Перейти к содержанию

Kolohousenka (ЛТ)


AleFed

Рекомендуемые сообщения

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/ckd_kh50_1.jpg

 

ČKD KH-50 \ KH-60 \ KH-70

Легкие танки

Официальное обозначение: ČKD KH-50 \ KH-60 \ KH-70
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1924 г.
Дата постройки первого прототипа: 1933 г.

Стадия завершения работ: построено около 10 прототипов, проект закрыт в виду технологической недоработанности.

В середине 1920-х гг. ведущие танкостроительные страны, увлеченные новомодными тенденциями, много внимания уделяли сверхлегким боевым гусеничным машинам, предназначенным для ведения разведки (танкетки), и колесно-гусеничным боевым машинам – им отводилась роль “быстроходных танков”, которые должны были громить тылы противника и вести преследование отступающих войск.

Принцип использования смены хода имел два технических решения. Первое, активно продвигавшееся американским инженером Дж.У.Кристи, заключалось в использовании основных (опорных) катков для движения как на гусеницах, так и на колесах. Преимущества подобной схемы были налицо, однако сам процесс “переобувания” требовал выхода танкистов из танка, что в боевой обстановке делать было крайне нежелательно. Второй вариант предусматривал раздельное использование колесной и гусеничной ходовой части. В техническом плане реализовать подобный проект было более сложной задачей, но при этом экипаж мог находится внутри машины, не подвергая себя лишнему риску.

Именно такое решение было выбрано фирмой Carden-Loyd при проектировании танкеток Mk.IV и Mk.V, а также фирмами Saurer (бронетранспортер RR-7, затем Sd.Kfz.254), ADMK (транспортер “Mulus”) и Landsverk (легкие танки L-5, L-30 и L-80). Наибольших успехов достигли австрийские конструкторы, машины которых состояли не только на вооружение собственной армии, но и вермахта. Впрочем, достойную конкуренцию им могли бы составить разработки чехословацких инженеров, если бы не сложившиеся обстоятельства.

Работы на колесно-гусеничным шасси чехословацкого образца проводил кнгломерат фирм Ringhoffer, Laurin a Klement (позднее вошла в состав фирмы Skoda) и Breitfeld-Danek (позднее была объеденена с фирмой ČKD). Помощь в работе оказал инженер Фоллмер, известный своими проектами танков A7V и LK, а также фирма Hille-Werke из Дрездена.

Чтобы облегчить процесс проектирования и постройки прототипа за основу был взят трактор Hanomag WD-50PS. Эта машина строилась по лицензии фирмы Caterpillar и стала популярной в начале 1920-х гг. благодаря надежной конструкции. Совместными усилиями чехословацких и немецких коллег ходовая часть трактора была доработана под установку колес автомобильного типа и подъёмных механизмов. Моторный отсек перенесли в кормовую часть корпуса, а место механика-водителя, соответственно, расположили в носовой части. Корпус не бронировался. На тракторе устанавливался бензиновый двигатель WD-50 немецкого производства мощностью 50 л.с. и рабочим объёмом 8229 см.куб. Трансмиссия была механической, с ручной 4-ступенчатой коробкой переключения передач (3 скорости вперед и 1 назад). Запас топлива размещался в одном баке и составлял 160 литров.
Применительно на один борт ходовая часть включала 10 металлических опорных катков малого диаметра с блокированной подвеской на пружинных рессорах и пять поддерживающих роликов. Ведущие колеса размещались сзади, направляющие (натяжные) – спереди. Гусеница состояла из 48 стальных траков шириной 300 мм.

Автомобильные колеса с бескамерными шинами располагались по бортам. Передние колеса не имели подрессоривания и служили для поворота машины. Задние колеса были выполнены двускатными, для улучшения проходимости по пересеченной местности, с амортизацией на листовых полуэллиптических рессорах. Смена хода проводилась при помощи механического привода за 20 минут.

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/ckd_kh60_test_3.jpghttp://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/skoda_kh50_3.jpg

Первый опытный образец модифицированного трактора был приобретен армией в 1923 году за 1.300.000 крон для проведения испытаний. Машина произвела неплохое впечатление – в плане ходовых качеств она была заметно лучше танков FT-17, недавно переданных Францией. Оставался открытым вопрос, как поведет себя шасси после бронирования и доработки под армейские требования.
Предварительно, постройку прототипов намеревались осуществить на немецких предприятиях, но из-за ограничений наложенных Антантой производство перенесли в Чехословакию. В том же году фирмой Breifeld-Danek было изготовлено два следующих опытных образца, получивших обозначение КН-50 (Kolohousenka 50НР – колесно-гусеничная машина с двигателем мощностью 50 л.с.). Один из них получил бронированный корпус, второй был изготовлен в виде артиллерийского тягача.

Бронированный вариант КН-50 представлял собой легкий колесно-гусеничный танк. Из-за особенностей тракторного шасси надстройка корпуса, в которой располагалось боевое и моторно-трансмиссионное отделение, получился слишком высоким при относительно небольшой ширине. Это обусловило высокую центровку танка, что не лучшим образом сказалось на ходовых качествах. Бронирование КН-50 было вполне стандартным для тех лет. Вертикальные бронелисты корпуса и башни имели толщину 14 мм, крыша и днище – по 6 мм. Носовая часть корпуса имела наклонное бронирование.

По проекту танк вооружался одной 37-мм пушкой или 7,92-мм тяжелым пулеметом Schwarzlose Š-24, размещенным в цилиндрической башне. Башня была выполнена одноместной, с верхним наклонным бронелистом и небольшой командирской башенкой оснащенной грибовидным колпаком.
Экипаж танка состоял из двух человек. Спереди находилось место механика-водителя, в боевом отделении размещался командир машины, выполнявший также обязанности заряжающего, наводчика и артиллериста. Для посадки в танк предназначалась дверь в левом борту и люк в лобовом листе корпуса. Для наблюдения за местностью имелись смотровые щели в корпусе и башне защищенные бронестеклами. Из прицельных приспособление имелся только башенный оптический прицел. Тягач КН-60 не бронировался и имел корпус из обычной стали, которым закрывалось только моторно-трансмиссионное отделение. Место механика водителя было выполнено открытым. Вооружение не устанавливалось.

На армейских испытаниях, проведенных под наблюдением специалистов VTÚ (Военно-Технического Института), выявилось множество проблем технического характера. Танк КН-50, из-за возросшей массы, показал невысокую подвижность на местности, вызванной недостаточной мощностью двигателя и высокой центровкой. Максимальная скорость составила 35 км\ч при движении на колесах (только по твердому грунту) и 15 км\ч на гусеничном ходу. Уже тогда возникли сильные сомнения относительно использования тракторного шасси для постройки танков, но полностью отказываться от КН-50 военные не спешили.

Первый этап модернизации был проведен в 1927 году усилиями фирмы ČKD. На танке был установлен новый двигатель WD-60PS мощностью 60 л.с. и новая с 4-ступенчатая коробка передач. Изменился состав вооружения – на КН-60 предполагалась установка 47-мм противотанковой пушки Vickers. Кроме того, танк оснащался обновленным корпусом, который приобрел более “ломаную” форму, и новой башней увеличенного размера.
Модернизированная таким образом машина обозначалась как КН-60. Проведенные улучшения позволили несколько увеличить максимальную скорость (до 45 и 18 км\ч соответственно), но в остальном модифицированный танк не отличался от начального варианта. В процессе доработок пушка была заменена на два 7,92-мм пулемета Š-24.

В 1929 году появилась третья, и последняя, модификация КН-70 оснащенная 70-сильным двигателем WD-70. Длина танка увелилилась до 5400 мм. Также улучшили механизм смены хода, позволивший сократить время этого процесса до 10-15 минут.
В очередной раз удалось увеличить скорость хода при движении на колесах, которая теперь составляла 60 км\ч. Однако, при этом масса танка достигла уже 9000 кг. В таком случае ожидать повышения ходовых качеств не приходилось и армия окончательно забраковала машины серии КН. Это, впрочем, не означало полного отказа от данной схемы - в 1932 году была выдана спецификация на тяжелый танк (!) оснащенный колесно-гусеничным шасси. Реализовать этот проект не представлялось возможным и в скором времени его отменили.

Данные о количестве построенных танков серии КН расходятся. Пока можно смело утверждать о наличии одного небронированного шасси, двух КН-50, двух КН-60 и одного КН-70. Утверждается, что оба КН-60 были проданы (или предоставлены для испытаний) Советскому Союзу в 1927 году. Единственный образец танка КН-70 тремя годами позже был отправлен в Италию. Подробности этих контрактов, как и испытаний танков итальянскими и советскими специалистами, пока остаются не выясненными.

Что касается КН-50, то первый опытный образец, после интенсивных испытаний, очень скоро пришле в ветхое состояние и был разобран. Опытный образец КН-60 с номером 13362, в 1930 году был принята армией ЧСР в ограниченную эксплуатацию. В 1935 году танк (или полубронированное шасси) сняли с действительной служюы и передали в танковую школу в Вышковцах для обучения личного состава. К 1938 году КН-60 уже находился в неходовом состоянии – именно в таком виде он достался немцам после оккупации Чехии в марте 1939 года. Заетм последний колесно-гусеничный танк был отправлен на пункт сбора трофейной техники, где его следы теряются.

http://forum.ioh.pl/graficzki2/1294764368_abcd.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...