Перейти к содержанию

Баба-яга, Кощей, Колобок: кто они на самом деле?


nazden

Рекомендуемые сообщения

[imgwrap=left]http://a.icepic.ru/7de5b44.jpeg[/imgwrap]Баба-яга, Кощей, Колобок: кто они на самом деле

 

Автор статьи: Анастасия Тихомирнова (журналист, писательница, автор детского литературного курса «Читать и писать: перезагрузка»)

 

Мы привыкли, что читать детям сказки – довольно обыденное дело. Когда мы были маленькими, нам так же перед сном рассказывали истории про Бабу-ягу, Кощея, медведя и лису, и вот мы уже сами пересказываем давно известные сказочные сюжеты своим детям. И вряд ли кто-то из нас всерьез задумывался, а так ли просты и добры русские народные сказки?

 

Большинство русских народных сказок в настоящее время адаптированы. Можно сказать, что за столетия их существования они были скорректированы цензурой, потому что если почитать оригинальные произведения, у вас-то волосы дыбом встанут – не то что у ребенка. Причиной этому будут описанные сцены жестокости и насилия, использование табуированной лексики в сюжетах.

 

Изначально все сказки несли образовательный характер. На фоне общей неграмотности знания о природных явлениях, астрономии, развитии человечества передавались посредством сказок. Благодаря этим «передачам» мы и в XXI веке знаем про существование Колобка.

 

 

Кто такой Колобок? 

http://a.icepic.ru/27fdd8f.jpeg

Правда, на данный момент наше восприятие данного персонажа и его побега сильно разнится с тем смыслом, который был вложен в сказку изначально.

Думаю, что и вас не раз мучал вопрос, почему звери едят круглый хлеб? На самом деле ответ на этот вопрос существует, и уходит своими корнями как раз во времена древних славян, еще задолго до крещения Руси.

 

Слово «хоро» или «коло» в древнеславянском языке – «круг».

Начнем с того, что испечь шар невозможно из-за гравитации земли. То есть, по сути, Колобок возможен только в условиях невесомости. Уже догадываетесь, о чем речь?

 

Почему на пути Колобка встречаются различные животные?


Гороскоп славян до появления греческого варианта был зооморфным, и путешествие Колобка от зверя к зверю – это путешествие по небу. Правда, тут есть два варианта развития событий. В одних источниках нам рассказывается о том, что поедание Колобка в конце сказки лисой символизирует солнечное затмение, в то время как в других материалах мы находим иную версию: Колобок – это Луна, а его путешествие «по животным» – это убывание Луны.

http://a.icepic.ru/3f63cc4.jpeg

 

В том или ином случае основной смысл сказки – первые уроки астрономии, основанные на изначальных наблюдениях за небом.

Есть и нравственный аспект в данной сказке: из-за своего тщеславия глупый Колобок был уничтожен силами, которые оказались сильнее его.

 

Кощей и Кащей: разные персонажи


Наверняка вы не раз слышали или даже употребляли в речи слово «кощунство». Но вряд ли вы знали, что истинное значение этого слова – следование не христианским обычаям.

 

http://a.icepic.ru/aebaebb.jpeg

 

По одной из версий, у древних славян «кощеем» назывался жрец. Но после крещения Руси Кощей из хранителя знаний превратился в сказках в жестокого и злого колдуна, как и многие другие дохристианские персонажи, включая Баба-ягу (об этом чуть позже). 

 

http://a.icepic.ru/bfc0400.jpeg

 

Чем же Кощей отличается от Кащея? По сути, разница лишь в этимологии, так как при христианстве эти два персонажа стали одним целым. Кащей – тот, чья смерть хранится в яйце, и произошло его имя от значения руны древнеславянского языка «Ка», что переводится как «союз, собирание внутрь себя». С той же этимологией известное нам слово «кара», изначально обозначавшее «нечто, переставшее сиять, так как вобрало сияние внутрь себя», так как «Ра» – бог солнца, а в руническом алфавите – «сияние».

 

Баба-яга: такая ли злодейка? 


Бабе-яге христианство тоже испортило репутацию, правда, не так как Кощею. Как мы помним, несмотря на то, что Баба Ёжика – все же отрицательный персонаж, добрых дел на ее счету немало: и Иван-царевич находил у нее приют, и волшебные предметы давала, и кормить не забывала.

 

http://a.icepic.ru/a026894.jpeg

 

А все началось с того, что во времена древних славян Йогиня-Матушка была доброй покровительницей детей-сирот, красавицей, излучающей свет, обутая в нарядные сапожки, а вовсе не злой лесной старухой, кладущей детей на лопату и отправлявшей их в печь.

 

Кстати, слово «лапата» и здесь неслучайно. Найденных детей Йогиня спасала в чаще леса, у подножья гор, где передавала их на служения богам, то есть, одинокие дети в дальнейшем становились жрецами и жрицами. Ритуал «передачи» состоял в том, что из Пещь Ры (так называлось специальное углубление в горе) выезжал каменный помост, который и назывался «лапата». Туда покровительница сажала или клала детей в белых одеждах, а после того, как «лапата» увозила детей, она поджигала хворост, проводя огненный обряд.

 

http://a.icepic.ru/0f75c6a.jpeg

 

«Очевидцы» передавали увиденное из уст в уста, постепенно превратив добрую красавицу в коварную истребительницу детей. Примерно тогда же она начала стариться, горбиться и покрываться бородавками, а впоследствии «переехала» жить в избушку, на болото.

 

Так или иначе, большинство сказок все равно являются частью нашей культуры и воспитания, а какие трансформации ждут героев дальше – узнаем от наших правнуков.

 

 

 

З.Ы. Добавлю от себя немного. Я не спец и не сильно разбираюсь в этимологии и судить, что имело место быть, а что бред сивой кобылы не могу. Но судя по трансформации оригиналов сказок братьев Гримм, могу предположить, что такие трансформации справедливы и для наших сказок.

Изменено пользователем nazden
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 


Слово «хоро» или «коло» в древнеславянском языке – «круг». Начнем с того, что испечь шар невозможно из-за гравитации земли. То есть, по сути, Колобок возможен только в условиях невесомости. Уже догадываетесь, о чем речь?

то есть автор сего шедевра ни разу булочки-колобки в деревне не видел, не ел?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 


то есть автор сего шедевра ни разу булочки-колобки в деревне не видел, не ел?

ХЗ как автор, а я ни разу именно шаров не кушал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 


то есть автор сего шедевра ни разу булочки-колобки в деревне не видел, не ел?

я вот то же не виде не ел, а ты Антиз видел? Колобка именно круглого как мяч запеченного в печи?

Я ел только рисовые колобки ( Киайские) которые готовятся на пару, а не пекутся в печи и то они слегка сплюснутые под своим весом.

 

 


Насчёт Пещь Ры и Лапаты, сдаётся мне просто чья-то ничем не подтверждённая фантазия.

полностью согласен...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...