Перейти к содержанию

T-28 (СТ)


AleFed

Рекомендуемые сообщения

Средний танк Т-28 был создан в 1933 году. Всего же к 1940 году было выпущено в общей сложности около 600 машин. Довольно массовое производство, по сравнению с выпуском танков других типов.

В конце 20-х годов наиболее активно танкостроение развивалось в трех странах - в Великобритании, Германии и Франции. При этом английские фирмы вели работы широким фронтом, активно освещая и рекламируя их в печати. Расчет делался прежде всего на возможные заграничные заказы - потребности собственной армии в танках были в то время весьма скромными. В Германии, которой Версальским мирным договором запрещалось иметь бронетанковую технику, разработки в этой области носили засекреченный характер. Франция пошла иным путем и, имея самый большой на тот момент танковый парк в мире, новых машин практически не создавала, а ограничилась попытками модернизации своих многочисленных "Рено" FT 17.

В 1926 году британская фирма "Виккерс" начала разработку нового танка. Он должен был заменить в войсках танки Мк.I и Мк.II, принятые на вооружение в 1924-1925 годах и имевшие множество недостатков. Основные требования Военного департамента к фирме "Виккерс" сводились к следующему: усиление вооружения, по сравнению с предшественниками, и масса не более 15,5 т. Первый проект танка с тремя пулеметными и одной пушечной башнями, получивший обозначение А6, был отвергнут военными, так как он не укладывался в ограничение по массе.

В ходе переработки чертежей число башен сократилось до трех, и в 1927 году фирма "Виккерс" изготовила два прототипа, получивших обозначения А6Е1 и А6Е2. Внешне обе машины были очень похожи и отличались лишь типом трансмиссии. На А6Е1 стояла обычная четырехскоростная коробка передач Armstrong-Siddley, а на А6Е2 - швейцарская коробка Winterthur/SLM. В качестве силовой установки на обоих танках использовался 180-сильный карбюраторный двигатель Armstrong-Siddley V8 с воздушным охлаждением. Вооружение размещалось в трех башнях: большой (47-мм пушка и 7,71-мм пулемет) и двух малых (по два 7,71-мм пулемета в каждой). Экипаж состоял из шести человек. Бронирование танка составляло 9-14 мм. Масса 16 т. Испытания, проведенные в конце 1927 года на полигоне в Фарнборо, показали, что машины развивают максимальную скорость до 40 км/ч, однако их подвеска, во многом заимствованная у танков Mk.I и Mk.II, оказалась неудачной.

 

В 1928 году был изготовлен третий экземпляр танка - А6ЕЗ. Количество пулеметов на нем сократили до трех (по одному в каждой башне) и установили новую шестискоростную планетарную коробку передач конструкции Вильсона.

 

Информация о танках А6 часто мелькала на страницах периодической печати конца 20-х годов. Многие военные газеты и журналы называли их "машинами, воплотившими в себе современное состояние среднего танкостроения". К 16 тонным A6 проявили интерес многие страны, в том числе СССР, Япония, Германия и Польша. Однако в армейских кругах самой Англии машину встретили без особого энтузиазма.

http://hobby.nikolaev.com.ua/foto/pictures/t-28.jpg

В 1930 году, когда еще полным ходом шли испытания А6, Военный департамент заказал фирме "Виккерс" три танка. В целом похожие на А6Е1, они отличались измененной формой большой башни, получившей развитую кормовую нишу для размещения радиостанции и командирскую башенку конструкции Бишопа; малыми пулеметными башенками, сдвинутыми вперед, и измененной конструкцией крышки люка механика-водителя. Ряд улучшений внесли и во внутреннее устройство танка. Изготовленные к 1933 году, эти машины, получившие индексы Mk.IIIE1, Mk.IIIE2 и Mk.IIIE3, были переданы в 1-ю бронетанковую бригаду, в составе которой эксплуатировались до конца 30-х годов.

Почти одновременно с разработкой танка нового среднего танка А6 в Великобритании трем немецким фирмам - "Круп", "Рейнметалл" и "Даймлер-Бенц" - командование рейхсвера выдало задание на проектирование среднего танка. По уже упомянутой причине во всех документах оно именовалось как разработка Grosstraktor ("большого трактора для сельского хозяйства"). К 1930 году было построено шесть опытных образцов, по два каждой фирмой.

По компоновке и внешнему виду все машины оказались похожими: вооружение располагалось в двух башнях, ходовую часть закрывал броневой экран. Тем не менее, различия были весьма существенными: на "гросстракторах" стояли разных типов двигатели (250-сильный BMW или 255-сильный Daimler) и трансмиссии, подвески, установки вооружения; имелись отличия и во внутреннем оборудовании. Прототипы фирмы "Даймлер-Бенц" были легче - 15 т против 19 т у крупповских и рейнметалловских, кроме того, они могли плавать. Эти танки в рамках секретного договора о военно-техническом сотрудничестве между Советским Союзом и Германией доставили в СССР. В 1929 - 1932 годах они проходили испытания под Казанью в танковой школе КАМА, созданной и оборудованной с помощью немецкой стороны. Там же была организована специальная техническая комиссия "ТЕКО" для обмена научно-технической информацией. Советские инженеры и конструкторы смогли ознакомиться с чертежами "гросстракторов" всех трех фирм, а также с результатами их испытаний, проведенных под Казанью.

В 1933 году все шесть немецких машин вернулись в Германию. Двумя годами позже одну из них установили в качестве памятника у штаба вновь сформированной 1-й танковой дивизии Вермахта, остальные пять отправили в утиль.

В 1930 году в Великобританию прибыла советская закупочная комиссия во главе с начальником УММ РККА И.А.Халепским. В задачу Халепского входило приобретение наиболее современных образцов бронетанковой техники и отправка их в СССР для изучения и использования при организации собственного серийного производства.

Во время посещения заводов фирмы "Виккерс", с которой были заключены контракты на поставку в Советский Союз партий легких и средних танков, а также танкеток, советские специалисты увидели и проходивший испытания А6. Эта машина очень заинтересовала членов закупочной комиссии. В июне 1930 года прошли переговоры о ее приобретении итогом которых, было получено условие от фирмы "Виккерс", что она полностью "готова построить для правительства СССР 16-ти тонный танк по спецификации, разработанной ею самой (продажа готового образца не может быть осуществлена ввиду его секретности), на следующих условиях:

1) платеж 20 000 фунтов стерлингов как контрибуция за ознакомление с конструкцией и развитием танков этого типа;

2) заказ 10 танков, которые будут изготовлены в Англии по цене 16000 фунтов за танк без вооружения;

3) дальнейший заказ у фирмы "Виккерс" танкеток "Карден-Ллойд" Мk.VI и танков "Виккерс" 6-ти тонный".

Естественно, такое предложение ни в коей мере не могло устроить советскую сторону. Получив отчет о результатах этих переговоров, заместитель председателя Реввоенсовета СССР М.Н.Тухачевский докладывал председателю Комиссии обороны СССР В.М.Молотову: "Предложение фирмы является для нас неприемлемым как с технической точки зрения, так и с коммерческой".

В период пребывания на заводах фирмы "Виккерс" представители советской закупочной комиссии старались собрать как можно больше сведений о новом танке. После возвращения в СССР вся полученная информация была обобщена, и 2 декабря 1930 года Гинзбург сделал подробное сообщение руководству УММ РККА. Любопытная деталь: по словам Гинзбурга, "сведения от английских испытателей были получены лишь после того, как англичанам было заявлено, что советские представители уже купили "Виккерс" 16-ти тонный и теперь ждут его получения"; в заключение он отметил: "Считаю, что эта машина представляет максимальный интерес для Красной Армии как лучший современный тип маневренного среднего танка".

На основании этой оценки Халепский поручил провести эскизное проектирование 16-тонного танка факультету моторизации и механизации Военно-технической академии им. Ф.Дзержинского и одновременно созданному 28 января 1931 года танко-тракторному конструкторскому бюро ВОАО под руководством Гинзбурга.

В июле 1931 года оба проекта были готовы. Вариант "дзержинцев" в отличие от "Виккерса" имел более мощный двигатель (предполагалось установить М5) и ходовую часть с тремя тележками от танка Т-26, что, по мнению проектировщиков, должно было облегчить серийное производство. КБ ВОАО представило проект танка под индексом Т-28. Его основными разработчиками стали начальник КБ С.Гинзбург, заместитель начальника В.Заславский и инженеры-конструкторы О.Иванов и А.Гаккель. В пояснительной записке к танку Т-28 говорилось: "В основу проекта положены следующие тактико-технические требования:

1) Спроектировать танк среднего веса - 16000 кг - с большим радиусом действия для мехсоединений.

2) Положить в основу конструкции 16-тонного танка опыт испытания танков в "ТЕКО" и отечественный опыт танкостроения.

3) В основу общего расположения агрегатов положена конструкция 16-тонного танка "Виккерс".

Исходя из расчетов, в танке предполагается установить мотор М5 в 400 л.с. с теми же доделками, что и для БТ, коробку скоростей по типу Т-26 и бортовые фрикционы конструкции Кристи. Движитель по компоновке типа 16-тонного "Виккерса", гусеничная цепь по типу Т-26 с шириной, доведенной до 380 мм. Нижняя подвеска спроектирована в основном по типу танка фирмы "Круп" в "ТЕКО" и состоит из следующих частей: гусеничной рамы (коробки), приклепанной к бортовой броне корпуса со съемной стенкой, открывающейся в виде трех дверец. Внутри этой коробки монтируются вся нижняя подвеска и ящик для запасных частей (на борт).

Система подвески спроектирована в виде 2-х тележек на каждую сторону. Каждая тележка имеет по три свечи с двумя парами катков, связанных между собой двумя парами балансиров.

http://s60.radikal.ru/i170/0905/29/98acf5268672.jpg

Корпус - вертикальная броня 16-17 мм, листы носа 20 мм, крыша 10 мм, дно 8 мм. Большая башня проектируется со спаренной установкой 45 мм пушки и пулемета ДТ, по типу установленной на танке БТ с механическим приводом вращения и перископическим прицелом. Параллельно разрабатывается башня с комбинированным механизмом вращения - механико-электрическим. Конструкция малых башен по типу танка Т-26 с пулеметами ДТ. После рассмотрения обоих вариантов руководство Управления моторизации и механизации 28 сентября 1931 года заключило с ВОАО договор на "Разработку проекта, изготовление рабочих чертежей и постройку двух опытных образцов 16-ти тонного танка Т-28 с различными типами подвески". Общая стоимость заказа составила 300000 рублей, срок изготовления образцов - к 1 мая 1932 года.

В ходе работы над опытным образцом в его конструкцию внесли ряд изменений: вместо двигателя М5 был установлен более мощный М17, а из-за отсутствия 45-мм орудия в главной башне смонтировали 37-мм пушку ПС-2. Кроме того, машину выполнили из обычной (неброневой) стали. Первый испытательный пробег по двору завода "Большевик" танк Т-28 совершил 29 мая 1932 года. Сразу же выяснилось, что новая машина имеет множество недостатков и недоделок - их приходилось устранять в ходе испытаний. Поэтому в течение июня танк Т-28 прошел всего 62 километра.

Руководство СССР и Красной Армии проявляли к новому танку большой интерес: 11 июля 1932 года танка Т-28 был продемонстрирован командному составу Управления моторизации и механизации РККА, а 28 июля - партийному руководству Ленинграда во главе с первым секретарем горкома членом политбюро ЦК ВКП(б) С.М.Кировым. В целом новый танк произвел благоприятное впечатление. Правда, военные потребовали установить на втором опытном образце дизельный двигатель ПГЕ, разрабатываемый в Опытно-конструкторском механическом отделе (ОКМО) завода им. Ворошилова, и новую башню с 76-мм орудием ПС-3 конструкции П.Сячентова.

В августе-сентябре 1932 года конструкторы ОКМО под руководством О.Иванова, учитывая результаты испытаний и требования военных, коренным образом переработали чертежи танка Т-28. В результате получилась фактически другая машина: изменились подвеска и трансмиссия, конструкция башен и корпуса, было усилено вооружение. Не дожидаясь изготовления опытного образца, в конце октября 1932 года Совет труда и обороны СССР принял решение об организации серийного производства танков Т-28 на заводе "Красный Путиловец" в Ленинграде.

За успешную разработку танка Т-28 решением Комитета обороны СССР от 14 ноября 1932 года высшей награды СССР - ордена Ленина - удостоили начальника ОКМО Н.В.Баранова, технического руководителя конструкторского бюро ОКМО О.М.Иванова, начальника конструкторского бюро ОКМО С.А.Гинзбурга и бригадира сборочного цеха ОКМО, руководившего сборкой опытного образца танка Т-28, И.И.Иванова. Кроме того, пять рабочих и мастеров были награждены орденами Трудового Красного знамени и еще восемь - почетными грамотами ВЦИКа.

Завод "Красный Путиловец" выбрали для организации серийного производства танков Т-28 - очень сложной по тому времени машины - не случайно. Это было одно из наиболее мощных машиностроительных предприятий Советского Союза, имевшее неплохую производственную базу и богатый опыт в изготовлении артиллерийских орудий, тракторов, паровозов, турбин, подъемных кранов и т.п. А с осени 1931 года завод серийно производил детали для танков Т-26: каретки нижней подвески, ведущие колеса, бортовые редукторы, элементы коробки передач. Впервые группа инженеров с "Красного путиловца" - Титов, Ходим, Доброхотов, Четвериков и Белов - ознакомилась с чертежами танка Т-28 в КБ ОКМО 30 октября 1932 года, а через месяц вся документация поступила на завод.

Под серийное производство танка Т-28 был отведен механический цех № 2 (МХ-2), до этого выпускавший в небольших количествах драги, паровозы и подъемные краны. Оборудование цеха было старым и не приспособленным для поточного изготовления деталей танков, требовавшего высокой культуры производства. Поэтому заводу пришлось задействовать законсервированные станки еще времен Первой Мировой войны - их модернизировали и запустили в работу. Кроме того, по распоряжению Кирова станки были доставлены с других предприятий Ленинграда. Эти меры, а главное, большой производственный опыт рабочих и мастеров цеха, позволили к концу апреля 1933 года собрать первые 12 танков Т-28. Десять из них прошли на первомайском параде в Москве, а два - в Ленинграде. После парадов машины вернули на завод для доделок и устранения выявленных недостатков.

 

Освоение производства танка Т-28 шло с большими трудностями. Первая партия из 14 танков была окончательно готова только к 1 октября, а к концу декабря при годовом плане в 90 единиц с большими трудностями сдали только 41 машину.

Для исправления положения в ноябре 1933 года под руководством инженеров И.Орленко и Э.Майдельмана была начата реконструкция цеха. На его базе предполагалось создать специальный танковый цех, способный выпускать до 150 средних танков Т-28 в год. Для этого было организовано восемь специальных монтажных мест для сборки танков, заказаны за границей необходимые станки и оборудование, а из тракторного цеха переведен ряд квалифицированных инженеров и мастеров.

В конце 1933 года из числа конструкторов паровозного отдела и отдела общего машиностроения (всего 27 человек) организуется специальное танковое конструкторское бюро - СКБ-2. Его возглавил О.М.Иванов, который в КБ ОКМО был ведущим инженером при разработке танка Т-28. Сначала СКБ-2 подчинялось непосредственно начальнику цеха МХ-2 и лишь с 1935 года перешло в подчинение главному инженеру завода. Однако специалистов-танкостроителей на заводе по-прежнему не хватало, и дирекция обратилась к наркому тяжелого машиностроения С.Орджоникидзе с просьбой выделить подготовленных людей. В результате осенью 1934 года в СКБ-2 прибыла группа выпускников Военной академии моторизации и механизации РККА им. Сталина и Ленинградского политехнического института, всего 14 человек. Некоторые из них - А.Ермолаев, Л.Сычев, Н.Халкиопов - впоследствии стали известными конструкторами.

http://s017.radikal.ru/i409/1110/7a/9ebe18b07413.jpg

Следует отметить, что в 1932-1934 годах над СКБ-2 шефствовали КБ заводов им. Ворошилова и им. Кирова (бывший ОКМО завода им. Ворошилова), уже имевшие к тому времени определенный опыт в танкостроении.

Осенью 1933 года для испытаний и приемки танков была создана комиссия под руководством С.Гинзбурга, реорганизованная в конце года в опытно-исследовательскую секцию, которую возглавил опытный инженер А.Ланцберг.

Серийное производство среднего танка Т-28 по-настоящему стало разворачиваться только в 1934 году, когда программа выпуска танков составила 50 единиц плюс запасные части к Т-28 на сумму 500 000 рублей. К этому времени была проделана большая работа по реорганизации цеха МХ-2, перестановке оборудования, изготовлению большого количества специального режущего и мерительного инструмента, а также налажена устойчивая связь с предприятиями-смежниками. Бронекорпуса и башни Кировский завод (после убийства С.Кирова завод "Красный путиловец" переименовали в Кировский завод) получал с Ижорского завода, двигатели М-17 с завода № 26 (г.Рыбинск), радиаторы с завода № 34 (г.Харьков), коробки перемены передач с завода "Красный Октябрь" (г.Ленинград), баки и воздушные фильтры с завода № 7 (г.Ленинград), подшипники с Государственного подшипникового завода (г.Москва), приборы - манометры, термометры, спидометры, тахометры - с завода № 213 (г.Москва), радиостанции - с завода № 203 (г.Москва).

В первые годы серийного производства (с 1933 по 1935 год) танки Т-28 имели множество недостатков, иногда весьма серьезных. Поэтому выпущенные машины долгое время задерживались военной приемкой, а в уже сданных приходилось устранять дефекты непосредственно в войсках, куда направлялись специальные заводские бригады. Кроме того, цех продолжал выпускать и прежнюю продукцию: краны, драги, прессы. Все это отвлекало и без того немногочисленные рабочие кадры. Лишь к началу 1936 года МХ-2 полностью освобождается от прежних заказов. К этому времени в конструкцию среднего танка Т-28 было внесено более 700 крупных конструктивных изменений, окончательно отработаны чертежи и технология производства.

В этот же период предпринимаются попытки модернизации Т-28. Осенью 1935 года в СКБ-2 начались работы по созданию его "скоростного" варианта. Планировалось улучшить скоростные и маневренные качества танка за счет переконструирования бортовых редукторов и коробки передач. Ведущим инженером новой машины, получившей индекс Т-28А, стал заместитель начальника СКБ-2 А.Ефимов. Первое испытание Т-28А прошел 11 сентября 1935 года. Он без труда разогнался до скорости 55,8 км/ч. После необходимых доработок в мае 1936 года комиссия под председательством командира 6-й тяжелой танковой бригады полковника Лизюкова провела очередные испытания "скоростной машины Т-28А", заводской индекс № С-910". В своем заключении комиссия отмечала, что "скоростная машина Т-28А по своим тактико-техническим и конструктивным свойствам является боевой и для эксплуатации в войсках вполне пригодной. Для прохождения среднепересеченной местности третья передача (46 км/ч при оборотах двигателя 1450 об/мин) должна быть нормальной эксплуатационной, а четвертая (55,8 км/ч при оборотах двигателя 1450 об/мин) должна быть резервной при движении по грунтовым дорогам и шоссе".

С июня 1936 года скоростные танки Т-28А стали выпускаться серийно - до конца года их изготовили 52 единицы. В ноябре 1936 года на Т-28А с заводским индексом № 1551 была установлена трансмиссия измененной конструкции. На испытаниях этот танк показал рекордную скорость - 65 км/ч. Но в связи с готовившимся в 1937 году переходом Кировского завода на производство колесно-гусеничного танка Т-29 программа по Т-28 была резко сокращена (по сравнению с 1936 годом, в 2,5 раза), а с 1 января 1937 года выпуск Т-28А был совсем прекращен.

30 сентября 1936 года И.Халепский утвердил тактико-технические требования на разработку новых конических башен для Т-28. При этом правую пулеметную башню предполагалось вооружить двумя пулеметами ДТ, а левую 9 ДТ и 12,7-мм ДК. Проекты таких башен, рассмотренные на заседании НТК АБТУ в марте 1937 года, признали неудовлетворительными. Затем, в связи с загруженностью СКБ-2 подготовкой к серийному производству танка Т-29, работы по коническим башням для Т-28 были свернуты. Чертежи разработали только в 1938 году, а в 1939-м Ижорский завод изготовил десять больших конических башен (малые пулеметные конические башни не изготовляли). Они устанавливались на танках во второй половине 1939 года.

В начале 1937 года волна репрессий, терзавших Советский Союза, докатилась и до Кировского завода. Разжигались подозрительность, недоверие к инженерам и конструкторским кадрам, поощрялось доносительство. За бензин, случайно разлитый в траншее, арестовали И.Комарчева, возглавлявшего участок сборки танков Т-28, а затем и начальника СКБ-2 О.М.Иванова. Его обвинен и приговорен к расстрелу.

23 мая 1937 года начальником СКБ-2 был назначен присланный из Москвы военный инженер 2 ранга Ж.Я.Котин, до этого работавший в научно-исследовательском отделе Военной академии моторизации и механизации РККА. Так СКБ-2 приобрело в лице нового начальника талантливого организатора и администратора. Придя в КБ, Котин увидел немногочисленный, ослабленный репрессиями коллектив. Тем не менее, он быстро сумел наладить работу, назначив опытного конструктора Н.Халкиопова руководителем группы серийного производства Т-28. В течение 1937 года были обновлены комплекты чертежей Т-28, заново проведены расчеты ряда агрегатов и узлов. Все это позволило в следующем году довести выпуск танков до уровня 1936 года, а также значительно улучшить их качество. Правда, к тому времени уже стало ясно, что броня Т-28 не защищает от снарядов орудий противотанковой артиллерии. Поэтому СКБ-2 начало активные работы по проектированию новых толстобронных танков, завершившиеся постройкой двух опытных образцов - СМК и КВ. Последний был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года.

 

30 декабря народный комиссар тяжелого машиностроения СССР В.Малышев подписал приказ № 254-с, в котором, в частности, говорилось: "Во исполнение постановления Комитета Обороны при СНК Союза ССР № 443-сс от 19/ХМ - 1939 года о производстве танков и бронемашин в 1940 году приказываю:

Директору Кировского завода тов. Зальцману И.М. организовать на Кировском заводе производство танков KB, предварительно устранив все дефекты, обнаруженные при испытании...

Танк Т-28, после выполнения заказа 1939 года, с производства снять, оставив на Кировском заводе ремонт и производство запасных частей к машинам Т-28".

 

Однако в январе-феврале 1940 года во время советско-финской войны было собрано из имевшегося задела корпусов и башен 13 танков Т-28. Один из них (без вооружения и большой башни) оставили на заводе в качестве опытной машины, а остальные передали в войска.

Именно в ходе советско-финской войны стало очевидно, что советские танки имеют много недостатков, в том числе и недостаточное бронирование. После войны было решено усилить лобовую и башенную броню танка Т-28. Кроме обычных модификаций, у Т-28 был вариант командирского танка Т-28(В). Отличался он от других наличием радиостанции с рамочной антенной, установленной вокруг башни. К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии состояло некоторое число танков Т-28, но к этому времени они устарели. Таким образом, использовались Т-28 только в самом начале войны.

 

 

Тактико-технические характеристики Т-28 выпуска 1936 года:

 

масса: 254000 кг;

экипаж: 6 чел.;

длина: 7,37 м;

ширина: 2,87 м;

высота: 2,62 м;

вооружение: 76,2-мм пушка, четыре 7,62-мм пулемета;

бронирование: 30 мм;

двигатель: М-17 В-12 бензиновый;

мощность двигателя: 500 л.с.;

максимальная скорость по шоссе: 42 км/ч;

запас хода по шоссе: 180 км.

Изменено пользователем AleFed
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...