AleFed Опубликовано 4 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2013 http://aviarmor.net/tww2/photo/germany/pz.sf.4a/pz.slf.4_s1.jpgОфициальное обозначение: Pz.Sfl.IVaАльтернативное обозначение: 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVf, 10.5 cm K (gp.Sfl.), “Dicker Max”Год начала работ: апрель 1939 г.Год постройки первого прототипа: январь 1941 г.Стадия завершения работ: изготовлено 2 прототипа. История самоходной артиллерийской установки, известной под обозначением Pz.Sfl.IV, в русскоязычных источниках никогда не освещалась должным образом. Чаще всего приводятся выдержки из западных справочных изданий, совершенно не отражающих весьма насыщенную историю проектирования этой интересной машины. Более того, Pz.Sfl.IVf стала первой немецкой самоходкой специальной конструкции, предназначенной для установки крупнокалиберного орудия. Вплоть до настоящего времени единственным доступным источником является серия "Танк на поле боя". В частности, в 2005 году была опубликована монография "Panzerjager. История германских истребителей танков", состоявшая из трех частей. Что и говорить, серия изобиловала не только чертежами и фотографиями, но и уникальной текстовой информацией. К сожалению, в ряде случаев текстовая часть была представлена не структурированно и непоследовательно. Тем не менее, именно эти материалы легли в основу данной статьи. До начала блицкрига на Западном фронте немецкое командование выработало ряд требования для бронированных штурмовых машин, оснащенных мощными артиллерийскими системами. Штурмовать предстояло "Линию Мажино", являвшейся тогда самой мощной сетью оборонительных сооружений в мире. Предварительное обсуждение состоялось в 1938 году – после недолгих переговоров представителями от Wa Pruef 6 и фирм-производителей вооружений техническое задание было выдано фирме Krupp и официально оформлено в 1939 году.Основной проблемой при разработке самоходного стала установка тяжелого крупнокалиберного орудия. Фирма Krupp решила подстраховаться и 25-го апреля 1939 года представила два проекта на однотипном шасси, различавшихся в основном размещением силовой установки:W1298 – проект с кормовым расположением боевого отделения и двигателем под орудиемW1299 – проект с расположением боевого отделения в средней части корпуса и силовой установкой на корме.Выбор был не из легких. Первый проект обладал одним, но весьма существенным преимуществом – ствол орудия выступал за габариты корпуса всего на 800 мм. Недостатков было куда больше. Расположение двигателя под орудием предопределяло сложности в его обслуживании, а также неудачное размещение радиатора, вентилятора и элементов трансмиссии. Гораздо менее комфортным была бы работа экипажа, поскольку в боевом отделении ожидалась повышенный шум и вибрация, проникновение выхлопных газов, а также сильный нагрев. Вдобавок к этому, выбранная компоновка примерно на 100 мм увеличивала общую высоту машины. Соответственно, высота линии огня у проекта W1298 составляла 2000-2100 мм, против 1700 мм у W1299. При этом, второй проект отличался лучшей центровкой, находившейся ближе к центру корпуса, но место водителя находилось слишком низко и обзор обеспечивался только прямо по курсу и влево.Единой оставалась только ходовая часть и вооружение. Специалистами фирмы Krupp было предложено шасси с шестью опорными катками на один борт и прогрессивной по тому времени индивидуальной торсионной подвеской. Что касается "главного калибра", то тут практически единогласно было выбрано 105-мм орудие 10.5cm K18, обладавшее высокой эффективностью не только против полевых укреплений, но и против бронетехники. Заряжание было выбрано раздельно-гильзовым. Это снижало темп стрельбы, но при штурме "Линии Мажино" немцы особо никуда не торопились. В то же время, раздельные боеприпасы обладали определенными преимуществами. Во-первых, можно было использовать не менее трех типов боеприпасов, что позволяло бы использовать орудие в качестве дивизионного. Во-вторых, заряжать орудие можно было под любым углом. Кроме того, длину отката ствола можно было уменьшить с 1000 до 800 мм путем установки дульного тормоза.Не сразу определились с типом силовой установки. Поначалу был выбран 12-цидиндровый бензиновый двигатель Maybach HL-120, что позволяло бы снизить высоту машины на 100 мм, но при этом масса возрастала на 200 кг. После очередного тура переговоров решили остановиться на 6-цилиндровом двигателе HL-116 мощностью 300 л.с., что повлекло за собой увеличение высоты линии огня до 2100 мм. К тому же, двигатели HL-120 снимались с производства. Существовал и третий вариант – представители от Wa Pruef 6 предложили вариант установки 200-сильного двигателя HL-66. При расчетной массе около 20 тонн можно было получить удельную мощность 10 л.с. на тонну, однако специалисты фирмы Krupp вполне справедливо посчитали, что для тяжелого самоходного орудия этого будет недостаточно. В числе других мероприятий, связанных с уменьшением боевой массы САУ, предлагалось использовать трансмиссию и механизмы поворота от танка проекта VK 9.01, а также "сухие" гусеничные траки.http://i23.servimg.com/u/f45/14/55/40/83/dicker10.jpgТаким образом, по сумме положительных качеств, более привлекательно выглядел проект W1299. Однако, представители от Wa Pruef 6 выбрали проект W1298. Причина столь необычного решения заключалась в небольшом выносе ствола орудия, ради которого решили пожертвовать эксплуатационными качествами и технологичностью конструкции. Обновленный проект получил название W1300 и был представлен 2-го мая 1939 года, однако военные потребовали внести ряд доработок. Спустя две недели, 15-го сентября 1939 года, фирма Krupp представила два обновленных проекта: W1301 – поперечная установка двигателя HL-116, трансмиссия установлена сбоку, оценочная масса 24 тоны; W1303 – продольная установка двигателя HL-66, радиатор установлен за двигателем, оценочная масса 22 тонны. Оба проекта предусматривали сдвинутый назад откатник и накатник орудия, что позволило уменьшить размеры бронеколпака. Для настильного огня планировалась установка панорамного прицела Rundblickfernrohr, а для стрельбы прямой наводкой - прицел Winkelferhnrohr. Представителями Wa Pruef 6 был выбран проект W1303, после одобрения которого началась постройка полноразмерного деревянного макета. В ходе этих работ фирма Krupp заявила, что снизить массу самоходного орудия можно путем замены шасси с торсионной подвеской на хорошо отработанное в производстве шасси типа B.W.Laufwerk (с подвеской на листовых рессорах), которое с успехом применялось на средних танках Pz.Kpfw.IV. Доработанный проект W1307, представленный 23-го мая, отличался измененной установкой радиатора, который был перенесен из передней части и установлен между двигателем и орудием. Попутно удалось сократить длину корпуса на 400-500 мм и, параллельно, уменьшить длину опорной поверхности гусениц на такую же величину. Негативным последствием такого решением стало смещение орудия на 400 мм вперед, что повлияло на центровку машины. Тем не менее, перегрузка в 2000 кг сохранялась. Чтобы решить эту проблему представители от Wa Pruef 6 внесли новое предложение – использовать торсионную подвеску Z.W.38 с "сухими" гусеничными траками. Однако этот вариант поддержки не нашел, поскольку экономия массы была недостаточной, а максимальная скорость снижалась до 40 км\ч.Тем временем был представлен макет самоходной установки. Военная комиссия отнеслась к нему благосклонно, но не обошлось без ряда замечаний. В частности, вновь обсуждалась проблема снижения массы за счет сокращения ширины корпуса с 1950 до 1850 мм. Высота самоходки также была признана чрезмерной, что вызвало предложение понизить её на 80 мм, за счет пересмотра внутренней компоновки и смещения орудия назад, и сделать частично открытой для облегчения процесса замены орудия. Очередной проект под обозначением W1316 предусматривал, помимо прочего и уменьшение толщины брони, укороченную руку механика-водителя, в которой предстояло установить бинокулярный прицел K.F.F.2. После долгих обсуждений было решено остановиться на двигателе NL-66 и ходовой части с подвеской типа B.W., что позволяло сэкономить 430 кг, сравнительно с торсионной подвеской. Перед тем, как было получен заказ на изготовление прототипа на совещании проведенном 23-го августа внесли ещё несколько уточнений. Самоходка должна была оснащаться двигателем HL-66 мощностью 188 л.с. (хотя внось рассматривался вариант установки двигателя HL-120 с уменьшенной мощностью до 180 л.с.), а также трансмиссией и механизмом управления от VK 9.01. Далее планировалось уменьшить высоту линии огня и моторного отделения. Максимальная скорость САУ оценивалась в 35 км\ч.Первоначальный заказ выдавался на постройку опытного образца из неброневой стали, но ещё до начала работ над ним было решено сразу использовать броневой прокат, чтобы на терять время на дополнительные испытания бронекорпуса. В итоге фирма Krupp приступила к постройке двух прототипов САУ.Надо отметить, что вариант с шасси типа B.W. считался временным и более перспективным считалось шасси с 12 опорными катками и торсионной подвеской, где предполагалось использование траков типа ZW с направляющими зубцами высотой 100 мм. Прототип самоходки на новом шасси был заказан Wa Pruef 4, причем собирать его были должны сразу из броневой стали, а вместо орудия машина загружалась балластом. Все эти изменения были закреплены в проекте W1319. Следующий тур согласований состоялся 4-го сентября 1939 года, когда на совещании в Эссене представителям Wa Pruef 6 были продемонстрированы чертежи Selbstfahrlafette на шасси типа B.W. Отличительной особенностью улучшенного проекта являлось интегральное исполнение рубки и корпуса, в то время как для других САУ подобного класса рубка выполнялась в виде отдельного сегмента конструкции и могла быть легко демонтирована. Весьма сильно выглядела схема бронирования. Толщина брони лобовой части корпуса и рубки (которые предполагалось изготавливать из закаленной броневой стали) составляла 50 и 30 мм, бортов – по 20 мм, кормы – 14 мм, днища – 10 мм. Военная комиссия осталась довольна проделанной работой, хотя после осмотра макета не обошлось без ряда новых замечаний:- было внесено предложение сократить длину и ширину шасси;- орудийный щит следует наклонить на 15 градусов, в настоящее время наклон щита составляет 8 градусов;- улучшить защиту отверстий под прицелы для стрельбы прямой наводкой и для стрельбы с закрытых позиций;- центральную часть крыши выполнить съемной в целях обеспечения монтажа/демонтажа орудия;- в верхней средней части кормовой стенки сделать вырез под панорамный прицел;- представители от Wa Pruef настаивали на установке TurmSpaehfernrohr-320 у командира;- люк механика-водителя следует сделать прямоугольным и сбалансированным;- установить в переднем углу узел крепления бинокулярного наблюдательного прибора заряжающего;- установка дальномера не обязательна.Выполнить все выше перечисленные требования не удалось хотя бы потому, что это повлекло бы за собой значительные изменения в почти согласованном проекте. В итоге был найден компромиссный вариант и утверждены сроки выпуска опытных образцов. Два корпуса следовало изготовить в конце марта и конце апреля 1940 года, а полностью готовые прототипы предстояло собрать к маю и июню того же года соответственно.Но и на этом представители от военных ведомств не успокоились. После совещаний в Берлине, проведенных 10-11 октября 1939 года, Wa Pruef 6 уведомила фирму Krupp, что полуавтоматическую трансмиссию Maybach-Variorex и мультидифференциалы MAN-Ueberlagerungslenkgetriebe не стоит устанавливать. Рекомендовалось заменить их на отработанную в серийном производстве трансмиссию Zahnradfabrik SSG-46 и дифферницалы MAN Cletrac, которая обеспечивала бы минимальный радиус разворота порядка 4,5 метров. Правда, из-за недостаточно высокого передаточного отношения трансмиссии SSG-46 (максимум - 1:8 ) значение максимальной скорости было снижено с 35 до 25 км/ч. Также указывалось, что если данный вариант будет не осуществим, то фирме Krupp использовать трансмиссию А.K.6 S-55, которая разработана той же фирмой Zahnradfabrik. Параллельно рекомендовалось избегать других конструкционных изменений, чтобы не сбивать сроки изготовления прототипов. Вопрос с трансмиссией решился 6-го ноября, когда была выбрана SSG-46 при ограничении максимальной скорости до 27 км\ч. В окончательном варианте проект 105-мм самоходной установки, которая с этого времени носила обозначение Pz.Sfl.IVa, представлял собой следующую конструкцию. Шасси самоходной установки типа B.W. во многом заимствовалось от среднего танка Pz.Kpfw.IV Ausf.E. применительно на один борт оно состояло из четырех тележек с двумя обрезиненными сдвоенными катками каждая, четырех поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса заднего расположения. Гусеница мелкозвенчатая, собиралась из стальных одногребневых траков. Длина контактной поверхности гусениц составляла 3520 мм.Корпус собирался из листов броневой стали дифференцированной толщины. Схема бронирования практически полностью соответствовала сентябрьскому проекту, за исключением кормовых бронелистов, толщину которых довели до 20 мм. Надо отметить, что компоновка корпуса и монтаж вооружения были принесены в жертву максимальной сбалансированности шасси.В передней части корпуса располагалась трансмиссия VK 9.02. Сразу за ней находилось отделение управления, на крыше которого устанавливалось две коробчатые рубки со смотровыми щелями в лобовом бронелисте и верхними люками, правая из которых была ложной. Для улучшения обзорности рубка механика-водителя (левая) оснащалась дополнительным смотровым прибором с левого борта и поворотным наблюдательным прибором 50 mm Drehsehklappe в крышке люка. В средней части корпуса располагался бензиновый двигатель Maybach HL-66P мощностью 188-200 л.с., сбоку от которого разместили радиатор, а сзади предусмотрели отверстие для отработанного воздуха.Боевое отделение находилось за двигателем и занимало почти 40% от общей длины корпуса. Рубка, выполненная в соответствии с требованиями заказчика, обладала толщиной брони 50 мм в лобовой части и 20-мм бронированием бортов и кормы. Крыша закрывала только переднюю часть боевого отделения. Задняя часть оставалась открытой для облегчения доступа к орудию при его замене. Планировалось также внедрение бронеколпака над местом заряжающего для защиты его от атакующих сверху самолетов. От непогоды открытая часть боевого отделения укрывалась тентом. Для более комфортной работы экипажа пол боевого отделения покрывается настилом из дерева, а углы бронеконструкции обшивались кожей.Основное вооружение самоходки состояло из 105-мм орудия s.10,5 cm K.18 L/52, которое устанавливалось в лобовой части рубки и защищалось броневой маской набранной из плоских бронелистов. В силу требования заказчика обеспечить максимально низкую высоту линии огня диаметры цилиндров откатника и накатника были выполнены минимальными и монтировались ниже ствола орудия. Несмотря на это, даный показатель не опустился ниже 1900 мм. В техническом описании также указывалось, что цилиндры противооткатного устройства должны выдерживать не менее 120 выстрелов в течении часа при установленной силе отдачи порядка 11 тонн. Особенности монтажа 105-мм орудия обусловили весьма ограниченные сектора наведения в обоих плоскостях. Так, сектор наведения в вертикальной плоскости составлял от -15° до +10°, а по горизонту орудие могло наводиться в пределах от -8° до +8°. Механизмы наведения размещались слева от орудия. Один оборот штурвальчика горизонтального наведения соответствовал повороту орудия на 0,7°. В походном положении ствол орудия фиксировался на перевернутом V-образном креплении, а для казенной части орудия предполагалось разработать специальный фиксатор. Боекомплект к орудию состоял из 26 снарядов типа Panzergranaten (начальная скорость 805 м/с) и Sprenggranaten (начальная скорость 635 м/с).Самоходное орудие не оснащалось пулеметами, поскольку считалось, что в ближнем бою оно использоваться не будет. В укладке перевозилось лишь вспомогательное вооружение, состоявшее из четырех пистолетов-пулеметов MP-38 с двумя запасными магазинами к каждому, одной ракетницы Leuchtpistole и 12 сигнальных патронов.Как обычно, оптические приборы были представлены в весьма широком спектре. Для стрельбы с закрытых позиций использовался артиллерийский прицел Rundblickfernrohr-34, а для стрельбы прямой наводкой – прицел Selbstfahrlafetten-Zielfernrohr (Sfl.Z.F.). При стрельбе бронебойными снарядами прицел Sfl.Z.F. градуировался через каждые 100 м до дальности 3000 м. Прицел наводчика Sfl.Z.F.1 имел возможность 2-х кратного увеличения при поле зрения 20 градусов и апертуре 10 мм. Прицел Sfl.Z.F.2 имел 3-х кратное увеличение, поле зрения 20 градусов и апертуру 8 мм. Командир также располагал наблюдательным прибором doppelsichtige Turmspaehfernrohr (T.S.F.3x20) и артиллерийской стереотрубой Artillerie Scherenfernrohr, доступ к которой имел наводчик орудия. У механика-водителя была предусмотрена возможность установки наблюдательных приборов K.F.F.2 и Grobvisier. Кроме того, внутри каждой машины находились резервные оптические приборы Sfl.Z.F. и K.F.F.2. В соств прочего общего оборудования входили: фляги - 5 шт, противогазы - 5 шт, котелки - 5 шт, бинокль - 1 (у командира), TSF - 1 (у командира), Scherenfernrohre - 2, один комплект сигнальных флажков, аптечка первой медицинской помощи - 1, резервные смотровые блоки, а также чехлы для орудия и оптических устройств.Экипаж самоходки состоял из пяти человек: командира (Geschutzfuehrer, справа от орудия), наводчика (Richtschuetze, слева от орудия), заряжающего (Ladeschuetzen, в корме боевого отделения), радиста (Befehlsuebermittlung), механика-водителя (Fahrer, слева спереди). Между командиром, заряжающим, наводчиком и механиком-водителем связь поддерживалась с помощью внутреннего переговорного электромагнитного устройства и переговорных труб. Постоянные изменения проекта, как известно, отрицательно сказываются на всём техническом процессе. Этот же принцип в полной мере относился к самоходному орудию Pz.Sfl.IVa. В течении всего 1940 года фирма Krupp так и не смогла выпустить ни одного опытного образца, хотя ещё 25-го апреля представители от Wa Pruef 6 рекомендовали к серийному производству именно эту машину. В случае успешных испытаний планировалась постройка серии из 100 самоходок, но этим планам так и не суждено было сбыться.Фирма Krupp отчиталась о двух имеющихся прототипах только 5-го февраля 1941 года, сборка которых была закончена в январе. Официально оба опытных образца были представлены А.Гитлеру лишь 21-го марта, когда уже было окончательно ясно, что первоначальное назначение самоходных орудий Pz.Sfl.IVa не является актуальным. После "Линии Мажино" укрепления так называемой "Линии Сталина" смотрелись не столь внушительно – с ними вполне могли справиться танки и полевали артиллерия. Машины срочно потребовалось переклассифицировать во что-нибудь более подходящее и такая работа для них нашлась. Хотя немцы ещё не знали (но, по всей видимости, догадывались) о существовании танков Т-34 и КВ, самоходные орудия Pz.Sfl.IVa стали противотанковыми. Тогда считалось, что попадание 105-мм снаряда практически с любой дистанции гарантированно выведет из строя любой советский танк. Не исключено, что именно этот довод повлиял на мнение Гитлера относительно дальнейшей судьбы Pz.Sfl.IVa. Серийное производство самоходок планировалось развернуть весной 1942 года при условии успешного прохождения ими заводских и фронтовых испытаний. Через некоторое время было принято решение о переименовании этих машин – 13 августа 1941 года Wa Pruef 4 информировал фирму Krupp о смене обозначения с Pz.Sfl.IVa на 10.5 cm K (gp.Sfl.). Перед вторжением в Советский Союз оба прототипа Pz.Sfl.IVa были переданы 521 Panzerjager-Abteilung (Sfl.), который первоначально планировалось использовать для штурма Гибралтара. Теперь же батальону предстояло действовать на Восточном фронте в полосе развертывания частей Западного ВО. В войсках они стали более известны как “Dicker Max” (“Толстый Макс”). Самоходки были сведены в отдельный взвод вместе с более лёгкими Panzerjager I оснащенными 47-мм противотанковыми орудиями чехословацкого производства. Первый бой взвод принял 23-го июня 1941 года восточнее Кобрина. Боевые машины обстреляли осколочно-фугасными снарядами скопление пехоты и позиции советских противотанковых орудий. Основным противником немцев на этом участке фронта выступал 14-й механизированный корпус, почти на 80% состоявший из танков Т-26, при некотором количестве танков БТ, огнеметных ХТ-26, плавающих Т-37А и Т-38, а также включавшим 98 бронемашин БА-10 и БА-20. В этот день советские войска пытались организовать контрудар, завершившийся для них крайне неудачно. К вечеру того же дня части 22-й танковой дивизии стали отходить к Кобрину, а преследовавшие их части немецкой 3-й танковой дивизии захватили мост через р.Мухавец, перерезав один из путей отступления. В течении следующих суток преследование отступавших советских соединений продолжалось и в 21:15 взвод противотанковых самоходок поддержал атаку двух мотоциклетных рот, форсировавших р.Щара. В немецком отчете указывалось, что стрельба велась осколочно-фугасными снарядами с открытой местности. С дистанции около 1100 - 1700 м было подавлено три артиллерийских позиции противника, без точного указания уничтоженных орудий.Следующий бой состоялся 30-го июня 1941 года – в ходе атаке через реку Березина восточнее Бобруйска огнем самоходных установок Pz.Sfl.IVa был отогнан бронепоезд противника. Уничтожить бронепоезд не удалось из-за поломки болта тормозного устройства одного из орудий. Продвигаясь к Слуцку случился крайне неприятный инцидент. Находясь на марше в одной из самоходок произошел пожар в боевом отделении – по всей видимости, из-за сильной жары и постоянно работающего двигателя, размещенного рядом с так называемым Luftschutzraum (отсек ПВО), произошло самовоспламенение одного из зарядов. Экипаж оперативно покинул машину, даже не заглушив двигатель. Самоходка проехала ещё несколько метров, после чего остановилась – сразу за этим последовало два взрыва, полностью разрушивших шасси.Судя по всему, боевое использование оставшейся самоходки Pz.Sfl.IVa и в дальнейшем носило очень интенсивный характер, о чем свидетельствуют описание боя 20-го августа близ н\п Асколки: "Колонна противника двигалась в направлении перекрестка дорог прямо перед огневой позицией. Огонь был открыт с дистанции 4000 м. Ближе подойти к противнику не представлялось возможным, так на 3 км раскинулись заросли кустарника, через которые не смогли бы пройти подразделения прикрытия. Танки противника открыли ответный огонь, но не прекратили движения в колонне, не пытаясь атаковать. Мы решили поражать их стрельбой с дальней дистанции. То был исключительный случай.Колонна была обстреляна снарядами Sprenggranate Az и Az mit verzoegerung (болванки). Колонна была накрыта разрывами.Первый танк был обстрелян снарядом Sprenggranate Az mit verzoegerung, поскольку этот тип снаряда уже находился в казеннике орудия. Поражения цели не отмечено. Следом по этому же танку были выпущены три снаряда Panzergranate 39 rot. Прямых попаданий не отмечено, но снаряды разорвались вблизи танка. Наводчик установил прицел на отметку дальности 3000 м (максимальная по шкале) и затем ввел поправку на увеличение дальности стрельбы. Вскоре танк противника загорелся.Следом за первым танком были выведены из строя еще два. Каждый из этих танков был обстрелян сначала одним снарядом Sprenggranate Az mit verzoegerung, затем - тремя снарядами Panzergranate 39 rot; точно так же был подбит первый танк. Прямых попаданий не отмечено, танки выведены из строя осколками - поражены ходовые части машин. У обоих танков пострадали элементы ходовых частей левых бортов. Фактически только один 32-тонный танк продолжал вести ответный огонь и продолжал движение, но и он был подбит снайперской стрельбой самоходно-артиллерийской установки 10 cm Kanone (Pz.Sfl. IVa)". В утреннем бою 29-го августа экипаж Pz.Sfl.IVa поразил советский танк с дистанции 100 метров. Снаряд попал в борт корпуса, после чего машина противника воспламенилась и полностью сгорела. Примерно около 13:00 близ н\п Девищи с дистанции 1000 метров был поражен второй советский танк, но после попадания первого снаряда он не загорелся, хотя и был обездвижен. Ночью советские солдаты эвакуировали подбитый танк, а на его месте немцы позднее обнаружили разбитые траки. По всей видимости, в обоих случаях стрельба велась по танкам типа КВ-1.Заняв н\п Маков немцы перешли к обороне. Утром 30-го августа деревню атаковали два легких танка Т-26 и один КВ (возможно Т-34). Экипаж Pz.Sfl.IVa открыл огонь с дистанции 1200 метров, поскольку подойти ближе мешал огонь советских противотанковых орудий. В то же время, советские танкисты вели огонь с дистанции 1500 метров без особой точности. После нескольких выстрелов КВ был подбит и остановился. Подоспевшие на подмогу два других советских танка обстреляли немецкие позиции с дистанции 2000 метров, также не добившись успеха. В общей сложности из 105-мм орудия было выпущено 30 бронебойных снарядов, большая часть из которых прошла мимо целей. Итоги фронтовых испытаний оказались противоречивыми. С одной стороны, Pz.Sfl.IVa показал высокую эффективность против живой силы противника на дистанции до 4000 метров и большинства советских танков. В отчете от 26-го июля 1941 года отмечалось, что максимальная дальность стрельбы прямой наводкой бронебойным снарядом – 3400 метров, осколочно-фугасным – 2400 метров при ведении огня прямой наводкой и 10 500 метров при перекидной стрельбе. На дистанции 1000 м бронебойный снаряд пробивает броню любого танка, за исключением лобовой брони КВ-1. Однако целый ряд технических недостатков препятствовал нормальной эксплуатации этих машин.Орудие оказалось пригодно для поддержки пехоты, стреляя из открытой позиции прямой наводкой. При этом, после каждого выстрела поднимались огромные облака пыли, затруднявшие определение точности попадания. Периодически приходилось устанавливать наблюдательный пост в стороне, со стрелком, имеющим связь с командой орудия. Также было высказано мнение, что более эффективной будет являться стрельба фугасными снарядами с закрытых позиций, поскольку защищенность самоходных орудий в бортов и сзади была неприемлемой.Кроме того, отмечалась перегруженность тормозов, а также частые поломки болтов в дифференциалах и барабанных тормозов. Но более неприятным фактором были ограниченные углы наведения орудия и недостаточный возимый боекомплект. Правда, еще 80 снарядов к каждой установке перевозились на Munitions-Lkw, но это было слабым утешением. Единственную уцелевшую самоходку Pz.Sfl.IVa в октябре 1941 года вернули фирме для капитального ремонта и модернизации. Судя по имеющимся фотографиям машина потеряла второй каток первой тележки по левому борту. Если принять во внимание тот факт, что с ходовой частью проблем не отмечалось, можно сделать вывод о боевом повреждении.За время фронтовых испытаний Wa Pruef заметно изменил своё отношение к Pz.Sfl.IVa, посчитав, что в текущем состоянии самоходное орудие не пригодно для массового поступления в войска. Положение могла спасти установка подвески 7./B.W. Laufwerk, но эта работа так и не была выполнена. Тогда же было принято решение отказаться от планов серийной постройки, хотя сохранившийся опытный образец всё ещё считался пригодным к использованию во фронтовых условиях.По состоянию на 15 января 1942 года прототип Pz.Sfl.IVa всё ещё был оснащен старой ходовой частью и в таком виде самоходное орудие вновь было передано в состав 521-го батальона истребителей танков. После ремонта Pz.Sfl.IVa вновь вернулась в строй и к 1 июня 1942 года была полностью боеспособна. Самоходка приняла участие в боях на южном направлении и дошла до Сталинграда. Здесь батальон был полностью уничтожен – не исключено, что Pz.Sfl.IVa также погибла в "сталинградском котле". Вероятно, машина взорвана экипажем, поскольку ни одной фотографии или документа, подтверждающего захват Pz.Sfl.IVa советскими войсками найти не удалось. Кроме того, в рапорте батальона на конец ноября 1942 года эта машина уже не значилась… Оценивая самоходное орудие Pz.Sfl.IVa можно сказать, что немецкие инженеры "перегнули палку", стараясь угодить заказчику и одновременно внедряя собственные оригинальные технические решения. Можно было бы обойтись более традиционными методами, использовав готовое шасси и корпус от среднего танка Pz.Kpfw.IV (что и было сделано впоследствии), но в 1939-1940 гг. ещё была сильна идея создать специализированную боевую машину с использованием лишь отдельных готовых узлов и агрегатов. Хотя в большей мере влияние на окончательный вариант конструкции Pz.Sfl.IVa оказали всё же военные, в очередной раз стремившиеся получить "идеальный вариант" штурмового самоходного орудия.http://aviarmor.net/tww2/photo/germany/pz.sf.4a/pz.slf.4_6m.jpghttp://aviarmor.net/tww2/photo/germany/pz.sf.4a/10.5cm_pz.slf.4f_4m.jpghttp://aviarmor.net/tww2/photo/germany/pz.sf.4a/10.5cm_pz.slf.4f_3m.jpghttp://aviarmor.net/tww2/photo/germany/pz.sf.4a/10.5cm_pz.slf.4f_crash_3m.jpgТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САУPz.Sfl.IVa “Dicker Max” образца 1941 г. БОЕВАЯ МАССА 22000 кг ЭКИПАЖ, чел. 5 ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Длина, мм 5800 (по корпусу) 7470 (с орудием) Ширина, мм 2860 Высота, мм 2530 Клиренс, мм 400 ВООРУЖЕНИЕ одна 105-мм пушка s.10.5cm K18 (L/52) БОЕКОМПЛЕКТ 26 выстрелов ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел Sfl.Z.F.1 БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - 50 мм борт корпуса - 20 мм корма корпуса - 20 мм лоб рубки - 30 мм борт рубки - 20 мм маска пушки - 50 мм крыша - 12 мм днище - 10 мм ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL-66Pla, 6-цилиндровый, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 180 л.с. при 3200 об\мин ТРАНСМИССИЯ Z.F.SSG-46 механического типа: ручная КПП (6+1), главный фрикцион, бортовые дифференциалы ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 обрезиненных сдвоенных опорных катков блокированных в тележки с подвеской на листовых рессорах, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; мелкозвенчатая гусеница с 99 одногребневыми стальными траками Kgs 6111 шириной 380 мм и шагом 120 СКОРОСТЬ 27 км\ч по шоссе ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 120 км по местности 170 км по шоссе ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Уклон, град. 27° Высота стенки, м 0,65 Глубина брода, м 1,05 Ширина рва, м 2,30 СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG Spr 1 и переговорное устройство Fu.Spr.Ger.”a” Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти