antiz Опубликовано 7 августа, 2013 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2013 (изменено) Настоятельно рекомендую не только читать, но и практиковаться, а кто в состоянии, то и пройти курс на фотошколе.ру, что бы был учитель, это намного эффективней! Границы кадра в композиции Мы не всегда задумываемся о том, что у кадра есть границы. Мы привыкли к тому, что у нас есть зум, мы можем подойти/отойти, поменять точку съемки. Таким образом мы можем изменить содержание снимка, вписывая его в ограничительную рамку видоискателя или дисплея. Потом мы сталкиваемся с границами кадра, изменяя их в фоторедакторе. И, наконец, при печати. Мы можем создавать дополнительные границы при помощи всевозможных рамок и виньеток. Но в итоге всё сводится к тому, что любой снимок — это кусочек действительности, которую мы фиксируем, вписываем в рамку кадра.http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0695/thumb_600.jpg Именно рамка вынуждает автора задумываться о композиции. Например, наскальная живопись или некоторые типы инсталляций не имеют четких границ, что позволяет располагать части изображения любым образом.http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0696/thumb_500.jpg Композиция служит для того, чтобы удержать внимание в рамках кадра. Об этом мы упоминали в предыдущих уроках. В этом же уроке мы поговорим о границах кадра как об элементе композиции, инструменте фотографа. Форма кадра Наверняка вы обращали внимание, что фотографии бывают разной формы. Одни — почти квадратные, другие — более вытянутые. А бывают и панорамные изображения, напоминающие полоску. Всё это — разные формы кадра. или ещё говорят: у кадра бывает разное соотношение сторон (2:3, 3:4 и т.д.).http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0697/thumb_300.jpg Как правило, формат кадра изначально задается используемой техникой. Т.е. изначально вы ориентируетесь на соотношение сторон матрицы вашего фотоаппарата или используемой пленки. Например, подавляющее большинство компактных камер имеет соотношение сторон кадра 4:3. А у зеркальных камер кадр более вытянутый и имеет соотношение 3:2.http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0698/thumb_350.jpg http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0699/thumb_500.jpg Конечно, непосредственно в момент съемки вы не начинаете усиленно вычислять, какое у вас там соотношение кадра, и в какой части изображения должна пройти та самая линия, разделяющая его на трети. Но при этом надо четко понимать, что хотим мы этого или нет, а форма кадра влияет на его компоновку. Как мы можем использовать рамки кадра? Предположим, что у нас обычная камера, которая снимает в формате 4:3 или 3:2. Первое и самое явное: мы можем выбрать ориентацию кадра, вертикальную или горизонтальную. Т.е. наш будущий кадр будет либо «лежать», либо «стоять». Тут вы можете справедливо отметить, что бывают и наклонённые кадры, но они требуют веских оснований и определенного уровня подготовки.http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0700/thumb_600.jpg Почему же мы выбираем горизонтальную или вертикальную ориентацию кадра? Одна моя знакомая делала исключительно горизонтальные кадры только потому, что не знала, как «перевернуть» их на компьютере, что значительно усложняло просмотр. Со всей ответственностью заявляю, что это неудачный подход к вопросу построения кадра. С другой стороны, горизонтальный кадр больше соответствует характеру человеческого зрения. Поэтому, чисто теоретически, любой сюжет можно вписать в горизонтальный кадр. И выглядеть это будет довольно неплохо... пока рядом не появится более удачный вертикальный кадр.http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0701/thumb_600.jpg Возвращаясь к нашему вопросу, логично предположить, что на ориентацию кадра влияет его содержимое. И это будет верно. Например, протяженная линия горизонта лучше «ложится» в горизонтальный кадр, а изображение человека в полный рост удачно умещается в вертикальный кадр. Это не значит, что 100% изображений человека в полный рост должны быть скомпонованы вертикально. Но в большинстве случаев это будет наиболее оправданным решением.http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0702/thumb_600.jpg Существует и другое руководство к выбору ориентации кадра. Связано оно опять же с особенностями человеческого восприятия. Вертикальный кадр больше соответствует динамическим сюжетам, создает напряжение, обладает большей потенциальной энергией. Наоборот, горизонтально ориентированный кадр воспринимается как более спокойный, гармоничный.Наклон может быть и очень удачным решением, так и напрочь испортить кадр. Поэтому наклонные кадры следует использовать с особой осторожностью. Связано это с тем, что границы кадра воспринимаются зрителем как абсолютные ориентиры горизонтали и вертикали. Как только вы отклоняетесь от них, создается подсознательный диссонанс, ощущение того, что с кадром что-то не так. В зависимости от сюжета наклон может придавать динамичность или напряжение, тревогу. Логичнее всего использовать наклон в тех случаях, когда необходимо усилить эти мотивы, если они уже есть в кадре. Если вы решите наклонить кадр «на ровном месте», то вы его просто испортите. Кадрирование Наверняка это слово вам уже встречалось, а если нет — то ничего страшного. Кадрирование — это определение границ кадра. При этом под кадрированием понимается и то, как много пространства вы включаете в кадр непосредственно при съемке, и то, как обрезаются уже существующие границы кадра в фоторедакторе или при печати. Кадрирование может существенно изменить ваш снимок. Горизонтальный кадр может стать вертикальным и наоборот. Портрет в полный рост может превратиться в поясной. Также может измениться соотношение сторон кадра.Так как же кадрировать? Постараться точно выверить кадр при съемке или сделать более общий план, чтобы потом выделить из него интересующий вас участок? Чисто теоретически возможны оба варианта, но предпочтительнее первый, хотя и с оговорками. Прежде чем поговорить об оговорках, скажем, почему второй вариант не очень нам подходит.Построение композиции кадра предполагает наличие первоначального замысла. Он может быть очень простым, например: «я хочу снять свою кошку». Этого вполне достаточно, потому что это помогает понять, что ножка стула, кусок дивана и «весна за окном» могут оказаться лишними в кадре. И наоборот, кусок стены с подранными обоями может оказаться очень кстати, если вы хотели подчеркнуть, что ваш питомец — тот ещё хулиган. Таким образом, прежде чем нажать на кнопку, мы пытаемся понять, какие объекты стоит включать в кадр, а какие стоит оставить за его пределами. Поэтому в подавляющем большинстве случаев, кадр, сделанный просто ради нажатия на кнопку, отправляется в корзину.Вернемся к первому методу, когда мы заранее определяем компоновку снимка. Конечно, от вас не требуется на 100% заранее представить весь кадр, но вы можете определить его содержание в общих чертах. Поэтому, самый простой вариант — сначала определиться с наиболее удачным, на ваш взгляд, кадрированием, потом оставить ещё чуточку места, т.е. удалиться от объекта съемки, и потом нажать на кнопку. Эта капелька места про запас может значительно облегчить вам жизнь, когда нужно будет вписать кадр в формат печати, не соответствующий соотношению сторон кадра вашего фотоаппарата. Или когда надо будет выровнять линию горизонта, не потеряв важных деталей. Конечно, со временем, вы сможете компоновать кадр достаточно быстро и точно. Но лучше слегка отсрочить момент съемки или намеренно расширить границы кадра, чтобы потом не испытывать чувство неудачи от того, что в кадр не попал нос ботинка или кончик пальца, а из-за «заваленного горизонта» придется отрезать кусок красивого дерева.Поговорим про заваленный горизонт. Это выражение означает, что линия горизонта в кадре не параллельна горизонтальной границе кадра. Такое кадрирование создает ощущение падения, наклона. Так как в реальной жизни ничего подобного нет, то чаще всего наклоненный горизонт будет вызывать у зрителя ощущение ошибки, неправильности кадра. Заметьте, мы опять говорим о границах кадра, так как мы воспринимаем их как абсолютные уровни горизонтали и вертикали. Поэтому необходимо уделять внимание не только горизонту, но и любым явно выраженным горизонтальным и вертикальным линиям. Нужно следить за тем, чтобы ближний к вам край стола был параллелен горизонтальной стороне кадра, а боковые грани зданий были параллельны вертикальной границе кадра. Это же относится к дверным проемам, углам комнат, окнам, колоннам, деревьям и любым другим объектам, имеющим четко выраженную геометрическую форму.http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0703/thumb_600.jpg Объективы Говоря о границах кадра, нельзя не упомянуть объективы. Точнее, различные типы объективов. Потому как разные типы объективов существенно влияют на формирование пространства в кадре. Подробную информацию различных типах объективов вы можете найти в статье в журнале Профотос.Первая интересующая нас характеристика — это фокусное расстояние объектива. Она влияет на то, как много пространства окажется в кадре. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив приближает объекты. Чем меньше фокусное расстояние, тем большее пространство оказывается в поле вашего зрения. По этому параметру объективы разделяют на широкоугольные, стандартные и телеобъективы. А объективы с фокусными расстояниями 85-135 ещё называют портретными, хотя по сути они относятся к умеренным телеобъективам. http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0707/thumb_637.jpg Широкоугольный объектив http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0706/thumb_281.jpgТелеобъектив Мы будем говорить об объективах в контексте работы над улучшением композиции. Проще всего начинать с объектива с фиксированным фокусным расстоянием. Как это ни странно, но зум скорее мешает фотографу, чем помогает. Особенно начинающему. Дело в том, что количество пространства в кадре имеет решающее значение. Имея в своем распоряжении зум-объектив, достаточно трудно оперативно определиться с тем, сколько места в кадре необходимо оставить в данный конкретный момент. И если избыточное пространство в кадре в большинстве случаев можно впоследствии обрезать в фоторедакторе, то чересчур плотный кадр расширить или повернуть уже не получится. В этом смысле объектив с фиксированным фокусным расстоянием как бы дисциплинирует фотографа. Вы работаете ровно с тем пространством, которое попадает в поле зрения объектива. Т.е. вам не приходится об этом думать, поэтому можно сосредоточиться на других аспектах съемки. http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0704/thumb_282.jpgПортретный объектив http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0705/thumb_636.jpgСтандартный объектив Что касается выбора между теле-, широкоугольным и стандартным объективом, то здесь лучше всего остановится на стандартном. Дело в том, что такие объективы наиболее приближены по характеру изображения к тому, что мы видим собственными глазами. Широкоугольные же объективы сильно искажают пространство, закругляя линии и растягивая изображение к углам кадра. Кроме того, в поле зрения широкоугольного объектива попадает очень много пространства. Управиться со всеми его деталями достаточно сложно. Поэтому на начальном этапе съемкой на широком угле лучше не злоупотреблять. Телеобъективы не имеют ярко выраженных недостатков. Часто их используют в качестве портретных. Однако, у таких объективов есть одна особенность, которая существенно влияет на восприятие снимка. Дело в том, что телеобъективы как бы сжимают пространство. Поясним: мы привыкли, что чем дальше от нас удален предмет, тем меньшим он нам кажется. Для нашего зрения привычно, что ближний объект кажется больше аналогичного, но удаленного. Телеобъектив значительно уменьшает эту разницу, поэтому картинка порой кажется плоской, не совсем реальной. Конечно, это лишь частный случай, и не стоит из-за этого отказываться от использования телеобъективов, но этот момент надо знать.У объективов есть ещё много других особенностей, но они не совсем связаны с темой нашего урока. Однако, я всем рекомендую обратиться к статье Георгия Полицарнова, в которой они все подробно рассмотрены. Задания к уроку №3 «Границы кадра в композиции»http://fotoshkola.net/system/profiles/0007/8062/image-avatar.jpg?1322585485 Ещё раз здравствуйте! Пришло время попробовать свои силы на практике. Чтобы успешно пройти этот урок — выполните задание и загрузите работы на проверку. Перед выполнением задания я рекомендую внимательно изучить учебные материалы.Я с радостью отвечу на любой ваш вопрос, а также с удовольствием помогу выбрать фотокурс для дальнейшего обучения. Для этого:Воспользуйтесь функцией «Задать вопрос преподавателю» до загрузки вашей самой первой работыНапишите в комментарии к любой фотографии по заданию после Практикуемся в кадрировании Поэкспериментируйте с ориентацией кадра. Попробуйте сделать одни и те же снимки в вертикальном и горизонтальном положениях камеры. Посмотрите, как от этого меняется их компоновка и настроение. Сделайте кадр с нестандартным соотношением сторон: 1:1 и 16:9 или что-то близкое. И, наконец, сделайте наклонный кадр. Рекомендую поискать для этого какой-нибудь динамичный сюжет: спорт, игра или танец. Минимальное число работ для прохождения этого задания — 3. Примеры работ студента с комментарием:http://fotoshkola.net/system/photo/0050/5809/image-normal.jpg?1347087041Данное кадрирование применено, чтобы усилить акцент на городе, который находится в тайге и если добавить таги снизу или неба сверху - то город потеряется. И обрезать с краев город - потеряется масштабность. http://fotoshkola.net/system/photo/0050/5808/image-normal.JPG?1347086686 В этом кадре применил нестандартное кадрирование, более вытянутое, чтобы показать простор, масштабность водохранилища, холмов и тумана на холмах.Немного добавил контраст, бледновато выглядела изначально фотография.http://fotoshkola.net/system/photo/0050/1561/image-normal.JPG?1346716760http://fotoshkola.net/system/photo/0050/5850/image-normal.JPG?1347098712Небольшой наклон кадра придает динамику, создавая ощущение, что сейчас ребенок, находящийся в статичной позе куда то побежит или прыгнет. Изменено 7 августа, 2013 пользователем antiz Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
antiz Опубликовано 27 августа, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 27 августа, 2013 Поднимаю тему,. мож кто поздно присоеденился, мож кто захочет задание выполнить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти