AleFed Опубликовано 14 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 14 сентября, 2015 (изменено) http://www.aviarmor.net/tww2/photo/germany/grille/pz38h_grille_c1.jpg “Grille”150-мм самоходная артиллерийская установкаОфициальное обозначение: “Grille”Альтернативное обозначение: Gerat 805, 15cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H, 15cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.K, Sd.Kfz.138/1Год начала работ: 1942Год постройки первого прототипа: 1943Стадия завершения работ: серийно выпускалась в 1943-1944 гг.В 1943 году "ассортимент" 150-мм самоходных установок пополнился очередной моделью, выполненной на базе шасси лёгкого танка Pz.38(t). Техническое задание было оформлено после совещания 6-го марта 1942 года, на котором, помимо противотанковых орудий, была рассмотрена установка тяжелых полевых артиллерийских систем. В частности, особо приоритетным считалось направление с использованием буксируемого 150-мм орудия 15cm sIG 33, прекрасно показавшего себя в предыдущих кампаниях. Учитывая, что масса орудия составляла 1700 кг, проблемы с его установкой на танковое шасси ожидались минимальные. Работа над новым самоходным орудием началась в марте 1942 года. Тогда же ей было присвоено обозначение Sd.Kfz.138/I.Первый прототип самоходной установкой (номер шасси 1767), получившей обозначение 15cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н, был готов в феврале 1943 года. По большому счету САУ представляла собой обычное танковое шасси с использованием нижней части корпуса от серийного танка.Ходовая часть самоходки полностью заимствовалась от серийного танка. Применительно на один борт она включала по четыре опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо цевочного зацепления и заднее направляющее колесо. Каждый опорный каток оснащался резиновым бандажом. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 93 стальных одногребневых траков шириной 293 мм.Как уже было сказано ранее, нижняя часть корпуса, до уровня рубки, также переходила от танка с полным сохранением схемы бронирования. Исключение составил только лобовой лист, в котором отсутствовала шаровая установка под тяжелый пулемет и люк механика-водителя. Боевая рубка имела шестигранную форму, а её длина составляла почти 4\5 от общей длины танка, что было вызвано большими габаритами артиллерийской системы и необходимостью размещения экипажа из 4 человек. В лобовом листе надстройки толщиной 25 мм был сделан вырез под установку 150-мм пехотного орудия sIG 33, позволявший проводить наведение в пределах от -5° до +5° по горизонту и от -3° до +72° по вертикали. Для упрощения обслуживания орудия люлька скреплялась со стволом хомутом. В походном положении ствол фиксировался Н-образной опорой. Борта надстройки изготовлялись из 15-мм бронелистов и устанавливались под углом 15°. Поскольку платформа, на которой устанавливалось орудие, было шаре корпуса, по обоим бортам приваривались 10-см стальные площадки. В кормовой части надстройки имелась двухстворчатая дверь для высадки-посадки экипажа и для загрузки боекомплекта, составлявшего всего 15 выстрелов.В моторном отсеке устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель Praga EPA/2, развивавший мощность 125 л.с. при 2200 об\мин. В состав трансмиссии входила шестискоростная планетарная коробка передач (пять скоростей вперёд и одна назад) и многодисковый главный фрикцион сухого трения.Смотровые приборы механика-водителя находились в правом нижнем углу лобового листа и в правом боковом листе надстройки. Орудие наводилось на цель при помощи телескопического прицела Rblf36. В боевом отделении также устанавливалась радиостанция FuG16 со штыревой антенной. При боевой массе 10800 кг прототип самоходного орудия показал хорошие скоростные качества и вполне приемлемую проходимость по местности.Производство самоходных орудий было развернуто в феврале 1943 года и в общей сложности построили 89 машин имевших следующие серийные номера: 1950-1967, 1970-2015 и 2076-2100. Первые 24 самоходки отгрузили в течении февраля, ещё 40 – в марте и остальные 25 – в апреле. Слишком длинное официальное название использовалось крайне редко, поэтому 150-мм самоходные орудия получили кодовое имя "Dietmar". Поставки серийной продукции в действующую армию, согласно данным с сайта ...., проводились одной большой партией с дальнейшим распределением по боевым частям:1-я танковая дивизия (1. Pz.Div.)12 единиц, получены в промежуток времени с 20 апреля по 10 мая 1943 года2-я танковая дивизия (2. Pz.Div.)12 единиц, отправлены 5 июля 1943 года1 единица, отправлена 30 ноября 1943 года4-я танковая дивизия (4. Pz.Div.)12 единиц, отправлены 3 июля 1943 года6 единиц, отправлены 4 декабря 1943 года5-я танковая дивизия (5. Pz.Div.)12 единиц, отправлены 11 июля 1943 года16-я танковая дивизия (16. Pz.Div.)12 единиц, получены в промежуток времени с 20 апреля по 10 мая 1943 года17-я танковая дивизия (17. Pz.Div.)12 единиц, получены в промежуток времени с 30 июня по 31 июля 1943 года2 единицы, отправлены 30 ноября 1943 года24-я танковая дивизия (24. Pz.Div.)12 единиц, получены в промежуток времени с 20 апреля по 10 мая 1943 года26-я танковая дивизия (26. Pz.Div.)12 единиц, получены в промежуток времени с 20 апреля по 10 мая 1943 года3-я моторизованная пехотная дивизия (3. Pz.Gren.Div.)12 единиц, получены в промежуток времени с 20 апреля по 10 мая 1943 года29-я моторизованная пехотная дивизия (29. Pz.Gren.Div.)12 единиц, получены в промежуток времени с 20 апреля по 10 мая 1943 года3-я танковая дивизия СС "Мертвая голова" (3. SS-Pz.Div. T)1 единица, отправлена 13 ноября 1943 года Моторизованная пехотная дивизия "Фельдхеррнхалле" (Pz.Gren.Div. Feldherrnhalle)6 единиц, получены в промежуток времени с 20 апреля по 10 мая 1943 годаМоторизованная пехотная дивизия "Великая Германия" (Pz.Gren.Div. Grossdeutschland)16 единиц, получены в промежуток времени с 10 по 31 мая 1943 годаМоторизованная пехотная дивизия СС "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер" (SS-Pz.Gren.Div. LAH)12 единиц, получены в промежуток времени с 1 по 30 июня 1943 годаМоторизованная пехотная дивизия СС "Рейх" (SS-Pz.Gren.Div. DR)12 единиц, отправлены 2 июля 1943 годаПарашютная танковая дивизия "Герман Геринг" (Fallsch.Pz.Div. HG)12 единиц, получены в промежуток времени с 30 июня по 20 июля 1943 годаМоторизованная пехотная дивизия СС "Мертвая голова" (SS-Pz.Gren.Div. T) 12 единиц, получены в промежуток времени с 30 июня по 31 июля 1943 годаУчебные подразделения (Ersatzheer)2 единицы, отправлены 10 июля 1943 года1 единица, отправлена 20 августа 1943 годаПехотная школа в Деберице (Infanterie-Schule Doberitz)1 единица отправлена 13 июня 1943 года1 единица, отправлена 31 августа 1943 года901-й моторизованный учебный пехотный полк (Pz.Gren.Lehr-Rgt. 901) 4 единицы, отправлены 18 августа 1943 годаТем временем, специалисты фирмы ВММ в сотрудничестве с фирмой Alkett, продолжали работу над совершенствованием конструкции. Основной целью проводимых работ стало улучшение технологичности конструкции и снижение трудозатрат, что привело к внесению ряда значительных изменений. Опыт боевого применения самоходных установок Sd.Kfz.138 и Sd.Kfz.139 (нам они знакомы под общим названием "Marder III"), созданных на шасси лёгкого танка, показал перспективность размещения боевого отделения в кормовой части корпуса. Соответственно, основные изменения включали полную перекомпоновку корпуса.Параллельно происходили другие, не менее важные события. На заседании 6-го февраля 1943 года фюрер распорядился использовать для сборки 150-мм самоходок шасси более новой модификации Ausf.Р, а в марте последовал приказ о переделке в самоходные орудия всех поступающих на ремонт танков. Параллельно было принято решение, что после выпуска первых 200 самоходок все остальные будут собираться только на шасси ремонтопригодных танков поступивших с фронта.http://www.aviarmor.net/tww2/photo/germany/grille/pz38m_grille_2.jpghttp://www.aviarmor.net/tww2/photo/germany/grille/pz38h_grille_8.jpgНовая модификация 15cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M с задним расположением орудия несла в себе несколько существенных отличий от предыдущего варианта. В частности, переднее расположение трансмиссии сохранилось, но двигатель перенесли в среднюю часть корпуса. Кроме того, в ходовой части оставили только один поддерживающий ролик на борт. Верхняя платформа теперь не устанавливалась, что позволило совместить низ боевого отделения с днищем корпуса. Это позволило уменьшить высоту надстройки (на первом варианте она доходила до 150 см) и в то же время такой приём позволил работать расчету орудия в полный рост. Также удалось сократить количество бронелистов, из которых собиралась надстройка. Изменилась и схема бронирования – в целях экономии массы применялись бронелисты толщиной от 8 до 20 мм. Моторный отсек отделялся от боевого отделения противопожарной перегородкой толщиной 8 мм. Литой бронеколпак, установленный над местом механика-водителя, имел толщину 15 мм.Модернизированные самоходки оснащались двигателями Praga AC мощностью 145 л.с. Перед двигателем устанавливался небольшой топливный бак, предназначенный для непосредственного впрыска топлива. В связи с изменением компоновки воздух для охлаждения силовой установки поступал теперь через вырезы в бортах корпуса, защищенных решеткой. Выхлопной патрубок для выброса отработанного горячего воздуха крепился с правого борта. Выхлопные патрубки двигателя тянулись по днищу корпуса к его кормовой части, где они соединялись с глушителем. Гораздо лучше была решена проблема обзорности. В боевом положении экипаж мог воспользоваться четырьмя перископическими приборами (два в передней части надстройки и по одному в бортах).http://www.aviarmor.net/tww2/photo/germany/grille/pz38m_grille_3.jpg Проведенные улучшения оказались настолько удачными, что в первую очередь их использовали для серийного производства противотанковых самоходных орудий "Marder III". Только в октябре 1943 года выпуск "Grille" был продолжен. Для постройки прототипа было использовано шасси IX Serie TNHPS. Сразу же выяснилось, что в модифицированном варианте масса САУ увеличилась до 12000 кг, что серьёзно повлияло на ходовые качества.Постройку первого опытного образца закончили в ноябре 1943 года и, несмотря на более низкие характеристики, обновленную самоходку приняли к серийному производству под кодовым названием "Schwerin", но нам они более известны как "Grille" ("Сверчок"). Из общего заказа в 118 машин до конца года сдали 14. Остальная партия шасси и бронекорпусов была отправлена в Оломуц для установки вооружения – этот процесс проводился в течении января-мая 1944 года. Последняя серия из 10 самоходок получила шасси от Flakpanzer 38(t), причем из-за нехватки орудий выполнение заказа затянулось до апреля 1945 года. Общее количество "Grille" второго варианта оценивается в 282 экземпляра.Несмотря на небольшой объём производства карьера "Grille" оказалась весьма активной. Первые две серийные машины 4-го января 1944 года были отправлены в состав 1-я лыжной егерской бригады (Ski-Jag.Brig. 1). Одновременно с ними прибыло четыре "Grille" первой модификации. Спустя три недели, 28-го января, другие две "Grille" получила 2-я танковая дивизия. Дальнейшие поставки и "кочевание" самоходок по соединениям вермахта выглядели следующим образом:Учебная танковая дивизия (Pz.Lehr-Div.)6 единиц, отправлены 5 октября 1944 года2 единицы, отправлены 5 февраля 1944 года6 единиц, отправлены 8 февраля 1944 годаУчебное подразделение (Ersatzheer)1 единица, отправлены 10 июля 1944 года1 единица, отправлены 12 октября 1944 года1-я танковая дивизия СС (1. SS-Pz.Div.)4 единицы, отправлены 27 февраля 1944 года6 единицы, отправлены 22 мая 1944 года6 единиц, отправлены 5 октября 1944 года2-я танковая дивизия СС (2. SS-Pz.Div.)12 единиц, отправлены 27 марта 19443-я танковая дивизия СС (3. SS-Pz.Div.)3 единицы, отправлены 6 марта 19446 единиц, отправлены 29 июня 1944 года5-я танковая дивизия СС (5. SS-Pz.Div.)6 единиц, отправлены 23 июня 1944 года12-я танковая дивизия СС (12. SS-Pz.Div.)6 единиц, отправлены 10 июля 1944 года1-я танковая дивизия (1. Pz.Div.) 2 единицы, отправлены 27 февраля 1944 года4-я танковая дивизия (4. Pz.Div.) 4 единицы, отправлены 4 марта 19442 единицы, отправлены 5 марта 19444 единицы, отправлены 21 января 1945 года5-я танковая дивизия (5. Pz.Div.)2 единицы, отправлены 5 марта 19446-я танковая дивизия (6. Pz.Div.) 6 единиц, отправлены 5 июля 1944 года7-я танковая дивизия (7. Pz.Div.) 6 единиц, отправлены 26 июня 1944 года3 единицы, отправлены 9 сентября 1944 года8-я танковая дивизия (8. Pz.Div.) 6 единиц, отправлены 27 марта 1945 года12-я танковая дивизия (12. Pz.Div.) 3 единицы, отправлены 6 сентября 1944 года6 единиц, отправлены 4 июня 1944 года13-я танковая дивизия (13. Pz.Div.) 6 единиц, отправлены 4 октября 1944 года16-я танковая дивизия (16. Pz.Div.) 1 единица, отправлена 9 февраля 1944 года3 единицы, отправлены 19 февраля 1944 года2 единицы, отправлены 27 мая 1944 года9 единиц, отправлены 26 июня 1944 года4 единицы, отправлены 21 февраля 1945 года17-я танковая дивизия (17. Pz.Div.) 2 единицы, отправлены 19 февраля 1944 года6 единиц, отправлены 24 июля 1944 года4 единицы, отправлены 5 апреля 1945 года19-я танковая дивизия (19. Pz.Div.) 6 единиц, отправлены 17 июля 1944 года1 единица, отправлены 16 декабря 1944 года1 единица, отправлены 21 декабря 1944 года3 единицы, отправлены 21 февраля 1945 года20-я танковая дивизия (20. Pz.Div.) 6 единиц, отправлены 30 мая 1944 года6 единиц, отправлены 4 марта 1945 года23-я танковая дивизия (23. Pz.Div.) 6 единиц, отправлены 30 мая 1944 года24-я танковая дивизия (24. Pz.Div.) 4 единицы, отправлены 29 июня 1944 года2 единицы, отправлены 4 марта 194426-я танковая дивизия (26. Pz.Div.) 2 единицы, отправлены 24 апреля 1944 годаМоторизованная пехотная дивизия "Великая Германия" (Pz.Gren.Div. GD) 2 единицы, отправлены 12 февраля 1944 года3 единицы, отправлены 10 июля 1944 годаМоторизованная пехотная дивизия "Фельдхеррнхалле" (Pz.Gren.Div. FHH) 2 единицы, отправлены 5 марта 1944Парашютная танковая дивизия "Герман Геринг" (Fsch.Pz.Div. HG) 3 единицы, отправлены 8 апреля 1944 годаПехотная бригада "Фюрер" (Fuhrer-Gren.Brig.) 6 единиц, отправлены 28 августа 1944 года155-я резервная танковая дивизия (155. Res.Pz.Div.) 6 единиц, отправлены 7 мая 1944 года (9. Pz.Div.)179-я резервная танковая дивизия (179. Res.Pz.Div.) 6 единицы, отправлены 25 мая 1944 года (116. Pz.Div.)273-я резервная танковая дивизия (273. Res.Pz.Div.)6 единицы, отправлены 25 мая 1944 года (16. Pz.Div.)Кроме того, согласно документу из фонда Бундесархива Генеральная Инспекция танковых войск (Gen.Insp.d.Pz.Tr.) поручила 11 апреля 1945 года заводу Fa. Mansfeld GmbH в Лейпциге отправить 19 САУ Grille после завершения работ над ними в 18-ю, 20-ю и 25-ю моторизованные пехотные дивизии. Были ли отправлены машины в данные подразделения или нет, неизвестно.Расширение производства привело к появлению ещё одной бронемашины на аналогичном шасси. Причиной тому стал весьма скромный возимый боекомплект, состоявший всего из 20 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Для доставки амуниции было решено создать ещё одну "унифицированную" бронемашину под обозначением Munitionspanzer 38(t) Ausf.M (также им было присвоено название Sd.Kfz.138/I Mun. Ausf.M). Доработки свелись к демонтажу орудия и закрытию амбразуры бронезаслонкой, которая снизу крепилась к рубке на петлях, а сверху – хомутами. Внутри располагались стеллажи для укладки 40 выстрелов. Вооружение состояло из одного 7,92-мм пулемета MG34, перевозимого в укладке, с боезапасом 6000 патронов. Преимущество подобного варианта заключалось в возможности его переоборудования боеприпасов в самоходное орудие и обратно силами полевых ремонтных бригад. Предполагалось, что каждая шестиорудийная батарея получит по два транспортера.Относительно общего количества построенных транспортеров точной информации нет. По одним данным, в период с января по май 1944 года было изготовлено 93 машины, по другим – 120. На сайте Wehrmacht History приводятся несколько иные сведения, согласно которым фирма ВММ построила 102 экземпляра транспортеров Munitionspanzer 38(t) Ausf.K и Ausf.M. Тактико-технические характеристики самоходной установки Grille:Боевая масса – 11,5 т;Компоновочная схема: спереди – моторно-трансмиссионное отделения и отделение управления, сзади - боевое отделение в рубке;Экипаж – 5 человек;Годы производства – с 1943 по 1944 гг.;Годы эксплуатации – с 1943 по 1945 гг.;Количество выпущенных машин – 282 шт.;Габаритные размеры:Длина – 4835 мм;Ширина – 2150 мм;Высота – 2400 мм;Клиренс – 400 мм;Бронирование:Тип брони – стальная поверхностно закалённая катаная;Лоб корпуса (низ) – 15 мм/15 град.;Лоб корпуса (верх), 10 мм/67 град.;Борт корпуса (низ) – 15 мм/0 град.;Борт корпуса (верх) – 10 мм/15 град.;Корма корпуса (низ) – 10 мм/41 град.;Корма корпуса (верх) – 10 мм/0 град.;Днище – 10 мм;Крыша корпуса – 8 мм;Лоб рубки – 10 мм/9 град.;Борт рубки – 10 мм/16 град.;Корма рубки – 10 мм/17 град.;Крыша рубки – открытая;Вооружение:Тип пушки – гаубица;Марка пушки и калибр – s.I.G.33/2, 150-мм;Боекомплект пушки – 15 выстрелов;Углы вертикального наведения – от -3 до +72 град.;Углы горизонтального наведения – ±5 град.;Дальность стрельбы – 4700 м;Подвижность:Тип двигателя –6-цилиндровый рядный жидкостного охлаждения карбюраторный;Мощность двигателя – 150 л. с.;Скорость по шоссе – 42 км/ч;Скорость по пересечённой местности – 20 км/ч;Запас хода по пересечённой местности – 140 км;Удельная мощность – 13,0 л. с./т;Тип подвески – на листовых рессорах, сблокированная попарно;Удельное давление на грунт – 0,75 кг/см2;Преодолеваемый подъём – 30 град.;Преодолеваемая стенка – 0,85 м;Преодолеваемый ров – 1,9 м;Преодолеваемый брод – 0,9 м. Изменено 15 сентября, 2015 пользователем AleFed Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти