Перейти к содержанию

СУ-101 (ПТ-САУ)


AleFed

Рекомендуемые сообщения

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/su-101/su-102_s1.jpg

 

Разработчик: КБ УЗТМ

Год начала работ: 1944

Год выпуска первого прототипа: 1945

САУ остались в единственных экземплярах в виду принятия на вооружение танка Т-54.

 

25]1944-й год стал наиболее плодотворным для РККА в плане оснащения бронетанковых подразделений противотанковыми самоходками. Хотя номенклатура выпускаемых САУ была совсем небольшой, по сравнению с Германией, мощности 100-мм самоходных орудий гарантированно хватало для поражения любого немецкого танка на дистанции до 2000 метров. Исключение составляли, разве что, “Jagdtiger” и опытный сверхтяжелый танк “Maus”. Вместе с тем, процесс наращивания брони не стоял на месте, а СУ-100 обладала рядом конструктивных недостатков, которые можно было устранить только в процессе полной переработки машины. Больше всего претензий вызывали два пункта: чрезмерный вынос ствола за габариты корпуса и устаревшая трансмиссия. За решение данной проблемы взялись специалисты Уралмашзавода (УЗТМ), которым проектирование САУ большой мощности было поручено ещё в конце 1943 года. Субподрядчиками этого предприятия тогда выступали завод №100 и ОКБ 172, которые должны были поставить шасси и артсистему, однако к 1 марта 1944 года ни один из агрегатов получен не был. Тогда бригадой конструкторов под руководством Л.И.Горлицкого был предложен проект “среднего фердинанда” с использованием ходовой части от СУ-85 и вооружением, состоявшим из 85-мм или 100-мм орудия – на выбор предлагались Д-5-85БМ и Д-10. Однако на этом сходство с серийной самоходкой заканчивалось.

Спустя две недели были представлены первые эскизы самоходного орудия ЭСУ-100, а в течении месяца были спроектированы его основные узлы: бронекорпус, торсионная подвеска (с использованием катков от Т-34), электрическая трансмиссия и боевое отделение под пушки Д-5-85БМ или Д-10. В разработке проектной документации САУ приняли участие конструкторы А.М.Лехтцинд, И.И.Эммануилов, А.Г.Гайворонский, Г.Ф.Ксюнин, И.Ф.Вахрушев, Л.А.Пинус, Е.А.Карлинский, Е.И.Линькова, Д.А.Гериев, В.Л.Лихоманов, Н.Н.Ефимов, А.Д.Нехлюдов и другие.

По компоновке советская САУ напоминала немецкий “Ferdinand” – боевое отделение размещалось сзади, моторный отсек – в центре, трансмиссия и отделение управления – впереди. Представленный в апреле 1944 года на пленуме НКТП проект ЭСУ-100 получил хорошую оценку, однако уже в июне решением начальника ОГК НКТП И.Бера все работы по данной машины отменялись. Поводом послужил мнение, что ЭСУ-100 не подходит под требования танкосамохода прорыва. По огневой эффективности САУ не имеет преимуществ перед серийной СУ-100, а запуск в серию машины с электротрансмиссией мог потянуть за собой множество проблем производственного характера. В то же время данный агрегат признавался очень перспективным и впоследствии нашел применение на опытном тяжелом танке ИС-6.

Несмотря на это, бригады Горлицкого продолжило развитие ЭСУ-100 в инициативном порядке, чему поспособствовала неожиданная поддержка со стороны высшего руководства страны. Есть версия, что Сталин, которому доложили о состоянии работ по танку Т-44, распорядился создать на его базе самоходку со 122-мм орудием. Под эти “требования” и решили подстроиться специалисты УЗТМ.

Работы продвигались весьма быстрыми темпами, так что в октябре 1944 года завод представил в технический совет НКТП для рассмотрения пять проектов:

 

6]
СУ-122П
, вооруженную 122-мм пушкой Д-25С, к тому моменту уже изготовленную в металле и успешно прошедшую заводские испытания;

ЭСУ-100
, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с задним расположением боевого отделения и электротрансмиссией;

СУ-100-М-1
, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на шасси танка Т-34, но с задним расположением боевого отделения (соответственно, МТО было перенесено на нос);

СУ-100-М-2
, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на базе танка Т-44, с задним расположением боевого отделения;

СУ-122-44
, вооруженную 122-мм пушкой Д-25-44С, с использованием агрегатов и базы Т-44, с переднем расположении боевого отделения.

 

25]Одобрение получили два последних варианта, однако 10 октября состоялось обсуждение макетов СУ-100-М-1 и СУ-100-М-2, в ходе которого было выявлено более 40 различных недостатков. Далее последовал приказ Наркома танковой промышленности №625 от 26 октября 1944 года, в котором заводу УЗТМ было предложено завершить проектирование, выпустить чертежи и изготовить опытные образцы СУ-100-М-2 и СУ-122-44. Видимо, подобное требование несло в себе скрытое желание перестраховаться на случай неудачи с “советским фердинандом”.

Окончательный проектный вид СУ-100-М-2 был утвержден на заседании Техсовета НКТП и ГБТУ в марте 1945 года – то есть, через год после начала работ по ЭСУ-100. Опытный образец самоходной установки, именовавшейся как
“Уралмаш-1”
, предписывалось сдать к 1 мая.

За это время были проведены совместные испытания серийной СУ-100 образца 1945 г. и “Jagdpanther”, выявившие нецелесообразность размещения боевого отделения с длинноствольным орудием в носовой части корпуса. Кроме того, масса проектируемой САУ “Гром” со 122-мм пушкой оказалась слишком велика. В то же время, для самоходки “Уралмаш-1” прорабатывалось два варианта вооружения:
СУ-101
(со 100-мм пушкой Д-10С) и
СУ-102
(со 122-мм пушкой Д-25-44С). Таким образом, конкурентов у самоходки УЗТМ не оставалось, однако реальная ситуация выглядела не столь безоблачно.

 

Конструкция самоходного орудия СУ-101 сочетала в себе как хорошо освоенные в серийном производстве, так и принципиально новые узлы и агрегаты. Корпус САУ был сварным и собирался из листов катаной броневой стали, большая часть из которых имела рациональные углы наклона. По мощности бронирования СУ-101 даже превосходила СУ-100. Толщина лобового листа корпуса равнялась 90 мм при угле наклона 27°, толщина лобового листа рубки - 122 мм при угле наклона 35°. Бортовые листы имели толщину 75 мм, кормовой лист (единый для корпуса и рубки) - 40 мм.

В носовой части корпуса, слева от двигателя, располагалось место водителя, органы управления и элементы трансмиссии. За ними, вдоль оси машины со смещением к правому борту, разместили дизельный двигатель В-2-44 мощностью 500 л.с. Ёмкость основного топливного бака составила 370 литров, наружных – 360 литров (они размещались по бортам боевого отделения и не были связаны с топливной системой САУ).

Кормовое отделение полностью занимал боевой отсек, где находились места для командира, наводчика и заряжающего. В кормовом бронелисте справа был выполнен прямоугольный люк с броневой дверью. На крыше боевого отделения, у левого борта, находился круглый люк с вращающейся крышкой, в которую был вмонтирован смотровой прибор командира. Чуть впереди него – двухстворчатый люк.

Основное вооружение СУ-101 состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в лобовом листе надстройки корпуса в литой броневой маске. Ствол орудия выступал за габариты корпуса всего на 630 мм. Угол возвышения составлял – 18°, склонения – 2°, угол горизонтального наведения – 22,5°. Боекомплект составлял 35 выстрелов. Легкое стрелковое вооружение состояло из 12,7-мм пулемета ДШК с боекомплектом 450 патронов, который монтировался на кольце основания крышки люка командира.

Модификация СУ-102 отличалась только наличием 122-мм орудия Д-25С. Угол возвышения равнялся – 18,5°, склонения – 0°24', горизонтальный сектор наведения – 19°. Боекомплект САУ составлял 28 выстрелов унитарного заряжания. На обеих самоходках устанавливались телескопический прицел ТШ-19 и панорама. Масса СУ-102 несколько повысилась и составила 34800 кг, против 34100 кг у машины оснащенной 100-мм орудием.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 А•ч, и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. Для внешней радиосвязи машина была оборудована радиостанцией 9РС, для внутренней связи - переговорным устройством ТПУ-3-БИС-Ф, световой сигнализацией (командир - механик-водитель) и танкофоном (резиновый шланг с наконечниками) для двусторонней связи командира с механиком-водителем.

Средства связи включали радиостанцию 9-РС, внутреннее переговорное устройство ТПУ-3Ф-бис, световую сигнализацию и танкофон для двусторонней связи командира с механиком-водителем.

Ходовая часть почти полностью соответствовала среднему танку Т-44 образца 1944 г. На каждый борт она включала по 5 сдвоенных обрезиненных катков с индивидуальной торсионной подвеской, ведущего колеса переднего расположения и заднего направляющего колеса. Гусеничные траки и колеса заимствовались у Т-34-85.

 

Перед началом испытаний СУ-101 был проведен обстрел одного из специально изготовленных бронекорпусов. Уже при первых огневых тестах выявилась недостаточная прочность его отдельных элементов. Например, кормовой 30-мм бронелист был пробит насквозь фугасной гранатой калибра 122 мм с расстояния 300 метров, при этом задняя эвакуационная дверь была сорвана с петель. Военные посчитали это недоработкой конструкции, однако Горлицкий настоял на том, увеличение кормовой брони до 45 мм неизбежно приведёт к возрастанию массы САУ, а попадание столь крупного снаряда в реальном бою чрезвычайно редки.

Заводские испытания первого прототипа СУ-101 проводились в мае-сентябре 1945 г. Первоначально планировалось изготовить два опытных образца со 100-мм пушкой и один со 122-мм пушкой, но в связи с завершением войны их количество сократили. Возможно, постройка ограничилась только двумя самоходками СУ-101, одна из которых впоследствии была перевооружена орудием Д-25С.

Общее впечатление от СУ-101 было весьма хорошим. По бронезащите и вооружению советский самоход превзошел не только “Jagdpanther” (чего сильно желали в НКТП), но и большинство противотанковых САУ союзников. При этом, скоростные качества и проходимость по местности у него остались такими же как у серийного танка Т-44 с незначительными изменениями. Из наиболее существенных недостатков отметили тесное боевое отделение, которое к тому сильно нагревалось при постоянной работе двигателя, создавая невыносимые условия для работы экипажа, а также сильное воздействие на крышу корпуса ударной волны при выстреле, особенно у СУ-102.

Впрочем, главной причиной, по которой самоходные орудия конструкции УЗТМ были отвергнуты НКТП, послужило ожидаемое принятие на вооружение среднего танка Т-54, также оснащенного 100-мм пушкой. Насколько оправданным было такое решение показало время, особенно в отношении СУ-102. В 1949 году на смену СУ-100 пришло 122-мм самоходное орудие "Объект 600" (более известное как СУ-122-54), созданное на базе того же Т-54А и имевшего классическую "самоходную" компоновку с передним расположением вооружения. Из преимуществ перед СУ-102 эта машина обладала более просторным боевым отделением и высокой дульной мощностью орудия Д-49. Вместе с тем, СУ-122-54 имела большой вынос ствола и экипаж из 5 человек, а её боевая масса составила 36400 кг. В серийное производство новая самоходка пошла только в 1954 году, а ведь за это время можно было выпустить несколько сотен СУ-102, в то время как суммарное количество СУ-122-54 оценивается всего в 77-90 экземпляров.

После завершения полигонных испытаний оба прототипа САУ были отправлены на временное хранение. Впоследствии СУ-102 была разобрана, а СУ-101 удалось сохранить в первоначальном виде и сейчас эта машины находится в экспозиции музея БТТ в подмосковной Кубинке.

 

25]
http://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/su-101/su-101_5m.jpghttp://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/su-101/su-102_2m.jpghttp://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/su-101/su-102_4m.jpghttp://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/su-101/su-101_1m.jpg

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ШТУРМОВОЙ САУ

СУ-101 обр.1945 г.

 

БОЕВАЯ МАССА

34100 кг

 

ЭКИПАЖ, чел.

4

 

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

 

Длина, мм

6100

 

Ширина, мм

3000

 

Высота, мм

2100

 

Клиренс, мм

400

 

ВООРУЖЕНИЕ

одна 100-мм пушка Д-10 (122-м пушка Д-25-44 для СУ-102) и один зенитный 12,7-мм-мм пулемет ДШК

 

БОЕКОМПЛЕКТ

26 (28 для СУ-102) снаряда и 450 патронов

 

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

телескопический прицел и панорама Герца

 

БРОНИРОВАНИЕ

лоб корпуса – 90 мм

лоб рубки – 120 мм

борт корпуса - 75 мм

корма - 40 мм

 

ДВИГАТЕЛЬ

В-2-44, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 500 л.с.

 

ЁМКОСТЬ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ

370 литров (основной бак)

360 литров (запасные баки)

 

ТРАНСМИССИЯ

механическая, 4-скоростная КПП (3 передачи вперед и 1 назад)

 

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 5 сдвоенных опорных катков наторсионной подвеске, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; ширина траков - 500 мм, число траков - 70

 

СКОРОСТЬ

54 км\ч по шоссе

25 км\ч по грунту

 

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

350 км

 

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

 

Подъём, град.

35

 

Крен, град.

25

 

Высота стенки, м

0,73

 

Ширина рва, м

2,50

 

Глубина брода, м

1,30

 

СРЕДСТВА СВЯЗИ

радиостанция 9-РС, переговорное устройство ТПУ-3Ф-бис, танкофон

Изменено пользователем AleFed
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • BrokenParts
      Морндас, день 6-ой Месяц Второго Зерна Из доклада неизвестного шпиона      "В пределах Альдмерского Доминиона есть две особые точки, которые являются важной частью обороны провинций, входящих в этот союз. Не могу гарантировать, но уверен, что одновременная атака этих позиций привлечет внимание армии Доминиона, что может служить хорошим отвлекающим маневром. А захват этих точек и последующее их удержание может стать отличным плацдармом для продвижения вглубь территории. Одна точка - позволяет вести скрытное наблюдение за побережьем, отслеживая перемещения кораблей. Вторая - служит отличным местом для партизанского убежища или для временного размещения засадных отрядов, ибо хорошо прикрыта со всех сторон местностью. Несмотря на такие различия эти точки имеют и сходство. Они объединены одним общим моментом, которое я не могу назвать в этом донесении из-за того, что оно может попасть не в те руки. Однако это сходство есть. Также могу отметить что обе этих точки охраняют не люди, что делает их еще более примечательными. На обратной стороне этого письма прикладываю зарисовку одной из точек, где изображена охрана этого места..." Ваша задача: найти точку, указанную в донесении шпиона и победить охранников этого места. За это отделение Гильдии заплатит Вам 50 000 золотых. Доп. задание: Когда эта литания будет завершена, опубликуется вторая часть. В этой части будет указано изображение второй точки и ее охраны. Если, до публикации второго задания, вы сможете догадатся что это за "вторая точка" и пришлете мне ее название и скрин в ЛС форума или дискорда, то получите, за отличную работу по дешифровке шпионских сообщений, дополнительно 75 000 золотых.   Крайний срок, 11.05.2024 23:00 Мск.  Не забывай делать всё по этим ПРАВИЛАМ
    • Belkanick
      8 мая в Black Desert пройдут технические работы с 09:00 до 13:00 (время по МСК). Во время технических работ вход в игру будет невозможен, как и отправка в игру предметов из веб-склада. Технические работы могут занять больше времени, чем ожидалось, либо завершиться ранее заявленного времени. Также с 09:00 до 13:00 (время по МСК) пройдут технические работы на официальном сайте. В указанное время сайт будет недоступен. График проведения технических работ ● Серверы: с 09:00 до 13:00 (время по МСК) ● Официальный сайт: с 09:00 до 13:00 (время по МСК)   Завершающиеся ивенты  ● Особое время повышенного опыта на Майские праздники! ● Красочные яйца в Black Desert! ● Апрель — месяц Лиги гильдий! ● Приглашаем вас на концерт «Майский вечер»! ● [Вернувшимся игрокам] Заходите в игру и получайте предметы для развития!     Предстоящие обновления
    • ReyAnd
      Байден спустился в мир с того света, заходит в бар на Манхэттене, заказывает двойной виски. Бармен ему наливает. Байден делает глоток: "Ну что сейчас в мире твориться? Войны идут?" Бармен: "Да какие войны, старик. Всех уже давно победили." - -И что же? Никого не осталось?  -А с кем воевать-то? Весь мир - это одна страна наша. От Аляски до Австралии. -Ну, за это до дна! Выпивает залпом весь стакан. - Сколько с меня? - 100 рублей.
    • Mayron
    • Mayron
    • Mayron
      Мысли 18-ти летней тянки: - Я бы с рaдостью была красивой и тупой, это избавило бы меня от мoральных дилемм и внутренних противоречий. Я бы и слов-то таких не знaла.
    • RiverTardis
    • RaymondFluch
      Free Instagram Tools: buy google map review Instagram followers Free Instagram Likes Free Free tiktok likes
    • RaymondFluch
      Free Instagram Tools: google maps reviews buy free followers net Free insta Likes Free Tiktok Followers
    • RaymondFluch
      Free Instagram Tools: google maps reviews buy free followers net Free insta Likes Free tiktok likes
×
×
  • Создать...