AleFed Опубликовано 16 октября, 2013 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2013 http://asww.org/images/stories/ger/7/20.jpg К осени 1941 года немецкая армия столкнулась с проблемами, касавшимися применения бронетехники. Имеющиеся танки и штурмовые орудия хорошо зарекомендовали себя во время постоянных наступлений, но со временем их характеристики стали недостаточными для выполнения некоторых задач. Продвигаясь по чужой территории на Восточном и Североафриканском фронтах, немцы все чаще и чаще наталкивались на хорошо подготовленную эшелонированную оборону. 75-мм пушки танков и самоходок перестали справляться с некоторыми укреплениями, из-за чего Вермахту понадобились новые виды техники с высокой огневой мощью и достаточной мобильностью.В войсках имелось небольшое количество «штурмовых танков» 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau, также известных под названием Sturmpanzer I Bison. Однако эти боевые машины имели не только высокую огневую мощь, но и массу недостатков конструктивного характера. По этой причине командование немецкой армии к концу 41-го года составило техническое задание на создание новой самоходной артиллерийской установки, вооруженной орудием калибра 150 миллиметров и не имеющей недостатков предыдущей машины аналогичного назначения. Стоит отметить, фирма Alkett еще в 1940 году начала исследования по этой тематике. Дело в том, что в качестве базы для самоходки Sturmpanzer I использовалось шасси уже устаревшего к тому времени танка PzKpfw I. В качестве решения сложившейся проблемы было предложено использовать шасси танка PzKpfw II. Эти танки были немного новее и совершеннее предыдущих, а кроме того, в войсках имелось достаточное их количество, что в перспективе позволило бы быстро наладить массовое переоборудование в САУ. Летом 40-го на заводе фирмы «Алкетт» собрали первый экземпляр перспективной самоходки. С базового танка сняли башню и часть крыши. На место убранных агрегатов установили открытую бронированную рубку и устройства для крепления пушки. В качестве оружия для новой САУ выбрали проверенную на предыдущем «штурмовом танке» 150-мм пехотную гаубицу sIG 33. Силовая установка не претерпела никаких изменений – ее основой по-прежнему был шестицилиндровый двигатель Maybach HL62TRM мощностью 140 лошадиных сил. К осени 1940 года завершились основные работы по доводке этой версии САУ и в октябре ее испытали на полигоне. Как показали стрельбы, шасси танка PzKpfw II было слишком слабым для мощного 150-мм орудия. Кроме того, рубка самоходки получилась недостаточно объемной – экипажу было трудно работать в ней. На исправление выявленных недостатков ушло несколько месяцев. Новый прототип вышел из цеха лишь в феврале 1941 года. После обновления конструкция заметно усложнилась. Изначально инженеры Alkett хотели обеспечить возможность переоборудования танков в САУ в условиях строевых мастерских. Но совершенствование проекта заметно усложнило этот процесс. Прежде всего причиной этого стала обновленная конструкция бронекорпуса. Для усиления ходовой части пришлось ввести в нее дополнительную пару опорных катков, что привело к удлинению корпуса примерно на 700 мм (по другим данным, на 600-650). Кроме того, помня о неудобном боевом отделении первого прототипа, корпус расширили на 320 мм. Также изменениям подверглась конструкция бронерубки и некоторые другие небольшие детали. http://topwar.ru/uploads/posts/2013-06/thumbs/1372038709_sig33.jpg В феврале 41-го началось строительство первого прототипа обновленной самоходки, но работы завершились только в начале лета. САУ Sturmpanzer II имела боевую массу около 12 тонн, но при этом оснащалась старым 140-сильным двигателем. На крыше корпуса смонтировали относительно невысокую бронированную рубку, в переднем листе которой имелось окно для орудия sIG 33. Толщина брони рубки варьировалась от 30 мм в лобовой части до 5 мм на бортах и корме. Для самообороны САУ оснастили одним пулеметом MG34. Система монтажа орудия позволяла наводить его в пределах сектора шириной 10° по горизонтали и поднимать, согласно разным источникам, на 60-70° в вертикальной плоскости. В боевом отделении находились рабочие места трех членов экипажа. В укладках умещалось лишь 10 снарядов. Столь малый боекомплект планировалось компенсировать соответствующей тактикой применения. До конца 1941 года немецкая промышленность не смогла произвести даже предсерийную партию из 12 машин. К этому моменту было готово лишь семь самоходок Sturmpanzer II, остальные пять собрали в следующем 42-м году. Машина не в полной мере удовлетворила заказчика. Большая огневая мощь позволяла эффективно атаковать технику и укрепления противника, но слабое бронирование соответствующим образом сказывалось на реальных возможностях машины. Тем не менее, предсерийную партию отправили в войска под официальным обозначением 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II. В качестве «полигона» для войсковых испытаний выбрали Северную Африку, куда самоходки отправились в начале весны 1942 года в составе 707-й и 708-й рот тяжелой пехотной артиллерии. Во время эксплуатации в Африканском корпусе все претензии к новому «штурмовому танку» подтвердились. Слабое бронирование не позволяло использовать его в одних боевых порядках с танками. Кроме того, в африканских условиях крайне плохо проявил себя слабый двигатель. Все эти недостатки с лихвой перевешивали преимущества крупнокалиберного орудия. В итоге врожденные недостатки самоходки в сочетании с климатом Северной Африки привели к тому, что к концу 1942 года в строю осталось всего несколько боевых машин. Остальные Sturmpanzer II простаивали из-за отсутствия запчастей или ввиду невозможности восстановления. Целые САУ при этом использовались в качестве источника запчастей для техники, еще пригодной для эксплуатации.В мае 1943 года, когда Африканский корпус капитулировал, на ходу оставалась всего одна самоходка, которая в качестве трофея досталась британцам. В ходе наступления английской армии удалось захватить еще шесть «штурмовых танков», разобранных на запчасти. После изготовления предсерийной партии из 12 машин САУ 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II не строилась и не использовалась. Результаты ее эксплуатации были учтены в следующих проектах подобной техники. Интересна дальнейшая судьба одной из САУ, захваченных англичанами. После окончания Второй Мировой войны один экземпляр был передан Египту. Скорее всего, это была единственная остававшаяся у немцев пригодная к эксплуатации самоходка, но существует версия о восстановлении нескольких полуразобранных машин. Вне зависимости от точного количества, судьба трофейных Sturmpanzer II, пополнивших парк техники египетской армии, оказалась незавидной. Последняя машина была уничтожена в 1948 году, во время арабо-израильской войны. http://milday.ru/uploads/posts/2011-08/1312364841_pzii2.jpghttp://topwar.ru/uploads/posts/2013-06/1372038642_5945827829_30b276ca14_o.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти