысяч ссыльных.
 
Схема Владимирского тракта. 
 
8c9f0f4fc7ff.jpg
 
Кто такие энтузиасты?

Своё значение "Владимирка" потеряла лишь в конце 19 века, когда ввели в строй Транссибирскую магистраль. Тогда каторжан перестали водить до места ссылки пешком. И стали отвозить в Сибирь по железной дороге.
 
6c0f515411d0.jpg
 
После этого местность стала застраиваться предприятиями. Появлялись рабочие посёлки. Например, предшественник знаменитой Дангауэровки в районе современной станции метро Авиамоторная. Но москвичи ещё долго помнили, что раньше происходило на этой дороге.

Даже некоторые писатели упоминали Владимирский тракт. Например, А.П. Чехов характеризовал дорогу, как "горестную и безнадёжную". А многие революционные агитаторы в начале 20 века использовали историю "Владимирки", чтобы показать жестокость самодержавия.
 
Шоссе Энтузиастов на карте Москвы в 1920-х.
 
e2cb273a08a6.jpg
 
Большевики решили расправиться с дурной славой этих мест. Поэтому в 1919 году по инициативе народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского дорогу переименовали в Шоссе Энтузиастов. Под последними предложили понимать революционеров, которые пожертвовали своей свободой, но не отказались от тех идей, в которые верили.

Шоссе Энтузиастов во времена СССР.
 
c984de2f6437.jpg
 
Шоссе Энтузиастов, 1990-е.
 
abacea7c4db2.jpg
 
Сейчас о мрачной истории шоссе Энтузиастов уже ничего не напоминает. А многие москвичи и не задумываются, кто эти самые энтузиасты, в честь которых магистраль получила название...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...