Перейти к содержанию

Лузитания


Drou

Рекомендуемые сообщения

Дальность 700, пеленг 90, носовым №... пли!” — не отрывая глаз от перископа, скомандовал В.Швигер, командир немецкой подводной лодки У-20. Так началась трагедия, которую приравнивали к гибели в 1912 году, после столкновения с айсбергом, английского парохода “Титаник”, унесшего на дно Атлантики 1430 человек. Сравнение тем паче оправданно, поскольку речь идет об английском же лайнере “Лузитания”.

 

...Шла первая мировая война. Потеряв надежду добиться господства на море после разгрома английского флота в генеральном сражении, Германия развернула беспощадную борьбу с судоходством противника, рассчитывая вынудить островную империю искать мира на условиях, продиктованных из Берлина. Немецкие подводники топили любые суда, но особенно охотились за крупнотоннажными пассажирскими лайнерами. Дело в том, что каждый из них нетрудно превратить в быстроходный, вместительный войсковой транспорт, а у Великобритании подобных судов было предостаточно. Теперь прервем наш рассказ, чтобы перенестись в конец XIX века.

 

Тогда английский парламент принял закон, по которому всякое коммерческое судно, рассчитанное на скорость более 17 узлов, следовало проектировать и строить под надзором Адмиралтейства, оставлявшего за собой право использовать его в военное время. В свою очередь, оно обязывалось помогать судоходным компаниям финансами.

 

В 1907 году “Кьюнард” пополнила свой флот однотипными турбинными пароходами “Лузитания” и “Мавритания”, построенными фирмами “Джон Браун” и “Суон Хантер”. Адмиралтейство покрыло часть расходов на эти лайнеры с характерным, прямым форштевнем, кормой с большим подзором, длинной низкой надстройкой и четырьмя слегка наклоненными дымовыми трубами, придававшими им изящный, стремительный вид. Требования военных были учтены — скорость полного хода была 24 узла, на верхней палубе имелись фундаменты для 150-мм пушек. Кроме того, “Кьюнард” обязалась не принимать на командные должности иностранцев, а 75% экипажа набирать из британских подданных.

 

Оба лайнера вошли в историю. “Мавритания” в 1909 году пересекла океан за 4 суток, 10 часов и 51 минуту, завоевав почетную “Голубую ленту Атлантики” и сумев удержать ее в течение 22 лет! А “Лузитания”...

 

С началом войны Адмиралтейство переменило планы относительно кьюнардовских лайнеров. “Мавритания” сделала несколько рейсов в качестве госпитального судна и встала для лучшей сохранности на прикол. “Лузитания” продолжала трудиться на линии Ливерпуль — Нью-Йорк.

 

1 мая 1915 года она вышла из американского порта с 1257 пассажирами и 702 моряками. А через несколько дней у юго-западного побережья Ирландии появилась немецкая субмарина, потопившая там два парохода. Вечером 6 мая капитан лайнера У.Тернер узнал из радиограммы, что “в южных водах Ирландии активизировали свои действия подводные лодки”. Никаких рекомендаций Тернер не получил, хотя дирекции компании и Адмиралтейству было известно, что лайнер направляется в этот район. Тернер приказал опустить шлюпки на уровень прогулочной палубы, чтобы в случае чего пассажиры быстро попали в них.

 

Утро 7 мая было туманным, и корабли эскорта потеряли “Лузитанию”, однако не известили об этом ее капитана. Выйдя из тумана, тот решил идти в одиночку 18-узловым ходом, прижимаясь к берегу,— надеялись, что немцы не появятся на мелководье.

 

В 14 часов 10 минут с лайнера заметили пенный след торпеды, которая через несколько секунд попала в правый борт, напротив первой дымовой трубы. Через некоторое время лайнер содрогнулся от второго, более мощного взрыва в носовой части, остановился, накренился и через 18 минут пошел на дно. Все произошло так быстро, что шлюпки спустить не успели. Погибло 1198 человек, в том числе немало американцев, что вызвало резкую реакцию Вашингтона, обвинившего Германию в намеренном нарушении правил ведения войны на море — атаке без предупреждения на пассажирское безоружное судно.

 

Вскоре выдвинули две версии, объяснявшие столь скорое затопление огромного лайнера. Чины британского Адмиралтейства утверждали, что подводная лодка, дождавшись первого взрыва, обошла судно и выпустила вторую торпеду в левый борт, что и вызвало катастрофические разрушения.

 

Немцы категорически отвергли эти “домыслы”, сославшись на записи командира У-20 Швигера в вахтенном журнале: “Торпеда попала в правый борт... Была отмечена сильная детонация, в результате взрыва каскад водяных брызг взлетел выше дымовых труб”. Потом Швигер добавил: “Я не мог выпустить вторую торпеду в эту толпу живых людей, пытающихся спастись”. По мнению немецких экспертов, второй взрыв был вызван детонацией боеприпасов и взрывчатых веществ, которые незаконно везли на пассажирском судне в воюющую страну.

 

В ответ англичане признали, что на “Лузитании” действительно было 5 тыс. ящиков с винтовочными патронами. Но поскольку они не могли детонировать, значит, все-таки была вторая торпеда!

 

В общем, обе стороны остались, что называется, при своих интересах.

 

Прошло более полувека, и появилась третья версия. Согласно ей старшие чины Адмиралтейства и лично морской министр У.Черчилль намеренно подставили “Лузитанию” под торпеды У-20, чтобы втянуть США в войну на своей стороне. В доказательство приводились весьма серьезные аргументы.

 

Начнем с того, что Адмиралтейство ничего не предприняло для спасения лайнера, когда стало ясно, что он проходит район, где действуют немецкие подводные лодки. Непонятно, почему “Лузита-нии” не обеспечили охрану, после того как эскорт потерял ее в тумане. Наконец, в дневнике представителя президента США в Лондоне полковника Э.Хауза нашли многозначительную запись. Вот она:

 

“Король (Георг У.— В.К.) перебирал какие-то бумаги на письменном столе и вдруг спросил меня:

 

— Полковник, что, по вашему мнению, предпримет Америка, если немцы потопят “Лузитанию”?”

 

И еще — слишком уж мощным и разрушительным для обычной торпеды был второй взрыв, будто лайнер был заминирован. Закрадывается мысль — уж не подстраховалась ли “команда Уинстона” на тот случай, если подводная лодка У-20 не встретится с лайнером? Впрочем, для того, чтобы проверить все три версии, следовало бы осмотреть погибшее судно.

 

После первой мировой войны такие попытки предпринимались, но безуспешно — то мешала переменчивая погода, то сказывались большая (почти 100 м) глубина и отсутствие специальной техники. Да и правительство Англии весьма неодобрительно относилось к любым намерениям обследовать “Лузитанию”.

 

Положение изменилось только в апреле 1981 года, когда британская компания “Оушен”, специализирующаяся на технике для подводных исследований, решила испытать и проверить возможности “Скорпио” — глубоководного автономного аппарата, оснащенного фото и телекамерами,— при осмотре покоящегося на дне лайнера. На полученных снимках носовой части “Лузитании” отчетливо виднелась огромная пробоина у левого борта, образовавшаяся, по мнению экспертов, после сильного внутреннего взрыва. Новость переполошил общественность, когда в августе следующего года они передали изображение его стен со... свежими следами работы трехзубного ковша, которым кто-то старательно очищал трюм от содержимого.

 

По данным станции береговой охраны на мысе Кинсейл, над “Лузитанией” подолгу останавливались спасательный корабль английской'. военно-морского флота “Риклейм”,вступивший в строй в 1948 году, и американское судно аналогичного назначения “Риковери”, построенное; в период второй мировой войны.

 

Есть и еще одно немаловажное обстоятельство. Через несколько дней после того, как стали известны результаты обследования погибшего лайнера, в резиденцию компании "Оушен" поступила телетайпограмма из британского министерства обороны с настоятельной рекомендацией прекратить работы на “Лузитаиии”, поскольку их участникам угрожает серьезная опасность. Однако этот нажим лишь подстегнул неофициальных расследователей.

 

Они подняли судовой колокол — доказательство, что работы проводятся именно на “Лузитании”, отдельные летали. Возможно, что вскоре станут наконец известны истинные причины трагедии, которая произошла 7 мая 1915 года у юго-западного побережья Ирландии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • Vozaks
      К сожалению, сегодня вы больше не можете добавлять реакции. Извините и простите, бог простит!
    • Vozaks
      Леха + Ирка = Любовь
    • Vozaks
      Девушка пишет парню: - Милый, если ты спишь отправь мне свои сны. Если улыбаешься - отправь улыбку. Если плачешь отправь свои слезы. Он: - Я в туалете, что отправлять? 
    • antiz
      Когда тренировка доставляет удовольствие: Глубокомысленно: Когда заиграла особенно зажигательная тема: Смешно: минутка прекрасного:  
    • antiz
      Бетман: Минутка талантливых певиц ртом и европейских ценностей: Почему математика не для женщин: Но это не точно: музыкальная минутка: Как работает демократия: Кто в этой ситуации порадуется?     
    • Mayron
      Ассортимент на 12-13 апреля 2025 года: Предложение действительно до 15:00 (МСК) 14 апреля 2025 года.
    • Mayron
      Ассортимент на 12-13 апреля 2025 года:   • Алтарь Заводного города (сакральный)   Clockwork Altar, Devotional  :  15 000 g. • Дверь Заводного города (восьмиугольная)    Clockwork Door, Octagonal  :  40 000 g.    *New* • Диск для настройки созвездия из Заводного города (Воин)    Clockwork Calibration Guide, The Warrior  :  50 000 g. • Диск для настройки созвездия из Заводного города (Вор)   Clockwork Calibration Guide, The Thief  :  50 000 g. • Диск для настройки созвездия из Заводного города (Маг)   Clockwork Calibration Guide, The Mage  :  50 000 g. • Заводной механизм с линзами (неподвижный)   Clockwork Lens Assembly, Frozen  :  7 000 g. • Кашпо Заводного города (латунный цветок)   Clockwork Planter, Brassbloom  :  7 000 g. • Лестница Заводного города (винтовая)    Clockwork Stairway, Spiral  :  65 000 g. • Секстант из Заводного города (для наблюдателя)    Clockwork Sextant, Surveyor's  :  75 000 g. • Телескоп из Заводного города (для наблюдателя)    Clockwork Telescope, Surveyor's  :  15 000 g. • Телескоп из Заводного города (наблюдатели за звездами)    Clockwork Telescope, Stargazers  :  75 000 g. Предложение действительно до 15:00 (МСК) 14 апреля 2025 года.
    • Levpro
      Сайт: https://warborne.qoolandgames.com/#/pc/home https://rutube.ru/video/ef4d93dec0d1c244c550bb1f95ea94d0/?r=plwd Жанр: MOBA | Экшен Разработчик: Pumpkin Studio Warborne Above Ashes — это игра от студии Pumpkin Studio, разработанная для PC. Проект сочетает в себе элементы MOBA и экшена, а также предлагает увлекательный игровой процесс с элементами MMORPG, MMO, PvP и военных конфликтов. В Warborne Above Ashes доступны только многопользовательские режимы, такие как «массовая многопользовательская» и «для нескольких игроков». Игра будет распространяться по всему миру по модели free-to-play. Qooland Games взяла на себя выпуск игры, которая в данный момент находится в стадии разработки. Чтобы узнать о возможности скачивания Warborne Above Ashes бесплатно, посетите официальный сайт игры. В Warborne Above Ashes игрокам предстоит участвовать во фракционных сражениях, которые не прекращаются ни на секунду. Всего на карте мира сражается шесть фракций, а сотрудничество и предательства станут частью геймплея. Игра предложит полноценный опыт ведения фантастических войн: сбор ресурсов, крафт оружия, управление осадной техникой, сражаться в сражениях 100 на 100 и захватывать территории на глобальной карте мира. Кроме того, в игре реализованы разнообразные погодные явления, которые могут повлиять на ход сражений. В релизной версии игры сезоны будут длиться один месяц, а крупные обновления предложат новые возможности и инструменты для ведения войны. На данный момент в игре нет русского языка, но обещают подвезти.  
    • Mayron
    • Mayron
×
×
  • Создать...