Vicount Опубликовано 15 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 15 декабря, 2013 Боги Первого Малого Триглава - Хорс, Велес и Стрибог. ХОРС Бог Хорс. Худ. В. Корольковhttp://www.shaturyane.ru/images/115.gif ХОРС - БОГ СОЛНЦА. Имя бога Хорс (Хорос) означает «круг» (солнечный). В современном русском языке тот же корень в словах: хорошо, хоровод - круговой танец, хоромы - в древности имели круговую застройку, от них слово - храм; хоругвь, хорониться (от солнца), каравай и корж - круглая выпечка. Именем Бога Солнца Хорса назван древнерусский город Хорсунь (Корсунь), в греческом написании Херсонес. Старинное русское слово «харный» «гарный» (у украинцев - гарний) также означает «хороший, красивый». Бог солнца Хорс упоминается и в «Слове о полку Игореве». Князь Всеслав, оборотовшись в волка, «великому Хросови... путь прерыскаше» (пересекал). А так как русские люди считали себя потомками солнцебогов, то четыре князя, участника похода, называются «четыре солнца». ВЕЛЕС http://www.shaturyane.ru/images/572-3.jpgБог Велес. Худ. А. КлименкоВЕЛЕС (ВОЛОС) - ЭТО БОГ СКОТА И БОГАТСТВА, МУДРОСТИ И ПОЭЗИИ. Его почитали и воспевали наши предки. О, бог Велес! Ты наше Солнце, Освещающее поля! Ты и месяц и Звёздный Пояс! Ты цветущая наша Земля! За тобой небесные рати! Ты премудрый и сильный Бог! Ты орла быстрей и крылатей! Лихо Дыя ты превозмог! (Дыем именовался злой бог). На Руси он назывался «скотьим Богом». Русы знали, что он не только является владыкою и пастырем небесных стад в Ирии (Раю), но и покровительствует и охраняет земные стада. А так как с давних пор стада были символом богатства, то Велес, естественно, был и богом богатства. Не меньшим почтением он пользовался и у земледельцев. В давние времена Велес попросил Сварога сковать ему плуг и дать железного коня. И тогда Велес научил людей, как «землю орати (пахать) и зерно сеяти». А так как урожай напрямую зависел от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч, то он считался основным покровителем земледельца. В благодарность на сжатом поле оставляли пучок колосьев «Велесу на бородку», по-другому - «Велесову бородку». Волхвы также почитали Велеса (Волоса), само его имя происходит от «волохатый, волосатый». Здесь Велес предстаёт как бог мудрости. Известно также, что он был покровителем певцов и поэтов, они считали себя «Велесовыми внуками». «О, Бояне, Велесов внуче - ...» читаем мы в «Слове о полку Игореве».Имя «скотьего Бога» Велеса (Волоса) в своей основе имеет гнездо близких по значению слов: «велеть», «повелевать», «великий», а также производные от них: «воля», «владение», «власть». Понятия «вол» (бык) и «волот» (великан) также по своему смысловому значению связаны с именем этого Бога. А самое вероятное: имя Бога Велеса соединило в себе несколько приведённых выше смыслов. СТРИБОГhttp://www.shaturyane.ru/images/572-2.jpgБог Стрибог. Худ. В. МазинСТРИБОГ - МОГУЧИЙ ПОВЕЛИТЕЛЬ СТИХИЙ, БОГ ПРОСТРАНСТВА И ВЕТРОВ. Таким он предстаёт перед нами в «Слове о полку Игореве». Вот Стрибожьи вылетели внуки - Зашумели ветры у реки, И взметнули вражеские луки Тучу стрел на русские полки. (Перевод Н.Заболоцкого) Стрибог - один из самых древних богов. В основе его имени - корень стр-, имеющий два значения: 1) старый, т.е. «старик», «старый бог», 2) корень глагола со значением «распространять, охватывать, покрывать», с приставкой пра- значит «простираться», отсюда слово «прастара» - простор. Этого Бога изображали дующим в рога. Чем сильнее он дул, тем яростнее летели по просторам земли ветры и бури. В «Слове о полку Игореве» упоминаются внуки Стрибога. Но у него было много сыновей. Это ветры - Посвист, Подага, Погода, Сиверко и другие. Посвист - свирепый бог непогод и бурь, с развевающимися волосами и всклокоченной бородой, живёт на севере. Подага - бог жаркого ветра-суховея, живёт в пустынях на юге. Погода - бог прекрасной погоды, нежного и приятного ветра. А имя ветра Сиверко говорит само за себя. Сиверко приносит холод и стужу с просторов Ледовитого океана. Есть у Стрибога и внучата - озорные ветерки Полуденник и Полуночник. Один любит порезвиться в полдень, а другой в полночь. Другие известные боги русов. Если и дальше знакомиться с богами по Триглавам, то их описанию придётся посвятить отдельную книгу, ибо общее число больших и малых богов превышает тысячу. Поэтому мы дополнительно ознакомимся только с несколькими известными богами. ДАЖДЬБОГ Бог Даждьбог. Худ. В.Корольковhttp://www.shaturyane.ru/images/114.gif Особым почитанием у наших предков пользовался ДАЖДЬБОГ - БОГ СОЛНЦА, Солнце-Царь, Сын Сварога: «И после (после Сварога) царствовал сынъ его именем Солнце, его же наричютъ Даждьбог... Солнце-Царь, сынъ Свароговъ, еже есть Даждьбог, бе бо муж силён» (Ипатьевская летопись). В конце зимы, начале весны, в день Даждьбога, наши предки славили Даждьбога: «Славим Даждьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву даёт скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зёрна в житницах. И мёду Он не даёт отвердеть. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И Ему мы славу поём на полях, поскольку Он - отец наш». Славяне, в том числе и русы, считали и называли себя внуками Дадждьбога. Это засвидетельствовано «Словом о полку Игореве»: Тогда при Олзе Гориславличи, сеяшется и растяшется (разрастается) усобицами, погибашеть жизнь Даждбожа внука (т.е. русских людей).И четыре князя - участника похода (т.е. «Даждьбожьи внуки») так и называются в поэме - «четыре Солнца». У русов Даждьбог, дающий свет, тепло, творец урожаев, податель пищи, заступник бедных и сирых. Он же каратель зла, под этим разумелась нечистая сила и нравственное зло - неправды и нечестия. Поэтому Ярославна и обращается к Солнцу с просьбой помочь князю Игорю: Солнце трижды светлое! С тобою Каждому приветно и тепло. Что ж ты войско князя удалое Жаркими лучами обожгло? (Перевод Н.Заболоцкого) Ярославна, как и все русские люди, верила, что Даждьбог-Солнце всегда поможет тому, кто живёт по законам Прави, и накажет того, кто нарушает их. ЯРИЛО Бог Ярило. Худ. В. Корольковhttp://www.shaturyane.ru/images/112.gifВЕСЕННИМ БОГОМ БЫЛ ЯРИЛО - БОГ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА И ВЕСЕННИХ ГРОЗ, пробуждающих землю и людей. Он несёт свет и тепло. Ярило - носитель жизнетворящего начала в природе и человеке, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях, плотскую любовь в людях и животных. Ярилки - весенние праздники, посвящённые Яриле, дожили вплоть до XX века. С его именем связано весеннее плодородие. Волочился Ярило По всему свету, Полю жито (рожь) родил, Людям детей плодил. А где он ногою, Там жито копною, А куда он взглянет, Там колос зацветает, -пелось в народной песенке. Шумные и радостные Ярилки заканчивались похоронами чучела Ярилы. Сохранилось описание весеннего бога. Это красивый юноша, разъезжающий по небу на белом коне и в белой мантии. На голове у него венок из весенних трав, в левой руке он держит горсть ржаных колосьев, ноги у него босые. Ярило одновременно и бог-воин. В одном из храмов прибалтийских славян висел огромный щит Яровита (соответствует нашему Яриле). Необычайно искусно выполненный местными мастерами, он был весь покрыт золотыми пластинками. Во время войны его снимали со стены и несли перед войском. В основе имени бога лежит корень «яр-», несущий в себе несколько смыслов: 1) страстный, горячий, пылкий 2) отважный, смелый, порывистый. В словах «яркий, ярый, яростный, яровой» (посеянный весной) тот же корень, а сами слова обозначают признаки и явления, напрямую связанные с богом весны, плодородия и войны - Ярилой. СЕМАРГЛ Бог Семаргл (Симаргл). Худ. В. Мазинhttp://www.shaturyane.ru/images/572-1.jpg БОГ СЕМАРГЛ (СИМАРГЛ) В «ВЕЛЕСОВОЙ КНИГЕ» НАЗВАН ОГНЕБОГОМ. Это бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами, олицетворение вооружённого добра. «Славим Огнебога Симаргла... слава Ему - Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днём и вечером. И Ему мы даём за то, что Он творит - еду и питьё. И Его одного мы храним в пепле. И Он же восходит и горит над землёй нашей с того времени, как Солнце укладывается. И до того, как Солнце рождается вновь, пока оно быками ведомо по лугам Хорса» («Велесова книга»). К сожалению, мы очень мало знаем об этом боге. Даже насчёт происхождения его имени среди учёных нет единого мнения. В «Слове о полку Игореве» есть строки: Поскочиста (половцы) по русской земли, смагу мычучи въ пламяне розе (т.е. роге). «Смага» - обозначает «огонь, пламя». «Смагу мычучи» - метать огонь. Старинное русское огнестрельное оружие называлось «смаговница». И часть учёных считает, что этот корень и лежит в основе имени Семаргл. Другие учёные связывают происхождение имени Семаргл с Седмоглавом (Семиглавом), древняя форма «Седмор-голв». Известный историк Ю.Д.Петухов считает, что таким именем назывался на Руси верховный бог полабско-рюгенских славян Руевит-Семиглав. Рюрик с дружинниками, придя на Русь, принесли и поклонение своему великому богу. Это могучий бог-воин, на ремне его висят семь мечей, восьмой Руевит держит в правой руке. Изображения Руевита имели семь ликов. Число 7 было священным для славян, ибо состояло из суммы чисел 3 и 4 - основных признаков бытия, считавшихся совершенными. Число 3 обозначает три мира: небесный, земной, подземный. Оно же обозначает три возраста человека: молодость, зрелость, старость. Число 4 - это и четыре времени года и четыре стороны света. Их сумма - число 7 - это соединение Творца с Творением. Это отражено и в Библии: «Господь сотворил землю в шесть дней, в седьмой почил от трудов своих». В понятиях и явлениях от древности и до наших дней запечатлелось отражение этого священного числа: семь дней недели, семь цветов радуги, семь чудес света, семь небес (на седьмом небе), семь нот музыкальной грамоты, семь струн на гитаре и т.д. Но точно утверждать, что в основе имени Семаргла лежат корни «семь» и «глав» мы не можем. Это пока лишь гипотеза. МАКОШЬ Богиня Макошь. Худ. В. Мазинhttp://www.shaturyane.ru/images/572.jpg БОГИНЯ МАКОШЬ - ЕДИНСТВЕННОЕ ЖЕНСКОЕ БОЖЕСТВО СРЕДИ ВЕЛИКИХ БОГОВ-МУЖЧИН. Её имя для многих остаётся загадочным. Академик Б.А.Рыбаков предложил такое объяснение: Ма (мать) + «кошь» (жребий) = богиня Судьбы (мать жребия). В своём высоком небесном доме она прядёт нити судеб. Она нити прядёт, в клубок сматывает, не простые нити - волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь - от завязки - рождения и до конца, до последней развязки - смерти. Жизнь в приведённых строках следует понимать в самом широком смысле. Макошь Сва даёт жизнь всему сущему: и богам, и людям, и земле, и растениям, и животным... В этом её величие и источник почитания. Макошь Сва, Матерь Сва (мать Сварога), Царица небесная, Богородица - святой образ для каждого русского человека. Заканчивая эту тему, остаётся лишь добавить, что у каждого бога был свой день недели: У Перуна, как мы уже говорили, - четверг, У Даждьбога - воскресенье, у Хорса - понедельник, у Стрибога - вторник, у Макоши - среда и пятница, у Семаргла - суббота. Мы коротко познакомились только с главными богами русского пантеона. Но даже этого достаточно, чтобы убедиться, что древнерусская религия с её множеством «главных», «средних» и «мелких» богов не только ни в чём не уступает ни древнегреческой, ни древнеримской, но во многом оказывает огромное влияние на них. Наиболее ярко это влияние выразилось в том, что древние греки и древние римляне очень многое заимствовали в религии наших предков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти