Перейти к содержанию

М36 Slugger (ПТ-САУ)


AleFed

Рекомендуемые сообщения

М36 Slugger – средняя по массе самоходная артиллерийская установка США времен Второй мировой войны, относится к классу истребителей танков. Была создана в 1942-1943 году на базе танка M4 «Шерман». Выпускалась серийно с ноября 1943 по сентябрь 1945 года, всего за это время заводские цеха покинуло 2324 самоходки. ПТ-САУ М36 Slugger активно использовалась в боях в Северо-Западной Европе с августа 1944 года и до конца войны. Благодаря своей мощной 90-мм пушке, самоходка оказалась единственным бронетанковым средством армии США, способным достаточно эффективно противостоять немецким тяжелым танкам. После окончания Второй мировой войны M36 применялись в Корейской войне и поставлялись на экспорт в другие страны, в некоторых из них самоходки находились на вооружении до середины 90-х годов прошлого века.

 

История создания

 

В октябре 1942 года американские военные решили рассмотреть вариант установки 90-мм зенитной пушки на САУ. Первоначально данный проект преследовал скорее теоретические цели, но вскоре стал действительно необходим. Установить 90-мм орудие на истребитель танков удалось в начале 1943 года. Новая пушка была существенно длиннее и на 300 фунтов тяжелее 76-м орудия ПТ-САУ M10. Стало очевидным, что для нее требуется башня большего размера с более мощным поворотным механизмом.

 

Работы над деревянным макетом башни, специально спроектированной под установку 90-мм орудия, начались в марте 1943 года. Разработкой занималась компания Chevrolet, готовые макеты башен были отправлены фирме Ford, которая изготовила 2-е экспериментальных башни из неброневой стали. Важным отличием в них было то, как решилась проблема длины и значительного веса 90-мм пушки. На M10 вес 76-мм орудия компенсировался при помощи специальных металлических грузов общим весом 3600 фунтов (1600 кг.), которые крепились на задней стенке башни. На новой башне в роли противовеса выступал большой стальной ящик, расположенный сзади и служащий для размещения орудийных выстрелов первой очереди.

 

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-03/1332408101_m36.jpg

 

Бронирование башни было увеличено. Разработчики создали новый поворотный механизм с возможностью ручного траверса. Экипаж размещался в башне следующим образом: командир слева от орудия за наводчиком, справа от орудия – заряжающий. Первоначально слева была установлена кольцевая турель для установки крупнокалиберного пулемета. Два созданных прототипа САУ Т71 на базе М10 и Т71Е1 на базе М10А1 были направлены для испытаний на Абердинский полигон.

 

В ходе испытаний заказчик потребовал провести ряд изменений: разместить боекомплект орудия в спонсонах, заменить кольцевую турель зенитного пулемёта на штыревой станок в корме башни, усовершенствовать оборудование башни. После внесения изменений прототипы прошли повторные испытания, в ходе которых военные обозначили новые замечания. Главное из них касалось 90-мм орудия. При стрельбе из него возникала сильная вспышка и поднималась густая пыль. Для того чтобы решить эту проблему предлагалось установить на орудие дульный тормоз и использовать другие боеприпасы.

 

К ноябрю 1943 года работы над новым истребителем танков были завершены. Была заказана ограниченная серия машин в 500 T71 GMC, которые предполагалось конвертировать из М10А1 на заводе Fisher. С апреля по июль 1944 года удалось произвести только 300 машин, однако потребность в ПТ-САУ с 90-мм пушкой была настолько велика, что для ускорения производства решено было подключить фирму Massey Harris Company. С июля по декабрь 1944 года здесь собрали еще 500 истребителей танков, конвертированных из М10А1. В июле 1944 года прототип Т71 был окончательно стандартизирован и получил обозначение M36 Slugger (слаггер термин из бокса, боксер с сильным ударом).

 

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-03/1332408153_m36-3.jpg

 

Тем временем острая потребность в ПТ-САУ M36 Slugger только увеличивалась. Бои в Нормандии продемонстрировали то, что 76-мм орудие M10 не в состоянии успешно бороться с немецкими танками Тигр и Пантера. Не подходили для противотанковой борьбы и Шерманы, так как вооружались они тем же 76-мм орудием. В сложившейся обстановке M36 была единственной американской машиной, которая могла более менее успешно бороться с немецкими тяжелыми танками. С передовой валом пошли требования прислать им М36, в войсках вспыхнул настоящий бум на этот истребитель танков.

 

Пытаясь удовлетворить растущую потребность армии в самоходках, американцы пошли на крайние меры – установили башню с 90-мм орудие на корпус своего среднего танка М4А3 Шерман. Новая машина была стандартизирована в октябре 1944 года и получила обозначение M36B1. С точки зрения американской концепции истребителей танков, данная машина получилась тяжелой и недостаточно скоростной.

 

Тем не менее, именно эта самоходка была, возможно, лучшей в американской армии. Бронирование среднего танка и 90-мм орудие удачно сочетались. ПТ-САУ M36B1 стала самой бронированной американской самоходкой времен Второй мировой войны, а также единственной из них, имеющей курсовой пулемет. Этими своими вынужденными «недостатками» машина максимально близко приближалась к немецким и советским здравым требованиям иметь хорошее бронирование, мощное орудие и защитный пулемет для борьбы с пехотой противника. Однако американцы до конца войны продолжали придерживаться своей ущербной оборонной концепции в отношении истребителей танков. С октября по декабрь 1944 цеха фирмы Fisher покинуло лишь 187 САУ M36B1.

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-03/1332408180_m36-2.jpg

 

Отличие М36 вверху от М36В1 внизу

 

 

К концу 1944 года контракты на поставку М36 и М36В1 были закрыты, но войскам по-прежнему требовались эти машины. Корпуса М10А1, которые конвертировали в М36 также подошли к концу. В этих условиях в серию пошла последняя версия данной машины М36В2 созданная с использованием корпуса М10. В данном проекте были решены многие проблемы предыдущих версий. Внутренняя конструкция ПТ-САУ претерпела множество мелких изменений, орудие получило большой дульный тормоз, на части серийных машин открытый верх башни был закрыт стальными откидными створками.

 

Особенности конструкции

 

ПТ-САУ M36 Slugger обладала дифференцированной противоснарядной броней с использованием рациональных углов наклона и открытым сверху боевым отделением. В зависимости от разновидности САУ имели разные варианты корпуса M36 и M36B2 от САУ M10A1 и M10, а модификация M36B1 — от танка M4A3. Броневой корпус САУ M10 представлял из себя жесткую несущую коробочную конструкцию, которая собиралась из катаных листов броневой стали методом сварки, применялись в нем и литые броневые детали. Верхняя лобовая деталь была толщиной в 38 мм и располагалась под углом 55° к вертикали. Нижняя лобовая деталь была литым кожухом трансмиссии и имела аналогичный угол наклона. Нижняя часть бортов корпуса обладала толщиной в 25 мм, верхняя собиралась из 19-мм бронелистов, размещенных под наклоном в 38°, бронирование кормы также составляло 19 мм. Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имела бронирование 19 мм, в районе моторного отделения – 10 мм. Днище самоходки было толщиной 13 мм. Дополнительным бронированием были 6-мм экраны, которые закрывали верхнюю ветвь гусениц.

 

Корпус танка M4A3 имел схожую конструкцию, но имел более существенное бронирование. Верхняя лобовая деталь корпуса имела толщину в 64 мм и угол наклона брони 47°, кожух трансмиссии повторял деталь M10. Бортовое бронирование составляло 38 мм, при этом верхняя часть бортов была вертикальной, за исключением скосов в районе моторного отделения. Бронирование кормы корпуса составляло 38 мм. Крыша корпуса собиралась из бронелистов толщиной 19-мм, а днище из 25-мм плит в передней части машины и 13-мм в районе моторного отделения САУ.

Полностью литая башня САУ M36 была одинакова для всех модификаций и обладала цилиндрической формой с развитой кормовой нишей. Борта башни имели бронирование в 32 мм. Корма ниши башни, выступавшая в роли противовеса, имела толщину в 127 мм. Лобовая часть башни обладала сложной формой и прикрывалась литой маской орудия толщиной в 76 мм. Башня САУ была открыта сверху, но небольшой участок лобовой ее части и кормовая ниша обладали крышей толщиной от 10 до 25 мм.

 

Основным оружием ПТ-САУ M36 Slugger было 90-мм нарезное полуавтоматическое орудие M3, созданное на основе зенитного орудия. Орудие оснащалось вертикальным клиновым затвором, длина ствола составляла 50 калибров (4500 мм). Для обеспечения точности и плавности вертикального наведения орудие оснащалось компенсатором пружинного типа. Скорострельность орудия составляла 8 выстр/мин. Углы вертикального наведения орудия составляли от −10° до +20°. Вертикальное наведение орудия осуществлялось вручную, горизонтальное обеспечивалось поворотом башни с использованием электрогидравлического или дублирующего ручного привода. Скорость поворота башни составляла 24 град/сек.

 

Маневренность огня самоходки существенно возросла по сравнению со своими предшественниками за счет использования электрогидравлического привода горизонтальной наводки вместо ручного. За счет этого САУ уравнивалась с базовым танком Шерман. Наряду с этим M36 по-прежнему оснащалась сравнительно примитивным телескопическим бесшарнирным прицелом M76D, имевшем 3-кратное увеличение и поле зрения в 21°. В это же время базовые танки Шерман поздних серий оснащались более совершенным перископическим прицелом T8, имевшем 6-кратное увеличение, в то время как специализированный истребитель танков, вооруженный мощным, дальнобойным 90-мм орудием, сохранял упрощённый прицел. Хотя у телескопического прицела, жестко крепящегося к орудийной установке, были и свои плюсы, к примеру, большая точность из-за отсутствия шарнирных тяг между прицелом и орудием.

В зависимости от модификации M36 могла оснащаться несколькими вариантами двигателей. M36 и M36B1 имели V-образный 8-цилиндровый авиационный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 450 л.с. Топливом для него служил бензин с октановым числом не ниже 80. Система воздухоотведения двигателя включала в себя 2 воздухоочистителя циклонно-масляного типа. Система охлаждения состояла из 2-х вентиляторов и 2-х радиаторов, которые располагались в кормовой части моторного отделения. Запуск двигателя производился с помощью стартера. На версии ПТ-САУ M36B2, которая основывалась на шасси M10 силовая установка состояла из 2-х рядных 6-цилиндровых дизельных двигателей жидкостного охлаждения, мощность установки составляла 375 л.с. Вспомогательные системы двигателя были в целом схожи с другими модификациями самоходки, но отличались наличием 3-х воздухоочистителей.

 

На ПТ-САУ M36 имелось 4 топливных бака общим объемом 727 литров. Топливные баки располагались в спонсонах моторного отделения: 2 передних по 150 л. и левый и правый задние емкостью 208 и 219 л. соответственно. M36B1, базировавшаяся на базе танка M4A3 обладала несколько иным расположением топливных баков: 2 вертикальных по бокам от двигателя и 2 в спонсонах корпуса. Их емкость составляла от 636 до 659 литров. На M36B2 емкость топливных баков составляла 625 литров.

 

Тактико-технические характеристики: М36 Slugger

Масса: 28,5 т.

Габаритные размеры:

Длина 7,455 м., ширина 3,48 м., высота 3,03 м.

Экипаж: 5 чел.

Бронирование: от 10 до 51 мм.

Вооружение: 90-мм нарезная пушка M3

Боекомплект: 47 выстрелов

Двигатель: V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, мощностью 450 л.с.

Максимальная скорость: по шоссе – 42 км/час

Запас хода: по шоссе – 280 км.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...