Перейти к содержанию

Фотоуроки - основы композиции. Урок №2. http://fotoshkola.net


antiz

Рекомендуемые сообщения

Простые решения

 

 

 

 

В первом уроке мы достаточно подробно ознакомились с понятием композиции. Поговорили о том, из чего складывается кадр, и для чего нужно учиться выстраивать композицию. Как вы помните, мы выделили 3 простых вопроса, ответив на которые, можно рассказать о композиции кадра — «что?», «как?», и «зачем?».

Вопрос «что?», как правило, перед нами не стоит. В большинстве случаев мы четко знаем, что бы мы хотели показать в кадре: лицо друга, приятный глазу пейзаж, динамику танца и т. д. Следующий вопрос — как? И вот тут всё не так гладко: портрет друга получился невыразительным, пейзаж скучным, а вместо ощущения движения мы видим человека в нелепой позе. Цель нашего второго занятия — овладеть набором простых приемов, способных улучшить наши снимки. И пусть вас не пугает слово «простые». Это не значит, что они какие-то неправильные, или, что от них придется потом отказаться, чтобы научиться более сложным. Наоборот, самое интересное заключается в том, что самые простые решения, как правило, являются самыми удачными.

В этом уроке мы не будем говорить о цвете, свете или смысловом наполнении кадра. Ведь самое простое определение композиции — это расположение объектов в кадре. Поэтому будем учиться просто упорядочивать содержимое нашего снимка.

Объекты в кадре всегда организуются таким образом, чтобы привлечь и удержать внимание зрителя. Мы никогда об этом не задумываемся, но, на самом деле, большинство людей рассматривает сюжет одинаково, по одной схеме. Наш взгляд переходит от одного объекта к другому вполне определенным образом, а внимание цепляется за вполне конкретные объекты. Например, одна из таких особенностей — рассматривание слева направо и сверху вниз. Она обусловлена алгоритмом функционирования нашего мозга, таковы наши «настройки по умолчанию». Существуют и другие особенности восприятия: в глаза бросаются наиболее крупные и яркие детали, сначала мы рассматриваем близко расположенные объекты, а потом удаленные и т. д.

Все особенности человеческого восприятия уже давно описаны и систематизированы. На основе их анализа и были созданы те самые простые приемы, с которыми мы будем знакомиться. Часто их называют правилами компоновки, т.е. правилами расположения объектов в кадре. Эта формулировка не совсем верна, потому что приемы, о которых мы будем говорить, — это не правила, а скорее советы. Им можно следовать, но они никогда не являются обязательными к выполнению.

Совет №1: не располагайте объект в центре кадра

 

Вопреки кажущейся очевидности, расположить объект съемки в центре кадра — не самое лучшее решение в подавляющем большинстве случаев. Такое расположение делает картинку статичной, замершей. Само по себе это не хорошо и не плохо. Просто взгляд человека в этом случае фиксируется в центре кадра, быстро его считывает, после чего интерес к изображению угасает. Кадр кажется скучным. Помещение объекта вне центра, т.е. сбоку, более интересно. Оно заставляет взгляд перемещаться по кадру, рассматривая разные части изображения. Тем самым внимание задерживается.

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0636/thumb_459.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0637/thumb_460.jpg

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0638/thumb_459.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0639/thumb_459.jpg

Совет №2: не располагайте главный объект близко к краю кадра

 

В более развернутой форме это звучит так: не совмещайте объект с краем кадра или в непосредственной близости от него. Это совет как бы дополняет первый. Т.е. не стоит помещать объект съемки в центр кадра, но и совсем в бок сдвигать его не надо. Это связано с тем, что при такой компоновке кадра образуется достаточно большое пространство, не связанное с целью вашей съемки. Это пространство или предметы, которые его наполняют, начинают отвлекать внимание зрителя. В итоге, внимание рассеивается, т.к. становится не совсем понятно, что именно вы снимали.

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0640/thumb_458.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0641/thumb_458.jpg

Совет №3: не делите кадр линией горизонта пополам

 

Это означает то, что линию горизонта стоит сместить либо вверх, либо вниз относительно центра кадра. Горизонт в центре кадра разбивает его на 2 равные части, создавая симметрию. Такая компоновка сама по себе привлекает очень много внимания и делает снимок чрезмерно статичным. Как правило, это ухудшает общее восприятие кадра, поэтому горизонт лучше слегка поднять или опустить, в зависимости от того, в какой части кадра находятся объекты, которым вы хотите уделить больше внимания.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0642/thumb_350.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0643/thumb_350.jpg

 

Правило третей

 

Правило третей, вероятно, самое распространённое и самое известное. В большинстве цифровых фотоаппаратов есть функция, включающая отображение «сетки» на дисплее. Две горизонтальные и две вертикальные линии делят кадр на 9 частей. Т.е. кадр условно разбивается на трети по горизонтали и по вертикали. Правило третей (опять же, это не совсем правило, но таково устоявшееся название) гласит следующее: линию горизонта следует совместить с одной из линий, а композиционно важные элементы следует совместить с перекрестьями линий. Если следовать этому правилу, то линия горизонта должна разделить кадр приблизительно на 1/3 и 2/3. А главный объект вашей съемки должен разместиться примерно в месте перекрестья условной сетки.

Правило третей идеально согласуется с первыми тремя советами. Ведь если разбить таким образом кадр на трети, то ни главный объект, ни линия горизонта не попадут ни в центр, ни на край кадра.

В литературе часто можно встретить упоминание о «золотом сечении». Чтобы не создавать путаницы, поясним: золотое сечение — это математическое описание пропорций. Правило третей — это адаптированный для пленочного кадра вариант золотого сечения. Так как никто никогда не собирался измерять сюжет линейкой, прежде чем сделать кадр, то достаточно знать, что правило третей и золотое сечение в фотографии — это примерно одно и то же.

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0645/thumb_600.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0644/thumb_400.jpg

 

Следующие два совета по организации кадра связаны с понятием «скрытых линий» в кадре. Не пугайтесь, об этом понятии мы подробно поговорим в уроке «Линии в кадре». А сейчас мы рассмотрим два частных случая. Первый — направление взгляда. Мы как бы подразумеваем, что на снимке присутствует линия, связанная с направлением человеческого взгляда.

Совет №4: оставляйте место перед взглядом портретируемого

 

Это значит, что необходимо оставлять определенное количество места в той части кадра, в направлении которой смотрит ваша модель. Здесь мы возвращаемся к особенностям человеческого восприятия. Мы устроены таким образом, что при разглядывании картинки несознательно следуем направлению взглядов в кадре. Если при этом мы «упираемся» в край кадра, то на подсознательном уровне это вызывает диссонанс. Картинка кажется неправильной, незаконченной, «обрывающейся».

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0646/thumb_459.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0647/thumb_459.jpg

Совет №5: оставляйте место перед движущимся объектом

 

При съемке надо учесть направление движения и оставить немного места там, где движущийся объект окажется в следующий момент. Этот совет очень похож на предыдущий. И смысл у него тот же. Так же, как мы следуем направлению взгляда, мы следуем направлению движения.

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0648/thumb_459.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0649/thumb_459.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0651/thumb_458.jpg

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0650/thumb_459.jpg

 

 

 

 

 

 

Задания к уроку №2 «Простые решения»

Изучаем правила компоновки

 

 

 

На этот раз ваше задание будет очень простым. Вам нужно сделать несколько фотографий, пользуясь правилами компоновки, описанными в уроке. Естественно, делать отдельный кадр на каждое правило не надо. Давайте договоримся, что необходимо сделать минимум 3 кадра.

Первый со свободным сюжетом, выполненный по советам 1-3. Фотографируйте что угодно: цветы, людей, животных или машины. Это не имеет значения. Наша задача — сделать кадр привлекательным.

 

Второй кадрдвижение. Бегуны, велосипедисты, автомобили — подойдут все. Главное — попытаться воспользоваться всеми советами, описанными в уроке. Дайте движению в вашем кадре свободу, предоставьте место для развития. Варьируйте количество оставленного места и сравнивайте результаты. Где та граница, когда места именно столько сколько надо? Попробуйте её нащупать!

 

Третий кадрэто портрет, т.е. предполагает наличие человека в кадре. Пусть он будет достаточно крупным, не в полный рост, а по пояс или по грудь. Позирует ли вам человек, или вы подглядываете за ним, нас это не волнует. Нам нужно лицо и открытые глаза, которые смотрят куда угодно, только не в камеру. Если вам всё-таки позируют, то попросите модель посмотреть в разные стороны, покрутить головой, сменить позу. Сделайте несколько кадров, чтобы потом посмотреть, как меняется компоновка. Вы сможете увидеть, где вы воспользовались советами, а где нет, и как это повлияло на картинку. Одним словом, тренируйтесь.

 

Обращаю ваше внимание на то, что в качестве выполненного задания принимаются только фотографии, снятые вами специально для этого задания. Фотографии, которые вы сняли раньше, не подойдут.

 

Примеры выполненного задания:

http://fotoshkola.net/system/photo/0049/8730/image-normal.JPG?1346506119

Здесь ЦЗ расположен на нижней линии, правое здание на правом пересечении, а левое здание вместе с комплексов труб на левом пересечении линий. Линия горизонта внизу, объекты расположены не близко краям и не в центре.

 

http://fotoshkola.net/system/photo/0049/8744/image-normal.JPG?1346506463

 

На этой фотографии движущийся автомобиль. Он находится на пересечении линий. Сзади включена в кадр дорога, как след, по которому он двигался и оставлено место впереди автомобиля - для продолжения движения.

Следующая фотография мне кажется более динамично, из за более крупного автомобиля, но там он достаточно близко к краю, в целом обе фотографии построены по одному и томуже принципу, только расположение автомобиля в разных нижний пересечениях.

 

http://fotoshkola.net/system/photo/0049/8740/image-normal.JPG?1346506376

 

На этой фотографии девочка назодится на левой лини, предоставлено пространство под взгляд, глаза расположены на пересечении линий.

Изменено пользователем antiz
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • ReyAnd
      Зато старпёры становятся всё качественнее - старпёристее
    • Mayron
    • Mayron
    • Mayron
      Байден повернулся к госсекретарю и спросил: - А почему у тебя русская фамилия, Блинкин? Еще никогда Штирлиц не был так близко к провалу...
    • Anthonypoern
      Astronomers spot a massive ‘sleeping giant’ black hole less than 2,000 light-years from Earth mega dark Astronomers have spotted the most massive known stellar black hole in the Milky Way galaxy after detecting an unusual wobble in space. The so-called “sleeping giant,” named Gaia BH3, has a mass that is nearly 33 times that of our sun, and it’s located 1,926 light-years away in the Aquila constellation, making it the second-closest known black hole to Earth. The closest black hole is Gaia BH1, which is located about 1,500 light-years away and has a mass that is nearly 10 times that of our sun. Astronomers discovered the black hole while combing through observations taken by European Space Agency’s Gaia space telescope for an upcoming data release to the scientific community. The researchers weren’t expecting to find anything, but a peculiar motion — caused by Gaia BH3’s gravitational influence on a nearby companion — caught their eye. Many “dormant” black holes don’t have a companion close enough to munch on, so they are much more difficult to spot and don’t generate any light. But other stellar black holes siphon material from companion stars, and this exchange of matter releases bright X-rays that can be spotted through telescopes. The wobbling movement of an old giant star in the Aquila constellation revealed that it was in an orbital dance with a dormant black hole, and it’s the third such dormant black hole spotted by Gaia. The researchers used the European Southern Observatory’s Very Large Telescope in Chile’s Atacama Desert and other ground-based observatories to confirm the mass of Gaia BH3, and their study has also offered new clues to how such huge black holes came to be. The findings appeared Tuesday in the journal Astronomy & Astrophysics. “No one was expecting to find a high-mass black hole lurking nearby, undetected so far,” said lead study author Pasquale Panuzzo, an astronomer at the Observatoire de Paris, part of France’s National Centre for Scientific Research, and a Gaia collaboration member, in a statement. “This is the kind of discovery you make once in your research life.”
    • Anthonypoern
      Astronomers spot a massive ‘sleeping giant’ black hole less than 2,000 light-years from Earth mega ссылка Astronomers have spotted the most massive known stellar black hole in the Milky Way galaxy after detecting an unusual wobble in space. The so-called “sleeping giant,” named Gaia BH3, has a mass that is nearly 33 times that of our sun, and it’s located 1,926 light-years away in the Aquila constellation, making it the second-closest known black hole to Earth. The closest black hole is Gaia BH1, which is located about 1,500 light-years away and has a mass that is nearly 10 times that of our sun. Astronomers discovered the black hole while combing through observations taken by European Space Agency’s Gaia space telescope for an upcoming data release to the scientific community. The researchers weren’t expecting to find anything, but a peculiar motion — caused by Gaia BH3’s gravitational influence on a nearby companion — caught their eye. Many “dormant” black holes don’t have a companion close enough to munch on, so they are much more difficult to spot and don’t generate any light. But other stellar black holes siphon material from companion stars, and this exchange of matter releases bright X-rays that can be spotted through telescopes. The wobbling movement of an old giant star in the Aquila constellation revealed that it was in an orbital dance with a dormant black hole, and it’s the third such dormant black hole spotted by Gaia. The researchers used the European Southern Observatory’s Very Large Telescope in Chile’s Atacama Desert and other ground-based observatories to confirm the mass of Gaia BH3, and their study has also offered new clues to how such huge black holes came to be. The findings appeared Tuesday in the journal Astronomy & Astrophysics. “No one was expecting to find a high-mass black hole lurking nearby, undetected so far,” said lead study author Pasquale Panuzzo, an astronomer at the Observatoire de Paris, part of France’s National Centre for Scientific Research, and a Gaia collaboration member, in a statement. “This is the kind of discovery you make once in your research life.”
    • McWolf
      старпёров стало мало вот и нужны боты
    • Positived
      @Positived Кто-то бесследно пропал? Вот на всякий случай наш победный танец над бездыханным телом охранника-не-человека   
    • LuckyCrazy
      @Lucky_Crazy Да, каджит не разгадал шифр, увы, стыдно каджиту! И про чужие карманы правда, их разгадывал)) Но каджит присмотрелся, собрался с силами, с петами — и одолел стража!  https://imgur.com/a/HHeRnuq 
    • Lame
×
×
  • Создать...