Перейти к содержанию

Фотоуроки - основы композиции. Урок №3. http://fotoshkola.net


antiz

Рекомендуемые сообщения

Настоятельно рекомендую не только читать, но и практиковаться, а кто в состоянии, то и пройти курс на фотошколе.ру, что бы был учитель, это намного эффективней!

 

 

Границы кадра в композиции

 

 

 

 

Мы не всегда задумываемся о том, что у кадра есть границы. Мы привыкли к тому, что у нас есть зум, мы можем подойти/отойти, поменять точку съемки. Таким образом мы можем изменить содержание снимка, вписывая его в ограничительную рамку видоискателя или дисплея. Потом мы сталкиваемся с границами кадра, изменяя их в фоторедакторе. И, наконец, при печати. Мы можем создавать дополнительные границы при помощи всевозможных рамок и виньеток. Но в итоге всё сводится к тому, что любой снимок — это кусочек действительности, которую мы фиксируем, вписываем в рамку кадра.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0695/thumb_600.jpg

 

Именно рамка вынуждает автора задумываться о композиции. Например, наскальная живопись или некоторые типы инсталляций не имеют четких границ, что позволяет располагать части изображения любым образом.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0696/thumb_500.jpg

 

Композиция служит для того, чтобы удержать внимание в рамках кадра. Об этом мы упоминали в предыдущих уроках. В этом же уроке мы поговорим о границах кадра как об элементе композиции, инструменте фотографа.

Форма кадра

 

Наверняка вы обращали внимание, что фотографии бывают разной формы. Одни — почти квадратные, другие — более вытянутые. А бывают и панорамные изображения, напоминающие полоску. Всё это — разные формы кадра. или ещё говорят: у кадра бывает разное соотношение сторон (2:3, 3:4 и т.д.).

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0697/thumb_300.jpg

 

Как правило, формат кадра изначально задается используемой техникой. Т.е. изначально вы ориентируетесь на соотношение сторон матрицы вашего фотоаппарата или используемой пленки. Например, подавляющее большинство компактных камер имеет соотношение сторон кадра 4:3. А у зеркальных камер кадр более вытянутый и имеет соотношение 3:2.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0698/thumb_350.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0699/thumb_500.jpg

 

Конечно, непосредственно в момент съемки вы не начинаете усиленно вычислять, какое у вас там соотношение кадра, и в какой части изображения должна пройти та самая линия, разделяющая его на трети. Но при этом надо четко понимать, что хотим мы этого или нет, а форма кадра влияет на его компоновку.

Как мы можем использовать рамки кадра?

 

Предположим, что у нас обычная камера, которая снимает в формате 4:3 или 3:2. Первое и самое явное: мы можем выбрать ориентацию кадра, вертикальную или горизонтальную. Т.е. наш будущий кадр будет либо «лежать», либо «стоять». Тут вы можете справедливо отметить, что бывают и наклонённые кадры, но они требуют веских оснований и определенного уровня подготовки.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0700/thumb_600.jpg

 

Почему же мы выбираем горизонтальную или вертикальную ориентацию кадра? Одна моя знакомая делала исключительно горизонтальные кадры только потому, что не знала, как «перевернуть» их на компьютере, что значительно усложняло просмотр. Со всей ответственностью заявляю, что это неудачный подход к вопросу построения кадра. С другой стороны, горизонтальный кадр больше соответствует характеру человеческого зрения. Поэтому, чисто теоретически, любой сюжет можно вписать в горизонтальный кадр. И выглядеть это будет довольно неплохо... пока рядом не появится более удачный вертикальный кадр.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0701/thumb_600.jpg

 

Возвращаясь к нашему вопросу, логично предположить, что на ориентацию кадра влияет его содержимое. И это будет верно. Например, протяженная линия горизонта лучше «ложится» в горизонтальный кадр, а изображение человека в полный рост удачно умещается в вертикальный кадр. Это не значит, что 100% изображений человека в полный рост должны быть скомпонованы вертикально. Но в большинстве случаев это будет наиболее оправданным решением.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0702/thumb_600.jpg

 

Существует и другое руководство к выбору ориентации кадра. Связано оно опять же с особенностями человеческого восприятия. Вертикальный кадр больше соответствует динамическим сюжетам, создает напряжение, обладает большей потенциальной энергией. Наоборот, горизонтально ориентированный кадр воспринимается как более спокойный, гармоничный.

Наклон может быть и очень удачным решением, так и напрочь испортить кадр. Поэтому наклонные кадры следует использовать с особой осторожностью. Связано это с тем, что границы кадра воспринимаются зрителем как абсолютные ориентиры горизонтали и вертикали. Как только вы отклоняетесь от них, создается подсознательный диссонанс, ощущение того, что с кадром что-то не так. В зависимости от сюжета наклон может придавать динамичность или напряжение, тревогу. Логичнее всего использовать наклон в тех случаях, когда необходимо усилить эти мотивы, если они уже есть в кадре. Если вы решите наклонить кадр «на ровном месте», то вы его просто испортите.

Кадрирование

 

Наверняка это слово вам уже встречалось, а если нет — то ничего страшного. Кадрирование — это определение границ кадра. При этом под кадрированием понимается и то, как много пространства вы включаете в кадр непосредственно при съемке, и то, как обрезаются уже существующие границы кадра в фоторедакторе или при печати. Кадрирование может существенно изменить ваш снимок. Горизонтальный кадр может стать вертикальным и наоборот. Портрет в полный рост может превратиться в поясной. Также может измениться соотношение сторон кадра.

Так как же кадрировать? Постараться точно выверить кадр при съемке или сделать более общий план, чтобы потом выделить из него интересующий вас участок? Чисто теоретически возможны оба варианта, но предпочтительнее первый, хотя и с оговорками. Прежде чем поговорить об оговорках, скажем, почему второй вариант не очень нам подходит.

Построение композиции кадра предполагает наличие первоначального замысла. Он может быть очень простым, например: «я хочу снять свою кошку». Этого вполне достаточно, потому что это помогает понять, что ножка стула, кусок дивана и «весна за окном» могут оказаться лишними в кадре. И наоборот, кусок стены с подранными обоями может оказаться очень кстати, если вы хотели подчеркнуть, что ваш питомец — тот ещё хулиган. Таким образом, прежде чем нажать на кнопку, мы пытаемся понять, какие объекты стоит включать в кадр, а какие стоит оставить за его пределами. Поэтому в подавляющем большинстве случаев, кадр, сделанный просто ради нажатия на кнопку, отправляется в корзину.

Вернемся к первому методу, когда мы заранее определяем компоновку снимка. Конечно, от вас не требуется на 100% заранее представить весь кадр, но вы можете определить его содержание в общих чертах. Поэтому, самый простой вариант — сначала определиться с наиболее удачным, на ваш взгляд, кадрированием, потом оставить ещё чуточку места, т.е. удалиться от объекта съемки, и потом нажать на кнопку. Эта капелька места про запас может значительно облегчить вам жизнь, когда нужно будет вписать кадр в формат печати, не соответствующий соотношению сторон кадра вашего фотоаппарата. Или когда надо будет выровнять линию горизонта, не потеряв важных деталей. Конечно, со временем, вы сможете компоновать кадр достаточно быстро и точно. Но лучше слегка отсрочить момент съемки или намеренно расширить границы кадра, чтобы потом не испытывать чувство неудачи от того, что в кадр не попал нос ботинка или кончик пальца, а из-за «заваленного горизонта» придется отрезать кусок красивого дерева.

Поговорим про заваленный горизонт. Это выражение означает, что линия горизонта в кадре не параллельна горизонтальной границе кадра. Такое кадрирование создает ощущение падения, наклона. Так как в реальной жизни ничего подобного нет, то чаще всего наклоненный горизонт будет вызывать у зрителя ощущение ошибки, неправильности кадра. Заметьте, мы опять говорим о границах кадра, так как мы воспринимаем их как абсолютные уровни горизонтали и вертикали. Поэтому необходимо уделять внимание не только горизонту, но и любым явно выраженным горизонтальным и вертикальным линиям. Нужно следить за тем, чтобы ближний к вам край стола был параллелен горизонтальной стороне кадра, а боковые грани зданий были параллельны вертикальной границе кадра. Это же относится к дверным проемам, углам комнат, окнам, колоннам, деревьям и любым другим объектам, имеющим четко выраженную геометрическую форму.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0703/thumb_600.jpg

 

Объективы

 

Говоря о границах кадра, нельзя не упомянуть объективы. Точнее, различные типы объективов. Потому как разные типы объективов существенно влияют на формирование пространства в кадре. Подробную информацию различных типах объективов вы можете найти в статье в журнале Профотос.

Первая интересующая нас характеристика — это фокусное расстояние объектива. Она влияет на то, как много пространства окажется в кадре. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив приближает объекты. Чем меньше фокусное расстояние, тем большее пространство оказывается в поле вашего зрения. По этому параметру объективы разделяют на широкоугольные, стандартные и телеобъективы. А объективы с фокусными расстояниями 85-135 ещё называют портретными, хотя по сути они относятся к умеренным телеобъективам.

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0707/thumb_637.jpg

 

Широкоугольный объектив

 

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0706/thumb_281.jpg

Телеобъектив

 

Мы будем говорить об объективах в контексте работы над улучшением композиции. Проще всего начинать с объектива с фиксированным фокусным расстоянием. Как это ни странно, но зум скорее мешает фотографу, чем помогает. Особенно начинающему. Дело в том, что количество пространства в кадре имеет решающее значение. Имея в своем распоряжении зум-объектив, достаточно трудно оперативно определиться с тем, сколько места в кадре необходимо оставить в данный конкретный момент. И если избыточное пространство в кадре в большинстве случаев можно впоследствии обрезать в фоторедакторе, то чересчур плотный кадр расширить или повернуть уже не получится. В этом смысле объектив с фиксированным фокусным расстоянием как бы дисциплинирует фотографа. Вы работаете ровно с тем пространством, которое попадает в поле зрения объектива. Т.е. вам не приходится об этом думать, поэтому можно сосредоточиться на других аспектах съемки.

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0704/thumb_282.jpg

Портретный объектив

 

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0705/thumb_636.jpg

Стандартный объектив

 

Что касается выбора между теле-, широкоугольным и стандартным объективом, то здесь лучше всего остановится на стандартном. Дело в том, что такие объективы наиболее приближены по характеру изображения к тому, что мы видим собственными глазами. Широкоугольные же объективы сильно искажают пространство, закругляя линии и растягивая изображение к углам кадра. Кроме того, в поле зрения широкоугольного объектива попадает очень много пространства. Управиться со всеми его деталями достаточно сложно. Поэтому на начальном этапе съемкой на широком угле лучше не злоупотреблять. Телеобъективы не имеют ярко выраженных недостатков. Часто их используют в качестве портретных. Однако, у таких объективов есть одна особенность, которая существенно влияет на восприятие снимка. Дело в том, что телеобъективы как бы сжимают пространство. Поясним: мы привыкли, что чем дальше от нас удален предмет, тем меньшим он нам кажется. Для нашего зрения привычно, что ближний объект кажется больше аналогичного, но удаленного. Телеобъектив значительно уменьшает эту разницу, поэтому картинка порой кажется плоской, не совсем реальной. Конечно, это лишь частный случай, и не стоит из-за этого отказываться от использования телеобъективов, но этот момент надо знать.

У объективов есть ещё много других особенностей, но они не совсем связаны с темой нашего урока. Однако, я всем рекомендую обратиться к статье Георгия Полицарнова, в которой они все подробно рассмотрены.

 

Задания к уроку №3 «Границы кадра в композиции»

http://fotoshkola.net/system/profiles/0007/8062/image-avatar.jpg?1322585485

 

Ещё раз здравствуйте! Пришло время попробовать свои силы на практике. Чтобы успешно пройти этот урок — выполните задание и загрузите работы на проверку. Перед выполнением задания я рекомендую внимательно изучить учебные материалы.

Я с радостью отвечу на любой ваш вопрос, а также с удовольствием помогу выбрать фотокурс для дальнейшего обучения. Для этого:

  • Воспользуйтесь функцией «Задать вопрос преподавателю» до загрузки вашей самой первой работы
  • Напишите в комментарии к любой фотографии по заданию после

 

 

Практикуемся в кадрировании

 

 

Поэкспериментируйте с ориентацией кадра. Попробуйте сделать одни и те же снимки в вертикальном и горизонтальном положениях камеры. Посмотрите, как от этого меняется их компоновка и настроение.

 

Сделайте кадр с нестандартным соотношением сторон: 1:1 и 16:9 или что-то близкое.

 

И, наконец, сделайте наклонный кадр. Рекомендую поискать для этого какой-нибудь динамичный сюжет: спорт, игра или танец.

 

Минимальное число работ для прохождения этого задания — 3.

 

Примеры работ студента с комментарием:

http://fotoshkola.net/system/photo/0050/5809/image-normal.jpg?1347087041

Данное кадрирование применено, чтобы усилить акцент на городе, который находится в тайге и если добавить таги снизу или неба сверху - то город потеряется. И обрезать с краев город - потеряется масштабность.

 

http://fotoshkola.net/system/photo/0050/5808/image-normal.JPG?1347086686

 

В этом кадре применил нестандартное кадрирование, более вытянутое, чтобы показать простор, масштабность водохранилища, холмов и тумана на холмах.

Немного добавил контраст, бледновато выглядела изначально фотография.

http://fotoshkola.net/system/photo/0050/1561/image-normal.JPG?1346716760

http://fotoshkola.net/system/photo/0050/5850/image-normal.JPG?1347098712

Небольшой наклон кадра придает динамику, создавая ощущение, что сейчас ребенок, находящийся в статичной позе куда то побежит или прыгнет.

Изменено пользователем antiz
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • Henry5
      Знаю хороший сервис покупки цветов. У них доставка есть. Не только в Москве, кстати. https://cvetov.ru/msk/ Меня сервис пока не разочаровывал.
    • ReyAnd
      Зато старпёры становятся всё качественнее - старпёристее
    • Mayron
    • Mayron
    • Mayron
      Байден повернулся к госсекретарю и спросил: - А почему у тебя русская фамилия, Блинкин? Еще никогда Штирлиц не был так близко к провалу...
    • Anthonypoern
      Astronomers spot a massive ‘sleeping giant’ black hole less than 2,000 light-years from Earth mega dark Astronomers have spotted the most massive known stellar black hole in the Milky Way galaxy after detecting an unusual wobble in space. The so-called “sleeping giant,” named Gaia BH3, has a mass that is nearly 33 times that of our sun, and it’s located 1,926 light-years away in the Aquila constellation, making it the second-closest known black hole to Earth. The closest black hole is Gaia BH1, which is located about 1,500 light-years away and has a mass that is nearly 10 times that of our sun. Astronomers discovered the black hole while combing through observations taken by European Space Agency’s Gaia space telescope for an upcoming data release to the scientific community. The researchers weren’t expecting to find anything, but a peculiar motion — caused by Gaia BH3’s gravitational influence on a nearby companion — caught their eye. Many “dormant” black holes don’t have a companion close enough to munch on, so they are much more difficult to spot and don’t generate any light. But other stellar black holes siphon material from companion stars, and this exchange of matter releases bright X-rays that can be spotted through telescopes. The wobbling movement of an old giant star in the Aquila constellation revealed that it was in an orbital dance with a dormant black hole, and it’s the third such dormant black hole spotted by Gaia. The researchers used the European Southern Observatory’s Very Large Telescope in Chile’s Atacama Desert and other ground-based observatories to confirm the mass of Gaia BH3, and their study has also offered new clues to how such huge black holes came to be. The findings appeared Tuesday in the journal Astronomy & Astrophysics. “No one was expecting to find a high-mass black hole lurking nearby, undetected so far,” said lead study author Pasquale Panuzzo, an astronomer at the Observatoire de Paris, part of France’s National Centre for Scientific Research, and a Gaia collaboration member, in a statement. “This is the kind of discovery you make once in your research life.”
    • Anthonypoern
      Astronomers spot a massive ‘sleeping giant’ black hole less than 2,000 light-years from Earth mega ссылка Astronomers have spotted the most massive known stellar black hole in the Milky Way galaxy after detecting an unusual wobble in space. The so-called “sleeping giant,” named Gaia BH3, has a mass that is nearly 33 times that of our sun, and it’s located 1,926 light-years away in the Aquila constellation, making it the second-closest known black hole to Earth. The closest black hole is Gaia BH1, which is located about 1,500 light-years away and has a mass that is nearly 10 times that of our sun. Astronomers discovered the black hole while combing through observations taken by European Space Agency’s Gaia space telescope for an upcoming data release to the scientific community. The researchers weren’t expecting to find anything, but a peculiar motion — caused by Gaia BH3’s gravitational influence on a nearby companion — caught their eye. Many “dormant” black holes don’t have a companion close enough to munch on, so they are much more difficult to spot and don’t generate any light. But other stellar black holes siphon material from companion stars, and this exchange of matter releases bright X-rays that can be spotted through telescopes. The wobbling movement of an old giant star in the Aquila constellation revealed that it was in an orbital dance with a dormant black hole, and it’s the third such dormant black hole spotted by Gaia. The researchers used the European Southern Observatory’s Very Large Telescope in Chile’s Atacama Desert and other ground-based observatories to confirm the mass of Gaia BH3, and their study has also offered new clues to how such huge black holes came to be. The findings appeared Tuesday in the journal Astronomy & Astrophysics. “No one was expecting to find a high-mass black hole lurking nearby, undetected so far,” said lead study author Pasquale Panuzzo, an astronomer at the Observatoire de Paris, part of France’s National Centre for Scientific Research, and a Gaia collaboration member, in a statement. “This is the kind of discovery you make once in your research life.”
    • McWolf
      старпёров стало мало вот и нужны боты
    • Positived
      @Positived Кто-то бесследно пропал? Вот на всякий случай наш победный танец над бездыханным телом охранника-не-человека   
    • LuckyCrazy
      @Lucky_Crazy Да, каджит не разгадал шифр, увы, стыдно каджиту! И про чужие карманы правда, их разгадывал)) Но каджит присмотрелся, собрался с силами, с петами — и одолел стража!  https://imgur.com/a/HHeRnuq 
×
×
  • Создать...