Перейти к содержанию

Фотоуроки - основы композиции. Урок №2. http://fotoshkola.net


antiz

Рекомендуемые сообщения

Простые решения

 

 

 

 

В первом уроке мы достаточно подробно ознакомились с понятием композиции. Поговорили о том, из чего складывается кадр, и для чего нужно учиться выстраивать композицию. Как вы помните, мы выделили 3 простых вопроса, ответив на которые, можно рассказать о композиции кадра — «что?», «как?», и «зачем?».

Вопрос «что?», как правило, перед нами не стоит. В большинстве случаев мы четко знаем, что бы мы хотели показать в кадре: лицо друга, приятный глазу пейзаж, динамику танца и т. д. Следующий вопрос — как? И вот тут всё не так гладко: портрет друга получился невыразительным, пейзаж скучным, а вместо ощущения движения мы видим человека в нелепой позе. Цель нашего второго занятия — овладеть набором простых приемов, способных улучшить наши снимки. И пусть вас не пугает слово «простые». Это не значит, что они какие-то неправильные, или, что от них придется потом отказаться, чтобы научиться более сложным. Наоборот, самое интересное заключается в том, что самые простые решения, как правило, являются самыми удачными.

В этом уроке мы не будем говорить о цвете, свете или смысловом наполнении кадра. Ведь самое простое определение композиции — это расположение объектов в кадре. Поэтому будем учиться просто упорядочивать содержимое нашего снимка.

Объекты в кадре всегда организуются таким образом, чтобы привлечь и удержать внимание зрителя. Мы никогда об этом не задумываемся, но, на самом деле, большинство людей рассматривает сюжет одинаково, по одной схеме. Наш взгляд переходит от одного объекта к другому вполне определенным образом, а внимание цепляется за вполне конкретные объекты. Например, одна из таких особенностей — рассматривание слева направо и сверху вниз. Она обусловлена алгоритмом функционирования нашего мозга, таковы наши «настройки по умолчанию». Существуют и другие особенности восприятия: в глаза бросаются наиболее крупные и яркие детали, сначала мы рассматриваем близко расположенные объекты, а потом удаленные и т. д.

Все особенности человеческого восприятия уже давно описаны и систематизированы. На основе их анализа и были созданы те самые простые приемы, с которыми мы будем знакомиться. Часто их называют правилами компоновки, т.е. правилами расположения объектов в кадре. Эта формулировка не совсем верна, потому что приемы, о которых мы будем говорить, — это не правила, а скорее советы. Им можно следовать, но они никогда не являются обязательными к выполнению.

Совет №1: не располагайте объект в центре кадра

 

Вопреки кажущейся очевидности, расположить объект съемки в центре кадра — не самое лучшее решение в подавляющем большинстве случаев. Такое расположение делает картинку статичной, замершей. Само по себе это не хорошо и не плохо. Просто взгляд человека в этом случае фиксируется в центре кадра, быстро его считывает, после чего интерес к изображению угасает. Кадр кажется скучным. Помещение объекта вне центра, т.е. сбоку, более интересно. Оно заставляет взгляд перемещаться по кадру, рассматривая разные части изображения. Тем самым внимание задерживается.

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0636/thumb_459.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0637/thumb_460.jpg

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0638/thumb_459.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0639/thumb_459.jpg

Совет №2: не располагайте главный объект близко к краю кадра

 

В более развернутой форме это звучит так: не совмещайте объект с краем кадра или в непосредственной близости от него. Это совет как бы дополняет первый. Т.е. не стоит помещать объект съемки в центр кадра, но и совсем в бок сдвигать его не надо. Это связано с тем, что при такой компоновке кадра образуется достаточно большое пространство, не связанное с целью вашей съемки. Это пространство или предметы, которые его наполняют, начинают отвлекать внимание зрителя. В итоге, внимание рассеивается, т.к. становится не совсем понятно, что именно вы снимали.

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0640/thumb_458.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0641/thumb_458.jpg

Совет №3: не делите кадр линией горизонта пополам

 

Это означает то, что линию горизонта стоит сместить либо вверх, либо вниз относительно центра кадра. Горизонт в центре кадра разбивает его на 2 равные части, создавая симметрию. Такая компоновка сама по себе привлекает очень много внимания и делает снимок чрезмерно статичным. Как правило, это ухудшает общее восприятие кадра, поэтому горизонт лучше слегка поднять или опустить, в зависимости от того, в какой части кадра находятся объекты, которым вы хотите уделить больше внимания.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0642/thumb_350.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0643/thumb_350.jpg

 

Правило третей

 

Правило третей, вероятно, самое распространённое и самое известное. В большинстве цифровых фотоаппаратов есть функция, включающая отображение «сетки» на дисплее. Две горизонтальные и две вертикальные линии делят кадр на 9 частей. Т.е. кадр условно разбивается на трети по горизонтали и по вертикали. Правило третей (опять же, это не совсем правило, но таково устоявшееся название) гласит следующее: линию горизонта следует совместить с одной из линий, а композиционно важные элементы следует совместить с перекрестьями линий. Если следовать этому правилу, то линия горизонта должна разделить кадр приблизительно на 1/3 и 2/3. А главный объект вашей съемки должен разместиться примерно в месте перекрестья условной сетки.

Правило третей идеально согласуется с первыми тремя советами. Ведь если разбить таким образом кадр на трети, то ни главный объект, ни линия горизонта не попадут ни в центр, ни на край кадра.

В литературе часто можно встретить упоминание о «золотом сечении». Чтобы не создавать путаницы, поясним: золотое сечение — это математическое описание пропорций. Правило третей — это адаптированный для пленочного кадра вариант золотого сечения. Так как никто никогда не собирался измерять сюжет линейкой, прежде чем сделать кадр, то достаточно знать, что правило третей и золотое сечение в фотографии — это примерно одно и то же.

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0645/thumb_600.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0644/thumb_400.jpg

 

Следующие два совета по организации кадра связаны с понятием «скрытых линий» в кадре. Не пугайтесь, об этом понятии мы подробно поговорим в уроке «Линии в кадре». А сейчас мы рассмотрим два частных случая. Первый — направление взгляда. Мы как бы подразумеваем, что на снимке присутствует линия, связанная с направлением человеческого взгляда.

Совет №4: оставляйте место перед взглядом портретируемого

 

Это значит, что необходимо оставлять определенное количество места в той части кадра, в направлении которой смотрит ваша модель. Здесь мы возвращаемся к особенностям человеческого восприятия. Мы устроены таким образом, что при разглядывании картинки несознательно следуем направлению взглядов в кадре. Если при этом мы «упираемся» в край кадра, то на подсознательном уровне это вызывает диссонанс. Картинка кажется неправильной, незаконченной, «обрывающейся».

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0646/thumb_459.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0647/thumb_459.jpg

Совет №5: оставляйте место перед движущимся объектом

 

При съемке надо учесть направление движения и оставить немного места там, где движущийся объект окажется в следующий момент. Этот совет очень похож на предыдущий. И смысл у него тот же. Так же, как мы следуем направлению взгляда, мы следуем направлению движения.

 

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0648/thumb_459.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0649/thumb_459.jpg

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0651/thumb_458.jpg

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0650/thumb_459.jpg

 

 

 

 

 

 

Задания к уроку №2 «Простые решения»

Изучаем правила компоновки

 

 

 

На этот раз ваше задание будет очень простым. Вам нужно сделать несколько фотографий, пользуясь правилами компоновки, описанными в уроке. Естественно, делать отдельный кадр на каждое правило не надо. Давайте договоримся, что необходимо сделать минимум 3 кадра.

Первый со свободным сюжетом, выполненный по советам 1-3. Фотографируйте что угодно: цветы, людей, животных или машины. Это не имеет значения. Наша задача — сделать кадр привлекательным.

 

Второй кадрдвижение. Бегуны, велосипедисты, автомобили — подойдут все. Главное — попытаться воспользоваться всеми советами, описанными в уроке. Дайте движению в вашем кадре свободу, предоставьте место для развития. Варьируйте количество оставленного места и сравнивайте результаты. Где та граница, когда места именно столько сколько надо? Попробуйте её нащупать!

 

Третий кадрэто портрет, т.е. предполагает наличие человека в кадре. Пусть он будет достаточно крупным, не в полный рост, а по пояс или по грудь. Позирует ли вам человек, или вы подглядываете за ним, нас это не волнует. Нам нужно лицо и открытые глаза, которые смотрят куда угодно, только не в камеру. Если вам всё-таки позируют, то попросите модель посмотреть в разные стороны, покрутить головой, сменить позу. Сделайте несколько кадров, чтобы потом посмотреть, как меняется компоновка. Вы сможете увидеть, где вы воспользовались советами, а где нет, и как это повлияло на картинку. Одним словом, тренируйтесь.

 

Обращаю ваше внимание на то, что в качестве выполненного задания принимаются только фотографии, снятые вами специально для этого задания. Фотографии, которые вы сняли раньше, не подойдут.

 

Примеры выполненного задания:

http://fotoshkola.net/system/photo/0049/8730/image-normal.JPG?1346506119

Здесь ЦЗ расположен на нижней линии, правое здание на правом пересечении, а левое здание вместе с комплексов труб на левом пересечении линий. Линия горизонта внизу, объекты расположены не близко краям и не в центре.

 

http://fotoshkola.net/system/photo/0049/8744/image-normal.JPG?1346506463

 

На этой фотографии движущийся автомобиль. Он находится на пересечении линий. Сзади включена в кадр дорога, как след, по которому он двигался и оставлено место впереди автомобиля - для продолжения движения.

Следующая фотография мне кажется более динамично, из за более крупного автомобиля, но там он достаточно близко к краю, в целом обе фотографии построены по одному и томуже принципу, только расположение автомобиля в разных нижний пересечениях.

 

http://fotoshkola.net/system/photo/0049/8740/image-normal.JPG?1346506376

 

На этой фотографии девочка назодится на левой лини, предоставлено пространство под взгляд, глаза расположены на пересечении линий.

Изменено пользователем antiz
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...