Перейти к содержанию

Фотоуроки - Цвет, контраст. Урок №6. http://fotoshkola.net


antiz

Рекомендуемые сообщения

Урок 6: Цвет, контраст Текст урока

Цвет или ч/б?

Если подходить к выбору цвета с позиции особого представления реальности, то становится понятным, почему чёрно-белая фотография не утрачивает своей популярности. Во-первых, такое цветовое решение совсем не похоже на то, как мы видим окружающий мир. Во-вторых, противопоставление чёрного и белого производит достаточно сильный эффект на зрителя, подсознательно вызывая ассоциации со светом/тьмой, добром/злом и т.п. Поэтому создается впечатление, что чёрно-белая картинка смотрится выигрышнее своего цветного аналога. Отчасти это происходит из-за того, что переводя картинку из цветного в черно-белый вариант, мы как бы упрощаем композицию. Это утверждение не совсем правильное, но смысл его в том, что мы убираем из кадра цвет как объект привлечения внимания. Тем самым уделяем больше внимания остальному содержанию снимка. Сразу оговоримся, что такой способ работает не всегда. И совсем не работает в тех случаях, когда вы целенаправленно подбирали сочетание цветов в кадре, осознанно делая цвет важным элементом композиции. Поэтому самое время поговорить о цвете.

http://campus.fotoshkola.net/system/article_images/0000/1254/thumb_600.jpg

Чёрно-белая фотография имеет мало общего с тем, как мы воспринимаем окружающую действительность. Казалось бы, для цветной фотографии должно быть верно обратное утверждение. Но это не так. Дело в том, что даже самые совершенные камеры воспроизводят не все оттенки, которые видит человеческий глаз. Или воспроизводят их не совсем так, как мы привыкли. Кроме того, фотограф может изменять оттенки и насыщенность цветов, делая картинку более или менее похожей на реальную. То есть цвет можно использовать одновременно и как средство наиболее точной передачи картины реального мира и, наоборот, как средство представления альтернативного видения действительности.

http://campus.fotoshkola.net/system/article_images/0000/1255/thumb_600.jpg

Возвращаясь к первому вопросу — цвет или ч/б — мы смело можем сказать, что и то, и другое. Всё зависит от вашего замысла.

http://campus.fotoshkola.net/system/article_images/0000/1256/thumb_600.jpg
Работа с цветом

Попробуем освоить несколько простых приёмов работы с цветом, но сначала вкратце поясним основные термины, которые мы будем использовать при описании цвета.

Цвет

Физика говорит, что цвет — это длина электромагнитной волны, которой и является видимый нами свет. Нам в такие технические подробности можно не вдаваться. Достаточно знать, что восприятие цветов — физиологическая особенность человеческого зрения. Свет, падая на поверхность объектов, отражается не полностью, в результате чего мы различаем цвета.

http://campus.fotoshkola.net/system/article_images/0000/1257/thumb_600.jpg

Больше всего для нам интересно то, что выделяет несколько основных цветов. С детства они известны нам как «цвета радуги». Смешение всех цветов образует белый цвет, а полное отсутствие света — чёрный. Так как существуют разные цветовые модели, стоит упомянуть и ту, в которой основных цветов только 3, а все остальные получаются путём их смешения. Это модель RGB (Red Green Blue). Она включает такие основные цвета: красный, синий и зелёный. На её основе функционирует почти вся современная электроника, воспроизводящая цвет.

http://campus.fotoshkola.net/system/article_images/0000/1258/thumb_600.jpg
Оттенок

Оттенок — это разновидность цвета. Оттенки получаются добавлением к основному цвету светлого или тёмного тона и примеси других цветов. Совокупность схожих оттенков образует цветовой тон (например, светло-красный, тёмно-красный, кроваво-красный, всё вместе — красный тон). По цветовому тону оттенки часто разделяют на тёплые и холодные. К тёплым относятся красные, оранжевые и жёлтые оттенки. К холодным — голубые, синие и фиолетовые. Переход от чёрного к белому происходит через различные оттенки серого, «градации серого».

Яркость, насыщенность

Важными характеристиками цвета являются яркость и насыщенность.

При уменьшении яркости любой цвет стремится к чёрному.

Оттенки одного цвета могут отличаться насыщенностью. Чем меньше насыщенность, тем более блёклый оттенок. При уменьшении насыщенности все цвета приближаются к серому.

Контраст

Понятие контраста не всегда относится к цвету, но я считаю важным привести его именно здесь. Контраст — это степень различия между областями изображения. Чаще всего говорят о контрасте по свету. То есть о том, насколько сильно отличаются светлые и тёмные части изображения и насколько плавные между ними переходы. Например, снимок дорожного полотна будет, скорее всего, неконтрастным, так как в нём будут присутствовать только плавные переходы между оттенками серого.

Можно выделить и цветовой контраст. Например, красное на синем — контрастное сочетание, а синее на фиолетовом — нет.

http://campus.fotoshkola.net/system/article_images/0000/1259/thumb_600.jpg
Цветовой круг

Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов (есть много вариантов цветового круга с различным количеством оттенков). В круге выделяют 3 основных цвета: красный, жёлтый и синий. Оранжевый, зелёный и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путём смешения основных. Можно встретить разные интерпретации цветового круга, в том числе и такую, где круг не разбивается на сектора, а все цвета плавно переходят один в другой.

http://campus.fotoshkola.net/system/article_images/0000/1260/thumb_600.jpg
http://campus.fotoshkola.net/system/article_images/0000/1261/thumb_600.jpg

Теперь, когда мы немного подкрепили наши теоретические познания, пора переходить к практике.

Как применять это на практике

Цветовой круг — это наша отправная точка к пониманию взаимодействия цветов. Здесь действуют 2 простых принципа. Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания, а противоположные цвета образуют наиболее контрастное сочетание. При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.

Помимо этого, все цвета можно условно разделить на тёплые и холодные.

Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, фиолетовый.

Как можно догадаться из названия, именно такие ощущения вызывают сочетания перечисленных цветов. Тёплые цвета будут более притягивающими и спокойными, в то время как холодные цвета имеют слегка отталкивающий характер.

Изучать воздействие сочетаний цветов очень легко на примере рекламы. Дизайн всевозможных банеров и логотипов подбирается так, чтобы воздействовать на покупателя. Наибольшее внимание обращают на себя контрастные сочетания. Причём, как можно заметить, удачно противопоставляются не только цвета из нашего круга. Белый эффектно смотрится на фоне насыщенных и тёмных цветов: красного, синего, чёрного и др. Чёрный часто можно встретить рядом с жёлтым, красным, оранжевым.

Существует и ещё одна интересная система, описывающая соотношение цветов. Гёте присвоил основным цветам своеобразный индекс интенсивности. Выглядит это следующим образом: желтый = 9 оранжевый = 8 красный = 6 зеленый = 6 синий = 4 фиолетовый = 3

http://campus.fotoshkola.net/system/article_images/0000/1262/thumb_600.jpg

То есть для достижения гармонии между зелёным и синим, к примеру, синего следует взять больше, чем зелёного. Главное — не пытаться применить эту схему каждый раз, когда вы пытаетесь уравновесить цвета в кадре. Это просто ещё один инструмент, своеобразная палочка-выручалочка, которой можно воспользоваться, когда есть серьёзные сомнения при построении кадра.

Акцент цветом

Акцент цветом, выделение цветом или пятно цвета — суть одного и того же приёма. Фотограф находит такой сюжет, ракурс при котором один из объектов в кадре значительно выделяется за счёт яркого цвета. Это может быть как отдельный объект на однородном фоне, так и один из многих, но отличающийся по цвету (например, если вы выстроите композицию из чёрных шашек, и среди них будет одна белая). Цветовой контраст очень сильно привлекает внимание, в результате чего композиция становится стабильной.

http://campus.fotoshkola.net/system/article_images/0000/1263/thumb_600.jpg

 

Домашние задания к уроку

Для успешного прохождения этого урока вам необходимо выполнить 1 задание на выбор из предложенного списка. Домашнюю работу проверит ваш личный преподаватель . Преподаватель укажет на ошибки и похвалит успехи, а также предложит сделать работу над ошибками, чтобы ваша работа стала ещё лучше. Желаем удачи!

Домашние задания к уроку
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Старая версия заданий: Задание: «Цвет, контраст»

Минимальное количество работ для прохождения — 3. Все кадры нужно снять, архивные работы не принимаются.

1. сделайте два схожих снимка одного сюжета в расчете на то, что один будет черно-белый, а другой цветной. Не торопитесь, постарайтесь оценить, какие элементы важны в каждом случае. Загрузите на проверку преподавателю один кадр, объяснив ваш выбор в пользу цвета или же черно-белой гаммы.

2. Попробуйте найти интересный сюжет, построенный на контрастном сочетании цветов. Чёрно-белое сочетание хоть и не запрещается, но весьма нежелательно. Скорее всего, я попрошу Вас сделать ещё один цветной кадр :)

3. Пятно цвета. Думаю, задача предельно проста: Вам нужно сделать кадр, где главный объект будет выделяться, прежде всего, по цвету. Сочетание цвета и фона должно быть контрастным. Если не получится сделать такой кадр среди серой зимы, то можете попробовать поэкспериментировать с натюрмортом в домашних условиях.

Сначала хотел сделать фотографию черно-белой, сконцентрироватся на темном кораблике и пасмурном окружении, но в итоге оставил свет (желтый цвет), который добавляет в фотографию еще и "вечер", что "созвучно" с надвигающейся зимой и завершением плаванья по реке и усиливает идею "пасмурности"=завершения плаванья.

http://images.fotoshkola.net/system/photo/0103/3665/image-normal.jpg

Андрей, здравствуйте.

Снимок выглядит достаточно просто, но весьма лаконично, правильно сделали,

что решили оставить цветной формат кадра, цвет в данном случае играет ведущую

роль, т.к. два противоположных цвета создают хороший цветовой контраст, в частности

глубокие синие тона в тенях и насыщенный жёлтый в светах, цвет придаёт кадру

большую выразительность, так держать!

 

Работа принимается.

Вот пример не принятой работы:

Задание 3, главным тут является пятно света - солнца в тумане, затем уже силуэты кораблей, тонущие в черноте тумана.

http://images.fotoshkola.net/system/photo/0103/3677/image-normal.jpg

Андрей, здравствуйте.

 

Солнце действительно создаёт в кадре весомый визуальный акцент за счёт рассеивания

света в дымке и доминирующей яркости, снимок очень контрастный, присутствует атмосфера.

 

Силуэты и формы кораблей не достаточно хорошо обозначены в кадре, они слишком тёмные,

большая часть изображения плохо читается, попробуйте подобрать такой ракурс съёмки, где

формы и силуэты будут читаться лучше.

 

Постарайтесь сделать ещё один снимок.

Может я не сильно правильно понимаю задания. Порылся еще в фотографиях, которые снимал в течении этого продления курса, что бы его закончить.

http://images.fotoshkola.net/system/photo/0103/3924/image-normal.jpg

 

Отлично, теперь и цвет, и контраст в кадре реализованы на полную, в частности вы

правильно обратили внимание на точечный источник освещения создающий жёсткий

контрастный свет и хорошо подчёркивающий геометрические конструкции, формы

и силуэты хорошо детализируют изображение, а насыщенный цвет создаёт дополнительный

визуальный акцент, так держать!

 

Работа принимается.

Задание три - контрастные цвета - желтый рассвет и черная отступающая ночь.

 

http://images.fotoshkola.net/system/photo/0103/3666/image-normal.jpg

 

Андрей, здравствуйте.

Замечательный снимок с очень сильной атмосферой и настроением, а так же

драматичным освещением, кадр хорошо скомпонован и достаточно хорошо

детализирован, удачно подобран ракурс и точка съёмки, высокий контраст кадра

и насыщенные оранжево-жёлтые тона придают снимку эффектный вид, так

держать!

 

Работа принимается.

 

 

1
Красиво выглядит фактурная поверхность земли на переднем плане.
2
Густая дымка, облака и общий характер освещения создают в кадре выразительный свето-теневой рисунок и сильную атмосферу.
3
Контрастное освещение отлично подчёркивает геометрические формы и силуэты технических сооружений.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...