Перейти к содержанию

Гадание по IQ - почему нельзя "изменить интеллект"?


Veslo

Рекомендуемые сообщения

Тесты нынче в моде, а тем, что оценивают коэффициент интеллекта IQ, доверяют и вовсе почти безоглядно. В интеллигентной и полуинтеллигентной среде частенько можно услышать: «У него высокий IQ», «Эта работа требует высокого IQ». То есть в обиходе коэффициент интеллекта — это синоним ума вообще. Психологи трактуют этот показатель как общий интеллект и считают, что его можно измерить.

 

Но дело в том, что, даже если мы можем измерить нечто, это еще не означает, что нам понятно, что именно мы измеряем. Так, крупнейший американский специалист по тестированию Г. Айзенк пишет: «Тесты интеллекта не основаны на очень строгих научных принципах, и среди специалистов нет общего согласия относительно природы интеллекта». Ну нет — так нет. Ведь дальше-то исследователь признает, что: «с другой стороны, тесты интеллекта с самого начала оказались весьма успешными в практическом применении» Но давайте разберемся хотя бы, что это за применение.

 

➡ Гадание по IQ

 

Тесты, измеряющие IQ, и подобные им, достаточно хорошо предсказывают, сумеет ли человек, принадлежащий к группе с определенной величиной коэффициента интеллекта, завершить тот или иной курс обучения или же на пути к цели его поджидают непреодолимые трудности.

 

Тем не менее это всего лишь вероятностное предсказание — ведь даже в тех случаях, когда результаты тестирования не сулят ничего хорошего, обучение может завершиться вполне успешно. Более того, если человек все-таки освоил профессию, которая изначально была вроде бы «не по его уму», последующие успехи в этом виде деятельности уже не будут коррелировать с коэффициентом интеллекта столь жестко, как оценки в зачетке.

 

Но почему? Ведь, став специалистом, вчерашний студент порой решает задачи не менее сложные, чем те, что предлагали ему на экзаменах и практикумах! Уж не говорит ли IQ в большей степени не об уме, а об обучаемости, причем с учетом всех чисто формальных трудностей обучения?

 

Скажем, гиперактивность или некоторые виды дислексии (проблемы с чтением) порой вовсе не связаны с интеллектуальной недостаточностью, однако на результатах теста могут сказываться ощутимо. Если детям с дислексией задавать те же вопросы устно — задания их ничуть не затрудняют.

 

<...>

 

➡ Что стоит за IQ?

 

Итак, IQ — это некий сборный коэффициент, который получается в результате механического суммирования баллов, выставляемых за решение разнородных задач. Но откуда тогда берется его предсказательная сила и почему IQ довольно хорошо наследуется (показатель наследуемости по разным оценкам составляет от 0,4 до 0,8)? Различия по IQ при этом достаточно велики и устойчивы даже между людьми, принадлежащими к одной социальной и культурной группе (вся история психологии показывает, что различия по среднему IQ между разными группами однозначно интерпретировать невозможно и их практически всегда можно объяснить влиянием среды).

 

Самое интересное, что частные способности, слагающие IQ, обычно наследуются хуже, чем сам коэффициент интеллекта. Например, коэффициент наследуемости так называемой вербальной понятливости, то есть способности верно интерпретировать информацию, содержащуюся в грамматических конструкциях различной сложности, составляет не более 0,38.

 

Складывается впечатление: высокий IQ означает всего лишь то, что у человека не слишком много явных дефектов, способных помешать процессам, связанным с мыслительной деятельностью. У такого человека к моменту тестирования нормально сформировались и пространственные представления, и беглость речи, у него большой словарный запас, его не затрудняют простые арифметические вычисления. В общем, ему в какой-то степени повезло: ведь любое развитие — процесс без 100% гарантии результата. Даже в том случае, когда на генетику пожаловаться вроде бы нельзя, неудачное формирование способностей вполне возможно из-за «сбоев» в индивидуальном развитии, вызванных неблагоприятными условиями. Высокий IQ как раз и означает, что сбоев было немного.

 

При этом следует подчеркнуть, что речь идет именно о сформированности всевозможных задатков, а не об умении пользоваться ими при решении конкретных задач. Между тем именно эта способность и представляет собой, по-видимому, то, что мы обычно расцениваем как ум человека. Ведь некоторые недостатки можно компенсировать за счет других способностей и обходных путей решения задач, что, похоже, и происходит, когда в процессе работы у человека вырабатывается «собственный стиль».

 

Именно поэтому тренировка творческих способностей вообще — не самый эффективный путь их развития. Лучше включать творческие задачи в каждый конкретный курс — от изобразительного искусства до биологии.

 

Но тогда получается, что хороший тест на IQ должен оценивать ум как можно меньше! Так и делается — отсюда и ограничения по времени, и «линейный» характер части заданий. Как следствие, научиться выполнению добротных тестов на IQ почти невозможно: уже после двух-трех вариантов заданий прирост балла за счет тренировки практически прекращается (по крайней мере, для вербальной части теста).

 

➡ Что же все-таки наследуется?

 

Почему же так хорошо, заметно лучше, чем частные способности, наследуется коэффициент интеллекта? Автор полагает, что человек с высоким IQ, чьи потомки (даже в случае, когда их воспитывают другие люди) тоже обладают высоким коэффициентом интеллекта, передает своим детям те варианты генов, которые обеспечивают развитие у них большинства умственных способностей в любой — даже неблагоприятной — среде. Человек с низким и тоже хорошо наследуемым IQ передает детям те варианты, которые могут оказать губительное действие на развитие самых разнородных интеллектуальных способностей, если условия развития ребенка далеки от оптимальных.

 

Именно так! Похоже, что наследуемая компонента IQ связана в наибольшей степени не с «плохими» генами как таковыми, а с низкой устойчивостью развития. Что это такое — можно пояснить на примере.

 

Многим известна трагедия, случившаяся в 1960-е годы в США и странах Западной Европы при выпуске в широкую продажу талидомида — препарата, который врачи рекомендовали в качестве транквилизатора. У беременных, употреблявших это средство в чувствительные периоды развития плода, рождались дети с дефектами конечностей. Это случалось часто, но, однако же, не всегда.

 

Последующие детальные опыты показали, что при обработке талидомидом беременных крыс, доля детенышей с уродствами сильно изменяется в зависимости от линии животных (внутри каждой линии крысы относительно однородны генетически; этого достигают путем близкородственного скрещивания животных в ряду поколений). Оказалось, что у крыс с различными наследственными задатками устойчивость развития не одинакова и внешние воздействия могут повлиять на ход развития плода в различной мере.

 

➡ Кто кого воспитывает?

 

А теперь зададимся вопросом: устойчивость развития чего и на каких этапах важна для формирования интеллекта? Казалось бы, формирование интеллектуальных способностей должно зависеть прежде всего от особенностей структуры мозга и во многом закладываться уже внутриутробно.

 

Но данные по близнецам дают довольно неожиданный результат. Известно, что у близнецов IQ снижен в среднем на 5 единиц по сравнению с одиночнорожденными детьми. Однако если один из близнецов умирает во младенчестве, то IQ второго оказывается таким же, как у одиночных детей, хотя условия внутриутробного развития были у него менее благоприятными.

 

Оставаясь в рамках понятия «интеллект», объяснить это практически невозможно. Но если вспомнить об особенностях социальных взаимодействий близнецов с родителями и другими членами семьи, все встает на свои места. Ведь именно эти взаимодействия служат «мотором» развития. Даже играть с игрушками ребенок начинает, как правило, лишь после того, как поиграет в них вместе со взрослым. Близнецы же больше общаются друг с другом и меньше — с окружающими.

 

Но при чем же здесь наследственность? А вот при чем. Многим из собственного опыта известно, что разные дети в разной степени стремятся к общению с родителями. Не случайно даже в обычных детских домах львиная доля внимания персонала достается одному-двум детям. Они обладают способностью навязать своим воспитателям именно такой стиль общения. Но самое интересное, что стиль общения ребенка со взрослым — особенность, по-видимому, наследственная!

 

Это удалось показать в исследованиях на разлученных близнецах, попавших вскоре после рождения в разные семьи. Выяснилось, что их приемным родителям приходилось общаться с этими детьми во многом одинаково.

 

➡ Человек как примат

 

Встает еще один важный вопрос: если IQ говорит не о наличии каких-то особых способностей, которых у большинства может и не быть, а лишь о бездефектном формировании обычных, то почему, тестируя интеллект, мы обнаруживаем так много отклонений от нормы?

 

Многое станет понятно, если взглянуть на условия жизни детей в «цивилизованном» обществе с дистанции многих веков и с позиций разных культур. Некоторые особенности воспитания потомства мы унаследовали, видимо, еще от человекообразных обезьян, но они сохранились и у большинства народов, не вкусивших благ цивилизации. Речь идет об особенностях социальных взаимодействий, в которых и оттачивается, по большей части, интеллект наших волосатых собратьев.

 

Для приматов характерен тесный, а в первые месяцы жизни почти непрерывный контакт детеныша с матерью, при котором у малыша есть возможность наблюдать ее действия и взаимодействия с сородичами. При этом появление детеныша повышает социальный статус самки, что делает ее поведение сложнее и содержательнее. Однако детеныш, уже способный хотя бы на время оторваться от матери, тут же получает большую свободу в том, что касается его поведения и социальных контактов; запреты ограждают его в основном от физических опасностей. У детенышей многих приматов в совсем юном возрасте уже есть социальная роль: их используют для умиротворения других членов стада, в том числе самого высокого ранга.

 

Если и далее проводить аналогию с высшими обезьянами, то следует отметить еще одно необходимое условие социального развития ребенка: начиная с определенного возраста он должен иметь возможность добровольно и без пристального надзора старших общаться с группой разновозрастных детей. И еще: у приматов подростки могут становиться «авторами» новшеств в поведении, распространяющихся затем на все стадо, чего в человеческих обществах почти не бывает.

 

Как видим, все перечисленные условия развития ребенка (и его интеллекта) в современном обществе в той или иной мере нарушены, а значит, у него мало социальных стимулов для интеллектуального развития. Но вывод этот не только пугает—он одновременно и радует. Оказывается, «корень зла» можно выкорчевать: изменив условия развития ребенка, «на выходе» мы избавимся от многих интеллектуальных дефектов, а многие другие значительно сгладим.

 

➡ Герой третьего тысячелетия

 

К сожалению, история человеческой цивилизации — это еще и история нарастающего нарушения нормальных условий развития ребенка. Как результат, интеллектуальное развитие идет в современном обществе относительно полноценно лишь у детей с определенными особенностями характера. Мы уже говорили о том, что некоторые малыши могут компенсировать недостаток социальных стимулов активным общением с родителями и сверстниками. Как бы не была непреклонна педагогика, эти дети упорнее, и беспокойный ребенок вряд ли будет сходить с родительских рук и коленей.

 

Но теория эволюции подсказывает, что этот путь компенсации — не единственный. Возможен и другой сценарий. Если нарушаются эволюционно отработанные условия воспитания, о которых шла речь выше, преимущества в развитии интеллекта получают дети, меньше зависящие от внешних стимулов. Такой ребенок рано начинает воспринимать интеллектуальные задачи как нечто совершенно самостоятельное, не имеющее отношения к людям, среди которых он живет, к их радостям и горестям.

 

Если речь идет об арифметических задачках, ничего страшного в этом, конечно, нет. Но за такой путь появления людей с высоким IQ общество может дорого заплатить, если кому-то придет в голову предложить им синтезировать наркотик или создать оружие массового поражения. Привыкнув рассматривать интеллектуальные задачи вне социального контекста, они будут решать такую задачу как любую другую, не задумываясь о последствиях. Следует подчеркнуть, что эти люди — не злодеи, не моральные уроды, просто показать им социальную сторону проблемы обычно должны другие люди, с чьим мнением они считаются.

 

Найдут ли гены, влияющие на общий интеллект? Обязательно найдут и через некоторое время с удивлением обнаружат, что они связаны с эмоциональными и мотивационными особенностями людей.

 

➡ Заключение

 

Выводы напрашиваются сами собой. Но не будем перечислять уже сказанного, а лучше обратим внимание на другое.

 

Раз высокий коэффициент интеллекта свидетельствует вовсе не о выдающихся талантах, то получается, что подавляющее большинство людей не достигают тех вершин, до которых могли бы подняться, не из-за низкого IQ, а по совершенно другим причинам, имеющим к интеллекту лишь косвенное отношение. Одна из них — сортировка людей, которую теперь все чаще проводят начиная с самого младшего возраста («хорошие» и «плохие» детские сады и школы) и кончая приемом на работу. Постоянное «подстегивание», постоянная угроза сделаться социальным изгоем лишает по-настоящему творческого человека возможности выработать собственный стиль и компенсировать тем самым свои недостатки, причем зачастую вовсе не врожденные, а сформированные все той же средой.

 

Об этом важно говорить хотя бы потому, что представление о неизбежной ограниченности большинства населения опасно. Если средства массовой информации, варианты досуга и рабочие места будут рассчитаны, говоря грубо, на недоумков, то именно они и будут воспроизводиться из поколения в поколение даже в том случае, если все мы каким-то образом вдруг приобретем потенциальные способности Леонардо.

 

Между тем даже при серьезнейших дефектах отдельных способностей человек может занять более достойное место в жизни, чем это обычно происходит в современном обществе. Например, одной из лучших мастериц традиционной хохломской росписи в 1960-1970-х годах была женщина, потерявшая в детстве слух и из-за войны не обучавшаяся даже в обычной школе.

 

IQ выявляет, по сути дела, то, чего человек не может, однако гораздо важнее, что он может.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вроде бы мы спорили уже об Айкью.

По мне дак, во-первых, вполне реально поднатаскаться сдавать эти тесты, а во-вторых, если взять людей с разным Айкью, но закончивших один ВУЗ, успешность человека с более высоким Айкью вызывает сильные сомнения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если взять людей с разным Айкью, но закончивших один ВУЗ, успешность человека с более высоким Айкью вызывает сильные сомнения.

 

По-умолчанию загонять всех обладателей высокого Айкью в неудачники тоже сомнительное действие. Само собой одного высокого Айкью для успешности недостаточно, но при прочих равных он идет за плюс. А так да, будь ты хоть гением, если ты ленивая жопа без амбиций, то про какую успешность может идти речь?)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тема интересная. Как по мне так все эти тесты фэйк причем достаточно сильный, Рей прав, потратив месяц можно так набить руку на этих тестах что по умнее Эйнштейна будешь, а по факту у тебя просто усидчивая жопа. По мне так вообще спорно понятие IQ, ну то есть как его на данный момент выводят. 

Изменено пользователем Taimer
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 


По мне дак, во-первых, вполне реально поднатаскаться сдавать эти тесты, а во-вторых, если взять людей с разным Айкью, но закончивших один ВУЗ, успешность человека с более высоким Айкью вызывает сильные сомнения.

мы с товарищем, закончили один вуз.

у меня более высокий айкю, и я пошел по "служебной лестнице" - он в предпринимательство

 

Первые 10 лет мои доходы были существенно выше

уже лет 5 как он меня обогнал по доходам =)

 

немного утрировав:

высокий айкю сам по себе - это просто более мощный компьютер, но еще важно какие задачи на нем решать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот именно!

 


А еще разные тесты АйКю измеряют разные стороны интеллекта.

Увлекался этим еще в институте, после того как выяснил, что у меня очень выше среднего =) 

 

Поэтому, если не знаешь какая именно методика, то получается, смотри какой у меня комп крутой - целых 8!

Ай Кю в массах используют именно так =)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...