Перейти к содержанию

Кто такой САРТ?


Xianor

Ггггг.О_о  

108 проголосовавших

  1. 1.

    • Наш батька.
      7
    • Акуительный чел.
      9
    • Шишка(просто босс)
      13
    • А йа таких не знать.
      4
    • Другой Атвет)
      1
    • ААаатаман)
      10


Рекомендуемые сообщения

  • 3 месяца спустя...

Хз кто это. :) Вот что Гугль выдал.

 

Слово ”сарт”: индоевропейский ключ

 

Автор: Рябчиков C.В.

 

Мне представляется важным поиск этимологии слова сарт, с помощью которого в русских источниках обозначались узбеки. Интересны тюркские параллели, предложенные для этого термина (Алихан 2007). Известно, что в формировании узбеков принимали участие древние народы, говорившие на иранских языках, – согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, на раннем этапе – сако-массагетские племена, а в более позднее время – тюркоязычные племена (Кармышева 1998). Отсюда нельзя исключать индоиранского субстратного происхождения интересующего нас слова.

Публикуя серию узбекских сказок (Остроумов 1906), Л.Г. Лопатинский (1906) выявил разительные ирано-славянские параллели, взяв за основу сюжеты русских сказок, предвосхитив тем самым сравнительные исследования по индоиранской мифологии. Джековой и Хырс-палван были соотнесены с Медведкой, Тах-палван – с Горыней, Чинар-палван – с Дубыней, Самосаназ-палван – с Усыней. Оказалось, что три старухи по своим характеристикам близки к трем Ягам из русских сказок. Тщательно проанализировав сказочные сюжеты, удалось получить дополнительные данные (Рябчиков 2002: 205-206). Птица Симруг – это Симург, древнеиранская мифологическая вещая птица, сопоставимая с русской огненной Жар-птицей и древнеиндийской птицей Гарудой. Волшебное зеркальце ассоциируется с Солнцем, что нашло отражение в символике скифо-сарматских зеркал. Ведьма из леса, которая похожа на огромный котел, также сопоставима с Ягой, учитывая значение этого имени, ср. древнеиндийское agni – ”огонь”, осетинское аг – ”котел”. Исходя из этих наблюдений, автор настоящей заметки истолковал индоиранский сюжет на золотой чаше из Хасанлу (Иранский Азербайджан, Иран), которая датирована XII – X вв. до н.э. (Рябчиков 2002: 206-207).

Можно отметить ряд артефактов из Узбекистана и соседних стран, семантика которых указывает на их индоиранское происхождение. Прежде всего, это терракотовая статуэтка – голова юноши с чертами иранца из Афрасиаба (Узбекистан) VI – VII вв. (Пугаченкова, Ремпель 1982: 92, илл.). Важно то, что на этой фигурке изображены три круга, причем тот, что посередине, возвышается над остальными. Можно предположить, что так отмечены три позиции Солнца не небе: утром, в полдень и вечером. Из ”Ригведы” (III, 20: 2), собрания древнеиндийских (индоарийских) гимнов, известно, что у бога огня Агни имеются три силы, три жилища, три языка, три тела. Рассмотрим другую терракотовую статуэтку – голову великой древнеиранской богини из Мерва (Туркмения) II – III вв. (Пугаченкова, Ремпель 1982: 72, илл.). Головной убор богини украшен тремя кругами, причем крайние символы по размеру больше того, что находится в центре, более того, этот символ расположен ниже других. Это символика трех позиций Солнца: на закате, в полночь и на рассвете. Согласно ”Ригведе” (I, 79: 6; I, 94: 5), Агни царствует в ночи и когда зажигается утренняя заря; этот бог назван ярким вестником утренней зари. Рассмотрим резьбу по дереву – изображение женской головы из Бунджиката (Таджикистан) VII – VIII вв. (Пугаченкова, Ремпель 1982: 87, илл.). Она увенчана своеобразной короной – верхней частью диска с лучами. Это образ богини утренней зари, например, индоарийской богини Ушас, тесно связанной с богом Агни, см. ”Ригведу” (VII, 78: 3). Ее точное имя установить затруднительно, однако очевидна ее принадлежность к кругу великих индоиранских богинь (ср. Пугаченкова, Ремпель 1982: 46).

Лингвистика предлагает важные свидетельства в пользу индоевропейского происхождения предков узбеков. Тексты на близкородственных тохарских – индоевропейских – языках (тохарском А и тохарском Б) V – VIII вв. были обнаружены поблизости – в Восточном Туркестане (Иванов 1990). Тохарское sдrme – ”летняя жара” можно сопоставить с древнеиранскими (”Авеста”) saredha – ”солнечный год”, zaranya – ”золото”, русскими жара, заря, желтый, золото, скифо-сарматским гара – ”огонь; Солнце”. Ср. индоевропейскую основу *g’herH’- – ”заря; лучиться; сиять” (Pokorny 1949: 441). Можно найти параллель в славянской мифологии. В русском заговоре есть слова: ”Заря-заряница, заря, красная девица” (Майков 1997: 30, № 58). По-видимому, от этой же основы происходит имя Zervan или Zarvan древнеиранского божества времени и судьбы. Рассмотрим бронзовую пластину (около VIII или VII вв. до н.э.) из Луристана (Иран), на которой изображен древнеиранский бог времени: этот персонаж украшен женским лицом на груди, он порождает близнецов, причем их окружают такие фигуры: слева расположились три юноши и три зрелых мужчины, а справа – три старика (Ван-дер-Варден 1991: 179-180, илл. 25; Грантовский 1991: илл.). На мой взгляд, следует обратить внимание на солярный знак (диск с лучами) в левой части композиции, а также на три знака – верхние части дисков с лучами, –изображенные в правой ее части. Эти три составных символа обозначены снизу парами S-образных знаков, которые в скифо-сарматских надписях могут читаться как ”огонь” и ”Солнце”. Получается, что справа на картинке показаны знаки вечерней зари, своеобразные символы прошедшего времени (< Zervan, Zarvan). В топонимике можно отметить название реки Зеравшан, которая берет начало на одноименном горном хребте в Таджикистане, течет с востока на запад, пересекая затем Узбекистан. По всей видимости, этот гидроним в древности ассоциировался с Солнцем, востоком, утренней зарей.

Следует отметить, что в индоевропейских культурах были распространены обозначения своего народа как светлых или солнечных людей. Так, по всей видимости, было подчеркнуто противопоставление мира людей хтоническому миру, который был воплощением темноты, холода, смерти. Самоназвание ариев происходит от индоевропейской основы *ara – ”плуг” (Pokorny 1949: 62; Шилов 1995: 240-241). Однако древнее название плуга связано, по моему мнению, с Солнцем – источником тепла и света, ср. индоевропейскую основу *areg’- – ”белый” (см. Pokorny 1949: 64), а также древнеиндийские arka – ”Солнце; луч; молния; огонь”, arci – ”луч; пламя; огонь”, тохарское alp – ”отражать”, русское яркий. В этом же ключе можно понять название племени аланов, ср. также древнеиндийское harina – ”олень; Солнце; белый; имеющий лучи”. Этноним rocas – ”народ у Черного Моря” – происходит от индоарийского (синдского) *rokas – ”светлый” (Трубачев 1977: 22). С другой стороны, этноним Русь происходит от родственного индоарийского (синдского) *ruksa- – ”светлый” (Трубачев 1981: 11). Я предполагаю, что этот термин мог сформироваться не только у синдов, но и в среде родственных племен – скифов, массагетов, сарматов, ср. тохарские lyuk – ”освещать” и lyk – ”видеть”, с учетом возможности вариации звуков r/l в индоевропейских языках. Компонент мас- в этнониме массагет- в переводе со скифо-сарматского (индоиранского) языка означает ”горный”, ср. также тохарское mak – ”много” (Рябчиков 2005: 131). Это символика верха, света, Солнца. Таким образом, имеются достаточные основания, чтобы предположить, что в ряде субкультур Средней Азии местные жители называли себя при помощи термина сарт- (< этноним сармат-?) с приблизительными исходными значениями ”солнечный, светлый, яркий”.

Изменено пользователем Lame
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...