Перейти к содержанию

Type 95 Ha-Go (ЛТ)


AleFed

Рекомендуемые сообщения

http://aviarmor.net/tww2/photo/japan/ha-go/ha-go_c1.jpg

 

Официальное обозначение: Тип 95 “Ха-го”

Альтернативное обозначение: 2595, “Ке-го”"

Начало проектирования: 1934 г.

Дата постройки первого прототипа: 1935 г.

Стадия завершения работ: в течении 1935-1943 гг. построен 1161 экземпляр.

 

Новый танк для японской кавалерии

История создания и конструкция легкого танка Тип 95 “Ха-го”

 

Появление в начале 1930-х гг. лёгких танков (а по сути - танкеток) Тип 92 "Кей-Сенша" и Тип 94 лишь на очень короткий период времени позволили бронетанковым силам японской императорской армии соответствовать текущим мировым требованиям. Предназначенные в первую очередь для поддержки кавалерийских частей эти боевые машины зачастую использовались в качестве средства сопровождения пехоты. Вполне естественно, что такое положение дел не устраивало Генеральный Штаб, который требовал наличия в войсках более современных танков, оснащенных пушечным вооружением и усиленным бронированием. Составленные в 1933 году технические требования привели к появлению одного из самых массовых японских танков, которому на момент начала проектирования было присвоено обозначение проектное "Ши-ки". Впоследствии к нему прибавилось армейское название "Ке-го" ("малая модель"). Непосредственно задание на разработку было сформулировано специалистами из Центрального КБ Императорской Армии Японии и передано инженерам военного завода в г.Сагами. Постройка первого опытного образца производилась фирмой Mitsubishi.

 

Поскольку новый танк должен был обладать высокими динамическими качествами первоначально работы велись в двух направлениях: на чисто гусеничном шасси и на сменном колесно-гусеничном ходу. Вторая идея казалась более привлекательно, однако после испытаний опытных образцов "кавалерийских боевых машин" японское командование пришло к однозначному выводу, что чисто гусеничный танк будет более технологичным и надежным.

Первый прототип танка "Ши-ки" не отличался оригинальными решениями, поскольку на повестке дня стояла первоочередная задача предоставить армии действительно боеспособную боевую машину. Корпус танка имел клёпаную конструкцию и собирался на металлическом каркасе из листов катаной броневой стали дифференцированной толщины. В носовой части корпуса размещались агрегаты трансмиссии (бортовые фрикционы, коробка передач и т.д.) и отделение управления, защищенные бронированием толщиной 9-12 мм. Водитель размещался с правой стороны, а слева от него, в небольшой вынесенной вперед рубке, находилась место пулеметчика, обслуживавшего 6,5-мм пулемет Тип 91. Пулемет крепился на специальной опоре, имевшей три фиксированных положения, и оснащался 5-кратным оптическим прицелом. Для обслуживания трансмиссии в верхнем горизонтальном бронелисте имелось два симметрично расположенных люка.

Боевое отделение находилось в средней части корпуса. Внутри, по бортам, размещалась укладка для орудийных снарядов. На крыше боевого отделения устанавливалась башня конической формы, оснащенная двумя люками (верхним и кормовым) и двумя смотровыми щелями с бронестеклами. Толщина стенок башни составляла 12 мм, крыши – 9 мм. На верхнем люке крепился прожектор дальнего света. В лобовой части башни устанавливалось 37-мм орудие Тип 94 с длиной ствола 37 калибров и телескопическим прицелом. Углы наведения по вертикали находились в пределах от -20° до +24°. Также конструкция маски позволяла наводить орудие по горизонту в пределах 10° в обе стороны. Надо отметить, для своего времени это орудие обладало весьма хорошими характеристиками бронепробиваемости. Снаряд массой 0,7 кг, при начальной скорости 575 м/с, пробивал вертикально установленный лист брони толщиной 35 мм с дистанции 300 метров.

В кормовой части корпуса находился моторный отсек, отгороженный от боевого отделения перегородкой. Ближе к правому борту, в специальном отсеке, устанавливался дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 120 л.с. при 1800 об\мин, позади которого находились вентиляторы, маслорадиатор, масляной и топливный бак. Ещё один небольшой топливный бак устанавливался слева от двигателя. Глушитель выводился на правый борт и крепился к нему специальными скобами. В заднем наклонном бронелисте был сделан большой люк для доступа к агрегатам силовой установки, а в верхнем бронелисте имелись бронированные жалюзи для системы охлаждения. Мощность от двигателя передавалась через карданный вал, проходивший через боевое отделение, на 4-ступенчатую коробку передач оснащенную редуктором. Ходовая часть танка состояла из восьми обрезиненных опорных катков диаметром 570 мм соединенных в четыре тележки (по две на один борт), двух поддерживающих роликов, передних ведущих колёс цевочного зацепления и направляющих колёс заднего расположения. На танке была применена подвеска типа Хара, успешно прошедшая обкатку во фронтовых условиях на танкетках Тип 94. Мелкозвенчатая скелетообразная гусеница состояла из 97 стальных одногребневых траков шириной 250 мм и шагом 95 мм.

Не самый лёгкий, но самый серийный

Испытания и производство легкого танка Тип 95 “Ха-го”

 

Первый прототип был готов в июле 1933 года. Как оказалось, "Ши-ки" далеко не полностью укладывается в техническое задание. Так, боевая масса танка составила 7000 кг, вместо требуемых 6500 кг, что абсолютно не устраивало Генштаб. Невысокими оказались и ходовые качества – максимальная скорость составила всего 40 км\ч, а предельный угол подъёма едва доходил до 30°. Несмотря на то, что корпус получился довольно высоким, места для трех человек в нём было маловато. Также не устраивало военных слишком тонкое бронирование, не позволявшее использовать танк для поддержки пехоты. Не меньше смущала и другая особенность – посадка и высадка экипажа из танка могла производиться только через башенные люки. Вместе с тем, дальность хода в 250 км и характеристики преодоления основных препятствий посчитали вполне приемлемой. Фирме было предложено доработать опытный образец, однако процесс модернизации слишком затянулся и завершился только в июле 1934 года. За это время на первом прототипе изменили расположение выхлопной трубы, добавили дополнительные поддерживающие ролики, а также провели ряд других изменений. После очередного этапа улучшений, оконченного в октябре 1934 года, массу танка удалось снизить до 6500 кг, а скорость поднялась до 45 км\ч.

И всё же, японское командование явно не испытывало удовлетворения от работы своих специалистов по части танкостроения – по сути, именно тогда решалась судьба "Ши-ки", первый прототип которого нельзя было назвать удачным. В то же время, пехота потребовала скорейшего ввода в строй новой боевой машины, способной заменить танкетки Тип 94. Модернизированный образец "Ши-ки" был вновь отправлен на испытания, максимально приближенным к боевым, которые были проведены зимой 1934-1935 гг. были проведены на территории Северной Манчжурии. На этот раз были получены более благоприятные отзывы, что позволило рекомендовать танк к серийному производству. Не в последнюю очередь отмечалось, что выбор дизельного двигателя оказался верным. В ходе испытаний двигатель заводился даже при температуре -20 и показал высокие эксплуатационные качества.

 

Впрочем, в текущем виде "Ши-ки" ещё не полностью удовлетворял предъявляемым требованиям. Более успешным оказался второй прототип, строительство которого началось в июле 1935 года и завершилось в ноябре. Эта машина, позднее принятая в качестве эталона для серии, приобрела знакомые нам формы. Наиболее ярким внешним отличием стали характерные обтекаемые борта боевого отделения, нависающие над гусеницами. Помимо этого, штампованные ведущие и направляющие колеса были заменены литыми, вместо башенного прожектора установлены две фары на корпусе и установлена приземистая командирская башенка. Также изменили конструкцию башни, которая получила кормовой пулемет, в сдвинутой вправо пулеметной установке, и дополнительные смотровые щели. Связь с водителем командир осуществлял с помощью переговорной трубы ("танкофона"). Средств внешней связи по причине недостатка места не было и с командирской машины сигналы другим экипажам подавались при помощи флажков. Для доступа к двигателю был сделан люк в правом борту кормы.

 

Серийный выпуск танков "Ши-ки", которым в конце 1934 года теперь было присвоено название "Ха-го" ("2595") был налажен на предприятии всё той же фирмы Mitsubishi. Первое время сборка танков велась очень медленными темпами и лишь с 1939 года японской промышленности удалось набрать требуемые обороты. Столь неторопливый темп был связан не столько со сложностью производства, сколько с обстановкой на Китайском фронте. Как показали бои 1931-1934 гг. даже у таких слабых боевых машин, как танкетки Тип 94 и легких танков Тип 92, не нашлось достойных противников. Несмотря на появление у китайцев в последующие годы легких танков Vickers различных моделей, Pz.Kpfw.I Ausf.A и танкеток CV 3/33 никакого влияния на ход сражений они не оказали, а танковых боёв вообще не было ни одного. С обязанностями поддержки пехоты прекрасно справлялись средние танки Тип 89 и Тип 94, так что массовый выпуск "Ха-го" был тогда под большим вопросом. Так, в последние месяцы 1935 года собрали только три танка, а в течении 1936 года, когда фирма Mitsubishi подготовила серийное производство, удалось передать заказчику всего 30 машин. В скором времени новый танк решили проверить почти во фронтовых условиях. В феврале 1935 года сводный отряд бригады – 10 танков Тип 89, один легкий танк "Ха-го", три малых танка Тип 94, две роты мотопехоты, артиллерийская батарея и инженерный взвод – принял участие в маневрах в районе Большого Хингана. В целом, "Ха-го" показал себя неплохо, но подвеска явно требовала усиления. Как оказалось, неровности степной местности вызывают повышенные нагрузки на опорные катки, что приводило к преждевременному износу каретки. Японскими инженерами в кратчайшие сроки была разработана модифицированная подвеска, получившая название "манчжурской", где тележки опорных катков были усилены треугольными балансирами с дополнительным опорным роликом. Впрочем, существенных улучшений этот приём не дал и количество "Ха-го" с новой подвеской ограничилось несколькими десятками экземпляров.

 

В 1937 году году, согласно японским данным, было выпущено 80 танков, хотя европейские источники приводят другую цифру – 55 танков. Такая же ситуация была и в 1938 году, когда собрали ещё 53 (50) танка, но уже в модифицированном варианте. Вместо пушки Тип 94 была установлена более современная Тип 97 того же калибра, а 6,5-мм пулеметы Тип 91 заменили на 7,7-мм Тип 97. По остальным годам выпуска производство танков "Ха-го" распределилось следующим образом:

1939 год – 115 (62)

1940 год – 422 (163)

1941 год – 685 (318)

1942 год – 725 (264)

1943 год – 234 (201)

 

Таким образом, общее количество танков варьируется в пределах от 2378 до 1161 экземпляров. Вторая цифра, указываемая в европейских источниках, представляется более реальной. Кроме Mitsubishi с 1939 года к производству танка подключили фирмы Kohobe Seiko, Inedil Automobile Co., Ikegai и Niigatatekko. Как правило, "Ха-го" выпускаемые другими производителями не отличались от базового образца, однако несколько танков собранных фирмой Kohobe Seiko оснащались 47-мм орудием Тип 97, внешне отличаясь чуть более длинным стволом. Помимо этого, в конструкцию танка старались вносить и другие изменения. Так, часть "Ха-го" оснащалась радиостанцией с поручневой антенной на башне, а некоторые машины с 1943 года получили дымовые гранатометы. Впрочем, на общую боеспособность это никак не повлияло.

Серийное производство танков "Ха-го" продолжалось до 1943 года отнюдь не из-за их выдающихся характеристик. Скорее наоборот – с 1936 года армейское командование старалось найти замену этим машинам, но ни один из предлагаемых японскими танкостроительными КБ прототипов лёгкого танка так и не смог достичь стадии крупносерийного выпуска.

 

В боях за Империю

Боевое применение легкгих танков Тип 95 “Ха-го”, 1937-1945 гг.

 

Первые предсерийные танки "Ха-го" поступили на вооружение 4-го танкового полка в начале 1935 года. Именно эти машины приняли участие в маневрах японской армии, проведенных в феврале. На тот момент полк базировался в Гунчжулине, однако в 1937 года появилась необходимость перебросить часть сил в Центральный Китай, где была сформирована смешанная механизированной бригады. В ходе боёв у города Тауран "Ха-го" использовались эпизодически и почти никак себя не проявили. Куда более массовым стало применение этих танков во время советско-японского конфликта у реки Халхин-Гол весной-летом 1939 года.

Отправленный для усиления армейской группировки 4-й танковый полк располагал тремя линейными и одной резервной ротами "Ха-го" (всего 35 машин). Первые столкновения с советскими пограничниками начались ещё в мае 1939 года – тогда лёгкие танки применялись для поддержки пехотных частей, переходивших границу в провокационных целях. Хотя потерь не было действия командиров танковых подразделений нельзя было назвать удачными, поскольку как таковой поддержки они не оказали. Не имея чёткого представления о том, как именно нужно использовать танки в дальнейшем, японское командование отдало приказ следующего характера – танки должны подавить сопротивление противника и занять указанные рубежи. Никаких конкретных указаний не последовало, так что танки, по сути, в боевых условиях часто оказывались предоставленными сами себе.

Первый крупный бой у горы Баин-Цаган, имевший место вечером 2-го июля 1939 года, сразу же показал, насколько хороша тактическая выучка японских танкистов. Командир 4-го танкового полка полковник Тамада в течении 19:00 – 21:30 предпринял несколько маневров, рассчитывая прорвать неплотную советскую оборону и взять в качестве трофеев 5-6 противотанковых орудий. Пройдя с боями около 2 км танки попали под огонь крупнокалиберной артиллерии и вынуждены были отступить. На совете с командирами рот было вынесено решение вновь атаковать противника, однако те не поддержали идею Тамады из-за опасения попасть под огонь советских орудий. Самая мощная атака на позиции стрелково-пулеметного батальона 9-й советской мотоброневой бригады и подразделения 149-го мотострелкового полка началась в 22:00 при участии 3-го танкового полка. Поначалу японцам сопутствовал успех – им удалось дойти до артиллерийских позиций. Однако, оторвавшись от пехоты, подразделения 3-го и 4-го танковых полков попали под удар полевых орудий, танков БТ-5 и бронемашин БА-10. Огонь из 45-мм танковых орудий велся с дистанции 300-400 метров, что привело к первым значительным потерям. В ту ночь японцы был полностью разгромлен 3-й танковый полк – суммарные потери составили около 30 танков, включая новейший Тип 97 "Чи-ха" и несколько "Ха-го". Хуже всего было то, что часть танков была брошена своими экипажами во вполне исправном состоянии. Одним из них стал "Ха-го" лейтенанта Ито, ставший трофеем советских войск и впоследствии демонстрировавшийся на выставке трофейной техники. Здесь же проявились основные недостатки танка: неудовлетворительный обзор, слабое бронирование, большое "мертвое" пространство при стрельбе, недостаточная мощность орудия. Доходило до того, что время боя командирам машин периодически приходилось выглядывать из башен своих танков.

По японским данным, в ночном бою 2-3 июля 4-й танковый полк смог добиться некоторых успехов. Согласно донесениям лейтенанта Таширо и других разведчиков было уничтожено 4 батареи 122-мм гаубиц, 107-мм пушек, 76,2-мм полевых орудий; 10 бронемашин, 2 бронетранспортера, 7 противотанковых орудий, 150 человек личного состава, 5 пехотных минометов, большое количество установленных на машинах пулеметов и 20 грузовиков противника. Общий результат был признан неудовлетворительным, что повлекло за собой реорганизацию бронетанковых сил Квантунской армии.

Смешанная механизированная бригада была расформирована в 1940 году, а на её основе создали две танковые группы. Первая группа в состав 3, 5 и 9-го танковых полков, была передана в подчинение 3-й армии дислоцированной под Дуннином и получила задачу охранять рубежи между Тихим океаном и озером Ханка. Вторая группа, состоявшая из 4, 10 и 11-го полков, была включена в состав 5-й армии, находившейся к северу от озера Ханка и охранявшая его левый берег. В каждой из групп имелось 98 средних Тип 98 и 28 лёгких танков "Ха-го", и ещё 15 танков обоих типов составляли резерв.

Впрочем, в таком виде эти соединения существовали не долго – на основе опыта боёв в Европе в 1942 году было принято решение танковые группы расформировать и создать две танковые дивизии, объединенные под общим командованием в одну механизированную армию. Каждая дивизия состояла из двух бригад двухполкового состава. В состав полка входило четыре танковые роты, три из которых оснащались старыми танками Тип 89\Тип 94, а четвертая получила более новые Тип 97 "Чи-ха". Кроме того, каждая рота дополнительно получила по три танка "Ха-го". В штабе роты числилось шесть танков, в штабе полка – три. Наиболее массово "Ха-го" были представлены лишь в разведывательном батальоне бригады. В общей сложности дивизия располагала 87 лёгкими и 249 средними танками.

Выжидая удачного момента для вторжения в Сибирь командование Квантунской армии подтянуло к советским границам 15-й и 16-й танковые полки, на оснащении которых также находились танки "Ха-го". Впрочем, они так и оставались на местах постоянной дислокации вплоть до августа 1945 года. Вторжение советских войск в Манчжурию поставило точку в боевую карьеру японской бронетехники, находившейся на континенте. После очередного переформирования все танки, в количестве 262 единиц (по советским данным), находились в составе 1-й и 9-й отдельных танковых бригад, 35-го бронетанкового отряда, а также в танковых ротах пехотных дивизий. Немногочисленные "Ха-го" в боевых действиях участия практически не принимали – уцелевшие машины были захвачены в парках или брошены своими экипажами. Танки, находившиеся в хорошем техническом состоянии, несколько месяцев находились на временном хранении, после чего их передали Народно-освободительной армии Китая. Разумеется, в боях с правительственными войсками их не применяли. Основной задачей трофейных "Ха-го" стало обучение экипажей. Предположительно эти танки были списаны в 1948-1949 гг.

 

Намного активнее танки "Ха-го" использовались на Тихоокеанском ТВД и в Юго-Восточной Азии. В отличии от боёв в Китае и Монголии первое крупное сражение с союзниками прошло вполне успешно. Высадка японского десанта на Малайском полуострове стало полной неожиданностью для британских войск, которые к тому же, почти не располагали бронетехникой. Японцы напротив, собрали достаточно сильный "броневой кулак" из 211 танков разных типов. Предположительно, в составе 1-го, 6-го и 14-го танковых полков, приданных 25-й армии, находилось по 12 танков "Ха-го" и по 40 "Чи-ха". Авангард десантных подразделений выгрузился утром 8-го января и, после расчистки плацдарма, японские войска стали пробиваться к Сингапуру. Примечательно, что танки активно использовались в ночных условиях и часто передвигались по дорогам. Несмотря на столь благоприятные условия для действия противотанковой артиллерии британцы оказались неспособны эффективно бороться даже с такими слабозащищенными машинами, как "Ха-го". Наиболее упорные бои имели место 7-го января, но уже 25-го февраля британский гарнизон Сингапура капитулировал, что позволило высвободить часть танков для вторжения в Бирму.

Весьма дерзкой операцией стала высадка японцев на Алеутские острова в июне 1942 года. Несмотря на вполне ожидаемое развитие событий американцы сдали несколько островов и смогли выбить оттуда оккупантов только в августе 1943 года. При этом японцы потеряли всю бронетехнику, включая несколько танков "Ха-го".

 

Впрочем, в настоящем танковом сражении "Ха-го" довелось принять участие только на Филиппинах. В составе группы вторжения японское командование включило 4-й и 7-й танковые полки, и не прогадало. Начальная фаза десантирования прошла достаточно гладко, однако с продвижением вглубь островов сопротивление американских войск возрастало. В итоге, 22-го декабря 1941 года американским танкистам удалось одержать хоть и не значительную, но всё же первую победу – несколько лёгких танков М3 "Stewart", из состава 192-го отдельного танкового батальона, вполне успешно отразили атаку японских "Ха-го" 4-го танкового полка, подбив и уничтожив несколько машин противника. Тем не менее, в течении зимы 1942 года сопротивление было сломлено, а все уцелевшие М3 стали трофеями японцев.

Параллельно японское командование приступило к выполнению операции по захвату Бирмы и Таиланда. С тайцами вопрос решился очень быстро – подчиняясь приказу правительства армия просто капитулировала. А вот вторжение в Бирму переросло в затяжные бои с войсками Британского Содружества. С января 1942 года на Бирманском фронте активное участие принимали 1-й, 2-й и 14-й танковые полки. Основными противниками, как и ранее для "Ха-го" стали американские лёгкие танки М3 и британские Mk.VI из состава 7-й танковой бригады переброшенной из Африки. Кроме того, британцев поддерживала китайская 200-я механизированная дивизия, оснащенная советскими танками Т-26 образца 1933 года. Несмотря на значительное количество бронетехники танковых боёв практически не было – по большей части всё ограничилось небольшими локальными стычками. В основном танки "Ха-го" и "Чи-ха" использовались как средство поддержки пехоты, не предпринимая глубоких танковых прорывов. В течении 1943 года старые танки пытались заменить новыми образцами техники, но по сути "Ха-го" продолжали использоваться вплоть до капитуляции японских войск в 1945 году.

Нелёгким выдался боевой путь лёгких танков в Новой Гвинее. В сентябре 1942 года армия и флот Японии с переменным успехом пытались закрепиться на захваченных плацдармах, но при подавляющем техническом преимуществе союзников сделать им этого так и не удалось. Именно здесь "Ха-го" впервые предстояло встретится с пехотными британскими танками "Matilda II", не отличавшимися высокими динамическими качествами, но обладавшими хорошей защищенностью и 2-фунтовыми (40-мм) орудиями, прекрасно пробивавшими броню любого японского танка.

 

Не менее масштабными были операции по захвату тихоокеанских плацдармов, продолжавшиеся вплоть до лета 1942 года. Американские гарнизоны, как правило, лишенные тяжелого вооружения и бронетехники, зачастую оказывались лишь символическое сопротивление, поэтому множество островов и атоллов досталось японцам без кровопролитных боёв. Решив не повторять ошибок противника командование флота распорядилось начать работы по созданию укреплений и оборонительных полос, ну случай высадки ответных десантов. Также на острова выгружались танки и тяжелая артиллерия. Как оказалось, не зря.

Освобождать захваченные территории американцы начали ещё в 1942 году, но после серии крупных морских сражений осуществить всё задуманное не получилось. Им в буквальном смысле приходилось идти метр за метром, "вгрызаясь" в японскую оборону. Одним из таких показательных примеров стала операция на островах Гилберта, развернутая в конце ноября 1943 года.

Основные силы японского гарнизона были сосредоточены на острове Бетио, представлявший собой узкую полосу длиной 2 мили, где японское командование рассчитывало отразить главный удар противника. Для усиления защитникам островов были приданы 6-й и 7-й бронетанковые отряды, по 7 танков "Ха-го" в каждом. Однако, действия адмирала Спрюэнса (отличившегося ещё в ходе сражения у атолла Мидуэй) полностью разрушили планы японцев. Основной десант был высажен 20-го ноября на острове Тарава, где размещался 35-тысячный гарнизон. В ходе 14-дневных упорных боёв остров был захвачен, причем немалую роль сыграли в этом танки М4А2 "Sherman" и М3А1 "Stewart", зачастую используемые в качестве подвижной артиллерии. Впрочем, серьёзную поддержку также оказывали амфибийные бронетранспортеры LVT(A). Другая группа американских войск высадилась в тот же день на острове Бетио. Несмотря на наличие танков японцам не удалось оказать здесь столь же эффективного сопротивления. В течении 21-23 ноября остров был захвачен, а большая часть японского гарнизона уничтожена. Вместе с ним на Бетио погибли все танки "Ха-го" и ещё две машины были уничтожены на острове Мэкин.

Немногочисленные танковые бои, как правило, заканчивались в пользу американских танкистов. И всё же, есть сведения, что несколько LVT(A) было подбито именно танками "Ха-го". Также известен случай, когда экипажу японского танка удалось повредить один "шерман" (по различным данным у него заклинило башню или был прострелен ствол орудия), но американцы воспользовались подавляющим преимуществом в массе и, вычислив местонахождение "японца", попросту таранили вражеский танк. Ещё одной победы на Бетио добился экипаж другого М4А2 с названием "China Gal" – высадившись в точке Red Beach-1 танк был накрыт огнем замаскированного "Ха-го". Толстая броня успешно выдержала попадание 37-мм снарядов, а первый же выстрел из 75-мм орудия вывел из строя японский танк. Судя по всему, единичные "Ха-го" также пытались использовать в ходе бесплодных контратак.

 

Следующая встреча "Ха-го" и "шерманов" состоялась только в 1944 году. Очередная американская операция на Маршалловых островах стала одной из самых массовых за всю историю Тихоокеанского ТВД. Неравный танковый произошел 22-го февраля на острове Перри, где 22-й полк морской пехоты США, при поддержке средних танков, атаковал позиции японцев. Располагая всего тремя "Ха-го" оборонявшиеся находились в заведомо проигрышном положении и в течении суток остров был захвачен американцами.

В начале лета 1944 года адмирал Спрюэнс нанёс очередной удар – на этот раз целью стал остров Сайпан, где 15-го июня высадился крупный десант, вслед за которым последовала высадка на Тиниане и Гуаме. На этих островах находились подразделения различным бронетанковых частей, принадлежавших как армии, так и флоту. Так, на острое Гуам находились 1-я и 2-я роты 9-го танкового полка, располагавшие 29 танков "Ха-го" и "Чи-ха". На острове Сайпан дислоцировались 3-я, 5-я и 6-я роты 9-го танкового полка, по штату в каждой роте числилось 11 "Чи-ха" и 3 "Ха-го" (ещё 6 танков имелось в штабной группе), а также 9-й танковый отряд. Самые скромные силы находились на острове Гуам – там размещались танки 24-я отдельной танковой роты флота. Американцы высадили на Сайпан 2-й и 4-й танковые батальоны флота в составе 46 М4А2 и 14-24 огнеметных танков М3А1 "Satan". В ночь с 15 на 16 июня японцы предприняли две контратаки – сводная группа из 20 "Ха-го" атаковала американские танки вблизи города Гарапан, в попытке сбросить их в море. Как и в предыдущих случаях ничего путного из этого не вышло – экипажи "шерманы" без проблем поражали лёгкие танки противника огнем 75-мм орудий, а кроме того, пехоты активно использовала базуки. Исход схватки за Сайпан был окончательно решен днём 16-го июня, когда на остров высадились части 27-й армейской пехотной дивизии и три танковые роты. В отчаянной контратаке новой сводной группы из 44 танков "Ха-го" и "Чи-ха" адмирал Нагумо надеялся исправить ситуацию, однако американцы заранее подготовились к обороне и сожгли около 30 машин. Оставшиеся японские танки, количество которых колебалось в пределах 12-18 единиц (из них около десяти "Ха-го") ещё пытались задержать наступление американских войск, но в очередном бою 24-го июня все они были уничтожены "шерманами" и роты "С" 2-го танкового батальона морской пехоты США. Окончательно сопротивление японских войск было подавлено 6-го июля 1944 года.

Впрочем, самый драматичный бой с участием танков "Ха-го" имел место 15-го сентября 1944 года на острове Пелелиу архипелага Палау. Непонятно зачем машины были посланы в атаку на хорошо подготовленные позиции американцев с солдатами 14-й пехотной дивизии и дополнительными топливными баками на бортах. В результате, практически любое попадание в танк превращало его в факел вместе с десантом.

 

Вероятно, самое крупное танковое сражение после Халхин-Гола произошло осенью 1944 года, в ходе освобождения Филиппин. Американским войскам предстояло занять два больших острова – Лусон и Лейте. Уничтожение там японской группировки фактически означало перекрытие основных коммуникаций для сил, ещё остававшихся в бывшей Голландской Ост-Индии, поэтому к данной операции американцы готовились очень тщательно. В отношении бронетехники расстановка сил была явно не равной. Для высадки на Лейте американцы "заготовили" 400 танков и самоходных орудий – им противостояла только 7-я отдельная танковая рота (средние Тип 89) и рота танков "Ха-го". Сражение растянулось на множество локальных стычек с участием танков, где положение японцев было заведомо проигрышным. Более ожесточенное сопротивление было оказано на Лусоне. Японское командование ещё в июле 1944 года успело перебросить на остров 2-ю танковую дивизию, ослабив бронетанковую группировку в Манчжурии. Помимо танков "Ха-го" и "Чи-ха" в её составе находилось несколько десятков самоходных орудий "Хо-ни" и "Хо-ро", которые могли использоваться как для поддержки пехоты, так и в качестве противотанковых средств. На деле применение танков не отличалось тактическими изысками и закономерно привело к их уничтожению. Разбросав дивизию по всему острову японцы добились лишь того, что никакого взаимодействия между полками не получилось. В период с ноября 1944-го по март 1945 года было потеряно 203 танка "Чи-ха", 19 "Ха-го" и два самоходных орудия "Хо-ро". Остальные машины были захвачены американцами после капитуляции японского гарнизона.

 

Оставшиеся танки "Ха-го" продолжали сражаться уже на японских островах. В частности, на основе разведывательного батальона 2-й танковой дивизии в апреле 1944 года был сформирован 27-й танковый полк и в июне отправлен на Окинаву. Укомплектованный 13 лёгкими танками "Ха-го" и 14 средними "Шинхото Чи-ха" полк принял участие в боях за этот остров в апреле-июне 1945 года. На территории Японии количество "Ха-го" было небольшим. Танки этого типа находились в составе 1-й и 4-й танковых дивизий, а также в 11-м танковом полку, дислоцированном на Курильских островах. После капитуляции большая часть "Ха-го" была утилизирована,

 

Жизнь после плена

История трофейных танков “Ха-го”

 

В ходе боевых действий множество танков "Ха-го" было захвачено британскими, индийскими, австралийскими и американскими войсками. Единичные экземпляры были отправлены в метрополии для испытаний, в то время как основная часть оставалась на пунктах сбора трофейной техники и ждала своей незавидной участи быть разделанной на металл. Наибольший интерес, что вполне объяснимо, проявили к "Ха-го" американцы. В 1943 году один из трофейных "Ха-го" прошел полномасштабные испытания в процессе которых проводилось его параллельное сравнение с лёгким танком М5. Как оказалось, ходовые качества обоих машин были вполне сопоставимы, но обновленный "стюарт" выгодно отличался более толстым бронированием. Апогеем сравнительных испытаний стал "забег" с участием обеих машин – на мерном участке М5, кроме прочего, показал преимущество в скоростных качествах.

 

До нашего времени сохранилось около двух десятков танков, правда, в неходовом состоянии:

 

- военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка (Россия);

- музей Великой Отечественной войны, Москва (Россия);

- выставочная площадка военной техники, Южно-Сахалинск (Россия);

- музей Королевских бронетанковых войск, Бовингтон (Великобритания);

- Australian War Memorial, Канберра (Австралия);

- Nation Army & Cavalry Museum, Форт Беннинг (США);

- Nation Army of Pacific War, Фредириксбург (США);

- Indiana Military Museum, Винсеннес (США);

- US Army Ordnance Museum, Абердин (США);

- US Army Museum, Гонолулу (США);

- Battery Randolf US Army Museum, Гонолулу (США);

- Oregon Military Museum, Клекамакс (США, в ходовом состоянии);

- Armored Corps Museum, Ахмеднагар (Индия);

- национальный военный мемориал, Бангкок (Таиланд);

- площадка перед военными бараками, Бангкок (Таиланд);

- площадка в Nakhon Si Thammarat (Таиланд);

- кавалерийский центр, Форт Адисон (Таиланд).

 

Помимо этого неустановленное количество танков "Ха-го" (но не менее десяти) находится в частных руках. Например, в Австралии и Микронезии есть небольшие "кладбища" японской военной техники, где представлен довольно широкий "ассортимент" танков. Их техническое состояние желает много лучшего, однако большая часть танков вполне пригодна для реставрации. Не стоит также забывать, что в том же районе затоплено большое количество судов, перевозивших бронетехнику для японских гарнизонов.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

Тип 95 "Ха-Го" образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА 7600 кг ЭКИПАЖ, чел. 3 ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Длина, мм 4730 Ширина, мм 2200 Высота, мм 2360

ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка Тип 97 и один 7,7-мм пулемет Тип 97

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел

БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - 12 мм

борт - 12 мм

корма (верх) - 12 мм

корма (низ) - 6 мм

лоб башни - 12 мм

борт башни - 12 мм

корма башни - 12 мм

крыша - 12 мм

днище - 9 мм

ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi NVD 6120, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения, мощностью 110 л.с. при 1800 об/мин

ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный и бортовые фрикционы, дифференциал, 4-ступенчатая КПП, карданный вал

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): четыре сдвоенных опорных катка, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 250 мм, шаг трака 95 мм, число траков 97

СКОРОСТЬ 45 км\ч по шосее

26 км\ч по проселку

ЗАПАС ХОДА 176 км по шоссе

144 км по проселку

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Угол подъёма, град. 40° Глубина брода, м 1,00 Ширина рва, м 2,00

http://aviarmor.net/tww2/photo/japan/ha-go/ha-go_prot_1m.jpghttp://aviarmor.net/tww2/photo/japan/ha-go/ha-go_prot_2m.jpghttp://aviarmor.net/tww2/photo/japan/ha-go/ha-go_3m.jpghttp://aviarmor.net/tww2/photo/japan/ha-go/m_ha-go_abrdeen_1m.jpghttp://aviarmor.net/tww2/photo/japan/ha-go/m_ha-go_bangkok_1m.jpghttp://aviarmor.net/tww2/photo/japan/ha-go/m_ha-go_indiana_1m.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...