Перейти к содержанию

Длинная дорога PlayStation


Xa4apuri

Рекомендуемые сообщения

http://www.computerra.ru/wp-content/uploads/2013/02/playstation-logo.jpg

 

Часть первая (1988-2005)

 

Первая глава в истории легендарного семейства консолей PlayStation была написана в далеком 1988 году. Пройдя яркий путь длиною в двадцать пять лет, корпорация Sony остается важной частью игровой индустрии на мировом уровне, и готовится запустить свою новую стационарную систему - PlayStation 4.

 

Во всей красе мы увидим ее уже на Е3 2013, ну а пока предлагаем вам оглянуться назад, посмотреть на одни из самых впечатляющих моментов в жизни PlayStation, и поделиться с нами своими личными воспоминаниями от знакомства с этими замечательными приставками и лучшими играми для них. Первая часть материала "Длинная дорога PlayStation" охватывает события с 1988 по 2005 год.

http://i.imgur.com/LIKd5E5.png

 

В 1988 году Nintendo держала всю индустрию в своем мощном восьмибитном кулаке. Sega еще только предстояло показать себя серьезным участником боевых действий, а Sony до последнего времени по-большей части лишь следила за перспективным рынком.

 

История гласит, что дочь Кена Кутараги, как и миллионы других детей восьмидесятых, невероятно любила играть на своей NES. Наблюдая заувлекательными виртуальными сессиями своей маленькой красавицы, знаменитый отец углядел в видеоиграх большой потенциал. Был, впрочем, один элемент, невероятно раздражавший инженера - звук, льющийся из динамиков телевизора. В этой части NES была довольно слаба, поэтому Кутараги решил лично обратиться в Nintendo и предложить помощь по созданию хорошего звукового чипа для уже находящейся на тот момент в разработке SNES. Спустя некоторое время, впечатляющие возможности созданного выходцем из Sony SPC700 склонили Nintendo к соглашению на его использование, а заодно и завязали определенные деловые отношения.

http://i.imgur.com/RjiIyVu.jpghttp://i.imgur.com/Zlw3IeP.jpg

 

В эпоху NES ведущий платформодержатель также пытался работать с дисками, и в конечном итоге очень заинтересовался форматом CD-ROM/XA, разработанным Sony совместно с компанией Philips. Этот интерес вылился в заключение контракта, по которому лидер в области производства потребительской электроники должен был выпустить CD-привод для готовящейся к поступлению в продажу приставки Super Nintendo.

 

Устройство получило кодовое название "Super Disc" (SNES-CD) и впоследствии переросло в концепт системы, которая могла бы одновременно и картриджи для SNES запускать, и CD-диски проигрывать. Несмотря на то, что в недрах Sony уже закипела работа, в контракте обнаружилось много проблемных моментов, не дававших президенту Nintendo Хироси Ямаути покоя. В частности, там отмечалось, что Sony станет единственной в мире компанией, которая сможет распоряжаться лицензией на SNES-CD и весь выходящий на ней контент. Пораздумав, босс пришел к выводу, что попадать к кому-то в зависимость и получать крохи с барского стола - совершенно неприемлемо, и решил разорвать соглашение в одностороннем порядке.

http://i.imgur.com/KlxAxrI.png

 

Кен Кутараги прибыл на выставку CES 1991 в Чикаго, чтобы впервые рассказать миру об уникальном сотрудничестве с Nintendo, результатом которого должна стать описанная выше система, теперь именуемая "Play Station" (тогда название писалось через пробел).

 

Sony считала, что современная консоль должна уметь не только видеоиграми радовать, но еще и другими формами интерактива развлекать, поэтому планировала привлечь свои дочерние подразделения, вроде Sony Music и Sony Pictures, к производству уникального софта для амбициозного устройства.

 

[^ Ранняя рабочая версия Play Station ^ ]

 

Оглашая планы по Play Station, Sony еще не знала, что Nintendo на самом деле "вышла из игры", и ждала пока партнер подтвердит сотрудничество на собственной конференции. Но вместо этого, спустя сутки после заявления Кутараги, Nintendo объявила, что больше не работает с Sony, а SNES-CD отныне создает с голландской компанией Philips, потому как у нее технологии продвинутее. Униженные и оскорбленные руководители Sony, а с ними и влиятельные бизнес-круги Японии, были просто шокированы таким поворотом, так как Nintendo не просто разорвала соглашение, но еще и нарушила неписаный закон, по которому японцы не должны уходить от "своих", делая выбор в пользу "чужаков".

http://i.imgur.com/lpGID3j.jpghttp://i.imgur.com/bTGFiaK.jpg

 

Существует также версия, из которой следует, что Sony узнала о "предательстве" еще вечером, за ночь до публичного объявления, и всеми силами пыталась связаться с Nintendo, дабы отговорить ее от этого. Но ничего не вышло - все звонки игнорировались.

 

После развала альянса, Sony решила доделать начатое, используя имеющиеся наработки. Услышав об этом, Nintendo тут же подала иск в федеральный суд США с прошением заморозить проект, именуемый "Play Station", так как права на торговую марку принадлежат не Sony. Судья отклонил прошение, и уже в октябре 1991 было выпущено 200 (или около того) первых прототипов, показанных на Tokyo International Electronics Show.

http://i.imgur.com/umM9qrh.png

 

Впрочем, топ-менеджеры Sony не одобряли большие финансовые вложения в сектор интерактивных развлечений и Кен Кутараги быстро столкнулся с сопротивлением. Дело в том, что на тот момент видеоигры воспринимались многими лишь в качестве своеобразного дополнения к традиционным игрушкам, предназначающимся только для детей и подростков (а этого добра всегда было пруд пруди).

 

Вскоре эпопея с Nintendo продолжилась. Компании сели за стол переговоров и на этот раз достигли соглашения, по которому Play Station все же будет обладать и слотом для картриджей, и CD-приводом, но при этом Nintendo получит большую часть прав на весь контент, а Sony - на программное обеспечение.

 

 

Работа шла вяло, возникали разногласия разного рода (а также имелось понимание того, что технологии SNES устаревают и новое поколение приставок не за горами), озлобленный Кутараги мечтал об отдельном проекте, и на внеочередном собрании в июне 1992 снова высказался об этом. Большинство членов совета директоров выступили против его идеи, но внезапно инженер заявил, что его команда уже работает над новой CD-приставкой с широкими возможностями в области трехмерной графики. В зале повисла пауза. Кутараги завершил свою пылкую речь обращением к президенту Норио Оге:

 

"Неужели вы просто смиритесь с тем, что сделала Nintendo и останетесь сидеть сложа руки?"

Недолго думая, президент ответил: "Я не питаю иллюзий по дальнейшему сотрудничеству с Nintendo. Давайте наметим наш собственный курс".

http://i.imgur.com/Z5EbX6J.png

 

В 1993 Кутараги представил 32-битную PlayStation (PSX). Вместе со своим коллективом он стремился создать самую лучшую платформу на рынке, способную дарить игрокам незабываемые впечатления. Изучив многострадальную 3DO Трипа Хокинса, консольный отдел Sony не нашел в ней ничего интересного, и планировавшиеся ранее дополнительные мультимедийные возможности PSX были отодвинуты на второй план.

 

Как известно, главными в успехе любой консоли являются игры. Большинство игр создается сторонними разработчиками, поэтому с ними нужно находиться в хороших отношениях. Будучи абсолютным лидером, Nintendo работала со своими партнерами на непростых по сегодняшним стандартам условиях. С объема продаж всех чужих релизов она забирала себе довольно большой процент, а процесс сертификации новых продуктов мог занимать до двух месяцев.

 

 

http://i.imgur.com/jh2KZC2.jpg

Для того, чтобы переманить часть разработчиков на свою сторону, Sony должна была предложить им серьезную альтернативу. Этим занялся известный многим современным геймерам Фил Харрисон, присоединившийся к корпорации в 1992 году. Он связывался с игровыми компаниями по всему миру и обещал им, что в случае поддержки PlayStation их ждет совершенно новый подход к вопросам прохождения сертификации (две недели вместо двух месяцев) и процентных отчислений.

 

 

Количество воодушевленных программой Sony студий стремительно увеличивалось. Одной из них была Namco, буквально ошарашившая Харрисона во время его визита в начале 1994 года. По показанным демкам Ridge Racer и Tekken было понятно, что команда в кротчайшие сроки освоилась с железом, а значит, смогут и другие.

 

"Я смотрел и понимал, что этим проектам суждено стать одними из ключевых в игровой линейке, для Запада особенно", - вспомнил Фил спустя много лет в одном из интервью.

 

http://i.imgur.com/nqg8iqT.png

 

Не желая разделить печальную судьбу Atari и 3DO, Sony заручалась поддержкой все большего числа разработчиков, продолжая укреплять свои позиции в игровой среде еще до официального старта консоли. В одной только Японии над играми для PlayStation работали уже десятки команд.

 

Кроме того, корпорация понимала, что ей нужны и собственные игровые студии. Так, было принято решение о покупке британского коллектива Psygnosis за немалые $48 миллионов. Разработчик был не шибко известным, поэтому приобретение за кругленькую сумму вызвало немало споров и породило множество язвительных высказываний. Переименованная в последствии в SCE Liverpool студия доказала свою состоятельность: WipEout и Colony Wars называются многочисленными владельцами консоли одними из лучших игр для нее.

 

3 декабря 1994 года, спустя неделю после запуска Sega Saturn, PlayStation стартовала в Японии. Незадолго до этого Sony разослала всем своим подразделениями инструкции, в которых настоятельно рекомендовалось называть приставку на публике не "Sony PlayStation", а просто "PlayStation". Выпускали ее на рынок, где существовала не только Nintendo, но и Sega, выстрелившая новинкой семью днями ранее, поэтому в случае возможного провала Sony хотела дистанцироваться от названия своей консоли.

http://i.imgur.com/BqU4oGx.jpg

 

Начальная стоимость PlayStation составила 37,000 йен (примерно $399). Вместе с ней в продаже появился и ряд периферии: карта памяти, линк-кабель, позволявший соединить две приставки и играть друг против друга на двух разных телевизорах, RFU и S-Video адаптеры, а также контроллер Negcon.

 

В стартовую линейку вошли: Ridge Racer, Gokujou Parodius Da! Deluxe Pack, King's Field, Mahjong Station Mazin, Mahjong Goku Sky: Atsushi, Nekketsu Oyako, A. IV Evolution, TAMA и Crime Crackers.

 

[yt]6IQKnMCb3qM[/yt]

 

Детище Кутараги ожидал большой успех: люди выстраивались в длинные очереди у торговых центров. Все 100,000 комплектов, отгруженные на дебютную неделю, разошлись в первый же день. В течение месяца Sony смогла поставить на рынок еще 200,000 консолей - все они также были полностью распроданы. Компания официально назвала PlayStation своим самым важным продуктом со времен линейки Walkman, взявшей начало в конце 1970-х.

 

http://i.imgur.com/9EpdanC.png

 

Японский старт прошел хорошо, теперь предстояло организовать западный. В Фостер Сити, самом сердце Силиконовой Долины, свою работу начало отделение Sony Computer Entertainment of America. Его генеральным директором был назначен Стив Рэйс, когда-то трудившийся на благо Atari.

 

Число заинтересованных в PlayStation студий стремительно увеличивалось. Количество выданных лицензий на работу с системой в Японии перевалило за 270, в США зашло за 100. Еще через несколько месяцев по миру разлетелось уже 700 девкитов.

 

На Е3 1995, проходившей в период с 11 по 13 мая, Sony произвела настоящий фурор. Ее стенд называется одним из самых дорогих в истории выставки (по некоторым подсчетам, он обошелся в $4 млн). Журналисты ахнули, когда увидели там самого Майкла Джексона, приглашенного не для выступления, а просто поиграть.

http://i.imgur.com/3in8WMm.jpg

 

Шоу запомнилось историческим противостоянием Sony и Sega (Nintendo пока еще не вступила в гонку нового поколения и представляла там лишь Virtual Boy). Глядя на продажи в Японии, где дерзкая PlayStation с самого старта наступала на пятки Saturn, Sega планировала изначально подкосить конкурента-новичка на Западе, но в итоге сама попала в свою ловушку.

 

Обе приставки (PS и Saturn) изначально должны были появиться в США в сентябре 1995. Однако Sega, в условиях строжайшей секретности, отгрузила стартовую партию Saturn в американские игровые магазины за полгода до ранее заявленного дебюта. На Е3 глава Sega of America ошарашил собравшихся внезапным сообщением о том, что Saturn выйдет не в сентябре, а прямо сегодня (в день открытия Е3, 11 мая), в буквальном смысле. Цена - $399.

 

Sega ожидала, что такой ход поможет ей оперативно построить юзербазу до сентябрьского появления PlayStation. К тому же она рассчитывала, что на выходе PS окажется дороже Saturn. Этому была простая причина - японский ценник приставки Sony прямо переводился в те же $399, но тогда на Западе стоимость игрового железа всегда оказывалась выше японской.

 

На следующий день состоялась пресс-конференция Sony, на которой Стив Рэйс нанес Sega ответный удар, моментально уничтоживший шансы на успех ее нового железа в Штатах. Он вышел на сцену, подошел к микрофону и выпалил "

". Зал взревел и принялся аплодировать изо всей силы.

http://i.imgur.com/BLyArV5.jpghttp://i.imgur.com/817zWTu.jpg

 

Как рассказал спустя много лет Рэйс, японское руководство Sony до последнего было против такой низкой цены, так как никогда ранее не продавало ни один из своих продуктов в минус. Но все же ход оказался правильным, помог новичку в один миг превратиться в победителя, а Sega оставить не у дел - ее внезапно выстрелившую приставку за $399 за все лето американские геймеры купили меньшим тиражом, чем на PlayStation было оформлено стартовых предзаказов.

 

Рекламная кампания PSX в США проходила под лозунгом "You Are Not Ready" (U R Not E) и целилась в заметно более взрослую аудиторию, чем 8-16 битные системы из прошлого. На маркетинг было затрачено свыше $40 млн., финальным аккордом стало спонсирование престижной церемонии MTV Music Awards.

 

PlayStation стартовала в США 9 сентября с рекордными на тот момент предзаказами (100,000+), торговые сети трубили об ажиотаже по всей стране, отлично продавались и многие стартовые игры, а с ними вторые контроллеры, карточки и прочие аксессуары. До Европы PS добралась 29 сентября.

 

[more=Скриншоты]

 

 

http://i.imgur.com/uqPtjzn.jpg

 

 

 

 

[/more]

 

Стартовую линейку сформировали Air Combat, Battle Arena Toshinden, ESPN Extreme Games, Kileak - The DNA Imperative, NBA Jam Tournament Edition, Power Serve 3D Tennis, Rayman, Ridge Racer, Street Fighter: The Movie, The Raiden Project и Total Eclipse Turbo. На Европейском также оказались Jumping Flash!, Rapid Reload, 3D Lemmings, WipЕout, Novastorm и Kileak: The Blood.

 

http://i.imgur.com/VaD8xKO.png

 

На момент запуска в США, Sony продала свыше 1 млн. PlayStation в Японии, к концу 1996 мировые продажи превысили 7 млн. Через год цифры утроились. Это был повсеместный успех.

 

В эпоху, когда реклама видеоигр на телевидении оставалась примитивной, и заключалась преимущественно в демонстрации прыгающих перед мигающими экранами детей с контроллерами в руках, Sony приняла очередное значимое решение, еще сильнее укрепившее ее имидж производителя серьезных игровых развлечений.

 

К продвижению PlayStation в Европе было привлечено авторитетное рекламное агентство TBWA, входящее в список десяти самых успешных пиар-групп в мире. Конечным

совместной работы, помимо превращения консоли в абсолютного лидера на континенте, стал настоящий культурный сдвиг - массы на Западе стали иначе относиться к игровому медиуму.

 

[yt]OuiEKm5dDrY[/yt]

 

Sony рекламировала свою консоль дерзкими, провокационными, сложными роликами, на которые до этого никто из платформодержателей не решался. Позже Sony выпустила на ТВ знаменитое видео "Double Life", кричащее о том, что бренд PlayStation идеально подходит для людей всех возрастов и вкусов.

 

[more=Скриншоты]

 

 

 

 

 

[/more]

 

Девяносто шестой запомнился рождением таких культовых серий, как Resident Evil, Tomb Raider и Crash Bandicoot. В список значимых релизов также вошли Tekken 2, Twisted Metal 2, Blood Omen: Legacy of Kain, Tobal, Suikoden, Persona и Destruction Derby.

http://i.imgur.com/54i7d6D.png

 

31 января в продажу поступила эпохальная Final Fantasy VII. И это был не простой релиз. Это был релиз, кардинально изменивший положение дел в тогдашней игровой индустрии.

 

Первые шесть частей серии вышли на системах Nintendo, поэтому седьмую поклонники естественным образом ожидали увидеть на Nintendo 64. Однако Хиронобу Сакагути, после долгих раздумий, все же выбрал подающую особые надежды PlayStation в качестве платформы для самой прорывной Final Fantasy. Как сообщают очевидцы, он несся по коридорам главного офиса Squaresoft с приставкой в руках и со словами "Вот оно! Это то, что нам нужно!" Решение в один миг разорвало все отношения между Square и Nintendo на долгие восемь лет, но вывело японские ролевые игры в самую высшую лигу.

http://ec2.images-amazon.com/images/I/41ml9ztykAL._SL500_AA300_.jpg

 

 

Так как консоль от Sony использовала в качестве носителя новомодные CD-диски, разработчики могли поднять свои игровые проекты на новый уровень презентабельности путем создания невиданного ранее качества видеороликов. Разумеется, сейчас CG уже не кажется чем-то удивительным, но тогда являлось настоящим откровением.

 

Невероятная рекламная кампания Final Fantasy VII в одночасье возвела PlayStation в статус лидера, которого уже невозможно догнать, сначала в Японии, а потом и за ее пределами. Вместе с тем, игра превратила жанр JRPG в обожаемый и любимый во всем мире, сделав его одним из топовых вообще.

 

"Эффект Final Fantasy VII" просматривался в то время повсеместно, ведь даже у многих нишевых разработок от других компаний появился шанс разойтись довольно приличными тиражами не только на родном рынке, но в США с Европой.

 

[yt]iUf2KliUHSo[/yt]

 

[^ Впечатляющая реклама попадала прямо в цель ^]

 

Три миллиона дисков разлетелись в первые же дни, общие продажи "семерки" превышают 10 млн. "Лучшая RPG на свете", "Настоящий прорыв", "Идеал", "Игра века" - пресса не скупилась на эпитеты. Final Fantasy VII до сих пор является любимой частью у доброй половиной фэндома, а сегодняшняя Square Enix официально отнесла ее к "золотой эре".

 

В 1997 году Sony также дала старт "платиновой" линейке бюджетных переизданий и выкатила на рынок аналоговый контроллер DualShock.

 

[more=Скриншоты]

 

 

 

 

 

[/more]

 

Другие заметные игры: Crash Bandicoot 2, Castlevania: Symphony of the Night, Soul Blade, GTA, Star Gladiator, Final Fantasy Tactics, Tomb Raider II, Ace Combat 2 и Bloody Roar.

http://i.imgur.com/199eHGc.png

 

В апреле на Западе стартовала Gran Turismo от Polyphony Digital, давшая начало самому успешному IP Sony Computer Entertainment, открывшая путь жанру реалистичных автосимуляторов на консолях, и попавшая в многочисленные списки лучших игр всех времен и народов. Gran Turismo разлетелась феноменальным тиражом в 10,85 млн. копий.

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/thumb/a/a4/Gran_Turismo_-_Cover_-_North_America.jpg/256px-Gran_Turismo_-_Cover_-_North_America.jpghttp://i.imgur.com/7EOydvP.png

 

В сентябре дебютировал Metal Gear Solid производства Konami, навсегда сделавший геймдизайнера Хидео Кодзиму звездой индустрии. Возможности PlayStation позволили ему показать широкой общественности, что комплексную и многогранную историю можно рассказать не только в кино или литературе, но и в видеоиграх.

 

Экспериментируя с аксессуарами, Sony создала PocketStation - уникальное устройство с жк-дисплеем, способное одновременно и роль карты памяти выполнять, и интересным игровым гаджетом выступать. Отдельно от консоли девайс работал на батарейке, мог отображать стандартные время и дату, запускать различные мини-игры (например, Chocobo World в Final Fantasy VIII, где игрокам предстояло холить и лелеять знаменитых птичек схожим с Тамагочи образом), а также позволяло владельцам делиться всяческими данными посредством инфракрасного порта. До Запада PocketStation так и не добрался, остался только в Японии.

 

[more=Скриншоты]

 

 

 

 

 

[/more]

Парад хитов не прекращался. Помимо отмеченных выше продуктов в 1998 геймеры играли в Parasite Eve, Resident Evil 2, Tomb Raider 3, Tekken 3, Crash Bandicoot 3, Xenogears, Oddworld: Abe's Exoddus, Klonoa, Colony Wars: Vengeance, Vigilante 8, Spyro the Dragon, Bust a Groove, Tenchu, Dead or Alive, MediEvil, Mortal Kombat 4, Breath of Fire III и другое.

http://i.imgur.com/RyuRoBI.png

 

Девяносто девятый стал поворотным в жизни PlayStation. Первая консоль, реализованная к этому моменту 60 млн. тиражом по всему миру, все еще прекрасно чувствовала себя на рынке. Но Sony уже вовсю готовила вторую - PlayStation 2.

 

Менеджеры высшего звена, выступавшие против Кутараги и его планов по выходу на игровой рынок в начале 1990-х, давно осознали свою недальновидность - прибыль игрового подразделения абсолютно затмевала успехи других отделов - доход от продаж игр и консолей по итогам FY 1999 составил 1/4 от дохода всей корпорации. Комментарии были излишни.

 

[yt]oujhza2D4U0[/yt]

 

1 марта Sony устроила в Токио роскошное мероприятие, на котором показала свое видение будущего PlayStation. Президент Норио Ога с гордостью рассказал журналистам, аналитикам и бизнес-элите о значимости бренда. Новую приставку собравшимся в тот вечер не показали, и финальное название тоже не огласили, ограничившись кодовым "PlayStation 2000". Зато продемонстрировали несколько красивейших техно-демок, которых акулам пера с головой хватило, чтобы самым ярким образом описать увиденное и... парализовать Dreamcast.

 

После того, как в прессе появились публикации о наполеоновских планах Sony по преемнице PlayStation, японские продажи вышедшей в конце 1998 года Dreamcast от Sega тут же пошли на спад. История с Saturn повторялась, хоть и несколько под другим углом.

 

Спустя пол года, в сентябре, Кутараги официально представил дизайн PS2 и огласил дату старта. Приставка получила такие хорошие отзывы, какие в этом деле вообще возможны.

 

[more=Скриншоты]

 

 

 

http://i.imgur.com/kTdg9tP.jpg

[/more]

 

Final Fantasy VIII, установившая в Японии новый рекорд по продажам в первую неделю (его смогли побить только в 2010 году), появился Ape Escape, Tomb Raider: Last Revelation, Driver, Silent Hill, Syphon Filter, Tony Hawk's Pro Skater, Medal of Honor, Dino Crisis, Front Mission 3, Gran Turismo 2, Crash Team Racing, Resident Evil 3, Soul Reaver, WipEout 3, Spyro 2, Grandia, Persona 2, Suikoden 2, Star Ocean: Second Story, GTA 2, Army Men 3D, а также многие другие.

http://i.imgur.com/IqDC7tu.png

 

В игровом мире стоял настолько большой хайп по PlayStation 2, что акции Sony за последние шесть месяцев выросли в два раза. Вице-президент Масаёси Моримото отметил тогда, что PS2 будет для корпорации важнее, чем Beta, Trinitron и Walkman вместе взятые. Японская столица утопала в рекламных щитах с теглайнами "PS2 - эпохальная система, которая изменит мир". 4 марта консоль въехала на родной рынок на белом коне. Свыше 10,000 человек сформировали очереди у магазинов на Акихабаре, некоторые игроки стояли там уже неделю, среди них были и прилетевшие на премьеру из Америки и Европы. Репортеры национальных СМИ снимали толпы жаждущих геймеров на камеры с висящих в небе вертолетов, уровень шумихи был настолько беспрецедентным, что один из пользователей, осознавший, что не сможет в этот день унести домой желанную новинку, попытался перерезать себе вены.

http://i.imgur.com/KUL1eH0.jpg

 

http://i.imgur.com/GoNFaOa.jpghttp://i.imgur.com/wvOSp4q.jpg

 

Большая часть стартового тиража ушла по предзаказам, однако некоторые магазины обещали дополнительные поставки, поэтому тысячи геймеров поспешили воспользоваться своим шансом на получение PS2 в первый день. Перекупщики, планировавшие нажиться на ажиотаже, перепродавали горячее устройство на сетевых аукционах по цене от $2000 и выше. Есть утверждающие, что состоялась сделка и за рекордные $11,000. Между тем, ночью появилась новость о маленьком мальчике, покончившим жизнь самоубийством после того, как у него отобрали его приставку за пределами торгового района, по пути домой.

 

http://s48.radikal.ru/i120/1305/a6/3777452d1a07.jpghttp://i.imgur.com/SCrkY1k.jpg

 

Это событие еще очень долго обсуждали на всех уровнях, как пример, когда организация запуска на фоне массивной рекламы вышла из-под контроля. За одни только первые выходные Sony продала в Японии 1,000,000 консолей.

 

В стартовой линейке были: A-Train 6, DrumMania, Eternal Ring, Kakinoki Shogi IV, Kessen, Mahjong Taikai III, Morita Shogi, Ridge Racer V, Stepping Selection и Street Fighter EX3.

 

За первые три месяца японские продажи превысили 3,000,000, Sony готовилась к запуску за океаном. И подготовка эта омрачалась проблемой нехватки некоторых комплектующих, из-за чего в спешном порядке пришлось сокращать планы по отгрузкам. 500,000 коробок (вместо обещанного изначально миллиона) с PS2 легли на полки американских магазинов

и были раскуплены со скоростью света. Компания пыталась изо всех сил угнаться за спросом и выкатывала каждую неделю еще по 100,000 консолей, но этого было катастрофически мало - желающих обзавестись системой оставалось немеренно.

 

Здесь стоит отметить, что при цене в $299, PS2 являлась еще и самым дешевым DVD-плеером на рынке, формат только раскручивался, и это сыграло огромную роль в свое время. Первые сводки с продаж показывали, что аттач рейт PS2 составлял менее 1.0 - большинство консолей покупались юзерами без игр, ради возможности просмотра фильмов на DVD. Но об играх хардкорные геймеры не забывали - настоящие хиты ждали их в 2001 году.

 

[more=Скриншоты]

http://i.imgur.com/e56QdNP.jpg

 

[/more]

 

Доступные на старте: Armored Core 2, DOA2: Hardcore, Dynasty Warriors 2, ESPN International, ESPN Winter X Games Snowboarding, Eternal Ring, Evergrace, FantaVision, Gungriffon Blaze, Kessen, Madden NFL 2001, Midnight Club, NHL 2001, Orphen: Scion of Sorcery, Q-Ball: Billiards Master, Ready 2 Rumble Round 2, Ridge Racer V, Silent Scope, Smuggler's Run, SSX, Street Fighter EX3, Summoner, Surfing H3O, Tekken Tag Tournament, TimeSplitters, Unreal Tournament, Wild Wild Racing, FIFA 2001 и X-Squad.

 

За несколько недель до европейского запуска головной офис связался с лондонским, и сообщил повергнувшую SCEE в шок весть - местный старт придется перенести, так как теперь к вопросу тотальной нехватки в других регионах присоединились проблемы с транспортировкой.

 

"Вы не получите PS2 до Рождества", - сказал по телефону Масару Като.

Для SCEE это был большой удар, так как на одну только Великобританию изначально обещалось 200,000 комплектов. Впрочем, команда не растерялась и нашла выход - наняла русскую фирму, владеющую четырьмя самолетами "Антонов", ранее использовавшимися для транспортировки различных вещей в Афганистан и обратно, и отправила их железных птиц прямиком в Японию за PS2.

 

Очень скоро приставки приземлились в аэропорту Ист Мидлендс и запуск 24 ноября состоялся. Подданные Соединенного Королевства моментально расхватали все имеющиеся 165,000 систем; всего же на Европу выделили 500,000 консолей.

 

В различных интервью спустя много лет главы региональных отделений говорили, что если бы проблем с поставками не наблюдалось, PS2 могла бы поставить еще большие стартовые рекорды. Даже страшно подумать какие, ведь спрос намного превышал предложение.

http://i.imgur.com/mAxCCOg.jpg

 

Не забыла в этот значимый год Sony и о старушке PSX - в продаже появился стильный редизайн PSOne, отличавшийся компактными размерами (на треть меньше оригинальной) и возможностью присоединения фирменного LCD-экрана. Модель быстро стала популярной и возглавила рейтинги продаж по всему миру.

 

[more=Скриншоты]

http://i.imgur.com/EKoGpI7.jpg

 

[/more]

 

А сколько первоклассных игр получили владельцы PlayStation в двухтысячном... Final Fantasy IX, Chrono Cross, Vagrant Story, Spyro: Year of the Dragon, Tony Hawk's Pro Skater 2, Rayman 2, Fear Effect, Colony Wars III, Valkyrie Profile, Breath of Fire IV, Syphon Filter 2, Dino Crisis 2, MediEvil 2, Parasite Eve 2, The Legend of Dragoon, Ace Combat 3, Legend of Mana и прочие.

 

http://i.imgur.com/GzwyAwV.png

 

Основное внимание Sony переключилось на PS2, но поддержка PS1 продолжалась еще несколько лет. Геймеров ждали Syphon Filter 3, Dragon Quest VII, Fear Effect 2, Tales of Destiny II, Spider-Man 1 & 2, Alone in the Dark: A New Nightmare, Arc The Lad Collection, Metal Slug X, Tony Hawk's Pro Skater 3 & 4, широкая спортивная линейка, а также многочисленные игры по лицензии. Самым последним релизом стала FIFA 2005, вышедшая в конце 2004 года. В 2006 был остановлен станок, печатающий приставки. Корпорация отрапортовала об общих продажах в размере 102,49 млн. PlayStation стала первой стационарной системой в истории, преодолевший стомиллионный рубеж.

 

[more=Скриншоты]

 

[/more]

 

В начале 2001 Sony объявила о приобретении студии Naughty Dog, прогмеревшей на весь мир франчайзом Crash Bandicoot, и являющейся сегодня одним из ведущих разработчиков SCE Worldwide. Права на "Бандикута" перешли тогда другой компании, и ND была полна энтузиазма взяться за кардинально новую работу - Jak and Daxter: The Precursor Legacy.

 

http://i.imgur.com/RToZ7Y4.pnghttp://i.imgur.com/HlKMurX.jpg

 

Примерно в это же время появилось сообщение о вылете Sega из консольной гонки - в Штатах дела Dreamcast шли неплохо, но в Японии и Европе - ужасно. Взвесив все за и против, руководство решило уйти из железного бизнеса и сосредоточиться исключительно на играх. Былого гиганта подвело катастрофическое финансовое положение, при котором больше невозможно было соперничать на равных даже с Nintendo, не говоря о Sony.

 

Несмотря на всю перспективность PlayStation 2, имелись в то время аналитики, утверждающие, что легкой победы не будет, и за место под солнцем развернется серьезная война с Nintendo и Microsoft. Обе консоли конкурентов превосходили PS2 технически; GameCube был первой дисковой приставкой Nintendo, подавался в качестве самой доступной по стоимости ($199), и с ним компания готовилась вывести свои именитые франчайзы на новый уровень, попутно заключая громкие сторонние соглашения на производство эксклюзивов, вроде памятного контракта по сериалу Resident Evil; а Microsoft просто располагала несметными запасами денег и все хотели посмотреть, как же она себя поведет.

 

По подсчетам специалистов, с каждой реализованной PS2 Sony теряла $200. Как планировал Кутараги, пока не подешевеют комплектующие, минусы должны были покрываться хорошими продажами софта. Но вот с этим-то пока прослеживалась загвоздка: выше уже отмечалось, что многие пользователи первое время покупали приставку лишь в качестве дешевого DVD-плеера, а игры не брали. До последнего времени консоли не доставало убойных киллер-апов, и над ними лучшие из лучших работали в поте лица.

 

http://i.imgur.com/VIDnc0p.jpg

 

Onimusha от Capcom стала первым японским миллионником для PS2, а последовавшая за ней Gran Turismo 3 так и вовсе на уши поставила мировой рынок. Геймеры получили тот самый "некстген", которого ждали все это время. Совершенная визуально, превосходная внутри, воспетая критиками, она смогла найти 15 миллионов покупателей за весь цикл.

 

С лета по осень выстрелили Final Fantasy X, Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty и Grand Theft Auto III. Артиллерия, против которой не попрешь, увела PS2 в недостижимый отрыв. Коммерческий успех трехмерной GTA стал тогда настоящим сюрпризом - на Е3 она получила достаточно сдержанные отзывы, мало кто из акул пера смог сразу разглядеть в ней "монстра". Но массовый покупатель сумел. Итог: самая продаваемая игра года. "Клоны GTA" уже готовились различными студиями по всему миру...

http://i.imgur.com/Jc8yR2o.jpg

http://ecx.images-amazon.com/images/I/517EFFW0XXL._SY300_.jpghttp://ecx.images-amazon.com/images/I/51dOdVAk0zL._SY300_.jpg

 

К тому моменту, когда GameCube и Xbox добрались до Европы (весна 2002), Sony продала 30,000,000 PS2 по всему миру. Насколько известно, за все остальные годы своего существования, системы Nintendo и Microsoft нашли свое пристанище в домах 21 и 24 млн. игроков соответственно. "Война", прогнозировшаяся аналитиками, закончилась, даже на начинавшись.

 

[more=Скриншоты]

http://i.imgur.com/O1ZbKwu.jpg

 

[/more]

 

В дополнение к указанным ваше продуктам, 2001 год отметился рождением Devil May Cry, Zone of the Enders, Silent Hill 2, ICO, SSX Tricky, Twisted Metal: Black, Ace Combat 04: Shattered Skies, Resident Evil: Code Veronica X, Soul Reaver 2, Burnout, World Rally Championship, Dark Cloud, Shadow Hearts и Formula One 2001.

http://i.imgur.com/wGS0aoa.png

 

В 2002 появился официальный сетевой адаптер, позволяющий играть в многопользовательские игры по интернету. Одними из первых проектов, поддерживающих эту функцию, стали SOCOM: U.S. Navy SEALs и Final Fantasy XI Online. Последняя являлась первой кросс-платформенной MMO и ознаменовала приход Squaresoft на рынок сетевых игр (на создание сервиса PlayOnline потратили более 2,5 млрд. йен). Sony запустила дорогую рекламную кампанию открывшихся сетевых возможностей системы, делая ставку на FFXI.

http://i.imgur.com/NSXom55.jpghttp://i.imgur.com/XvhWvsj.jpg

 

В этом же году SCE выпустила аппаратно-программный комплект Linux для PS2, позволявший использовать приставку как персональный компьютер.

 

Весной Square закончила работу над первой игрой во вселенной Kingdom Hearts, созданной совместно с Disney. За неделю до Е3 Sony объявила о снижении цены на PS2 до $199, с которой консоль становилась еще желаннее. 30 сентября пресса написала о 40 млн. продажах по всему миру (по 11 млн. в Японии с Европой и 18 млн. в США). В октябре Rockstar отправила на магазинные полки GTA: Vice City, быстро побившую GTA III по общим показателям.

 

[more=Скриншоты]

[/more]

 

В 2002 геймеры также играли в Ratchet & Clank, Timesplitters 2, Virtua Fighter 4, Burnout 2, Need for Speed: Hot Pursuit 2, Medal of Honor Frontline, Suikoden III, Hitman 2, Maximo: Ghosts to Glory, Onimusha 2, WipEout Fusion, tLotR: Two Towers, Mortal Kombat: Deadly Alliance, Fatal Frame, Tekken 4, The Thing, Wild Arms 3, 007: Nightfire, Gran Turismo Concept 2001, The Getaway, Sly Cooper and the Thievius Raccoonus и Dead to Rights.

http://i.imgur.com/Ygp18Wi.png

 

12 марта Sony сообщила об очередной вехе в истории PS2 - 50 млн. проданных консолей и 500,000 сетевых адаптеров. Общественности представили камеру EyeToy, призванную расширить социальный аспект и привлечь новую аудиторию. На Западных рынках разбирали ее на ура - общие продажи за несколько лет составили 10,5 млн.

http://i.imgur.com/O3u5DMT.jpghttp://i.imgur.com/fuOTR72.jpg

 

В преддверии Е3 была поведена пресс-конференция, на которой Sony объявила о серьезных намерениях по выходу на рынок портативных приставок, более пятнадцати лет контролируемый преимущественно одной лишь Nintendo. Кен Кутараги объяснил, что планы по этому поводу вынашивались еще с середины девяностых, но эксперимент с PocketStation не смог оправдать себя сполна, поэтому расширение линейки PlayStation отложили до лучших времен. И вот они настали. Опубликованные технические характеристики PSP приятно удивили журналистов и игроков, а с учетом заявленных мультимедийных возможностей вырисовывался и вовсе "Walkman XXI века".

 

[more=Скриншоты]

http://i.imgur.com/vcC3MVx.jpg

 

 

[/more]

2003 оказался еще одним богатым годом на игры: Prince of Persia: The Sands of Time, SSX 3, Virtua Fighter 4: Evolution, Ratchet & Clank: Going Commando, Need for Speed: Underground, Soul Calibur II, Tony Hawk's Underground, Dark Cloud 2, Splinter Cell, Beyond Good & Evil, Jak II, SOCOM II, Disgaea, Final Fantasy X-2, Freedom Fighters, Xenosaga, Silent Hill 3, Zone of the Enders 2nd, Fatal Frame 2, Ape Escape 2, Rayman 3, Breath of Fire V, Manhunt, True Crime, XIII и другие тайтлы на любой вкус и цвет.

http://i.imgur.com/Dbc2ahN.png

 

Официально презентованные на Е3 2004 PSP и Nintendo DS открыли новое противостояние хендхелдов. Посетителей выставки больше всего впечатлила малышка Sony, буквально "укравшая шоу" в те майские дни. Сразу 99 компаний-разработчиков выразили желание выпускать игры для продвинутого девайса.

 

 

Вместе с Armored Core: Formula Front, Mahjong Fight Club, Minna no Golf Portable, Lumines, Ridge Racers и Vampire Chronicle, PSP стартовала в Японии 12 декабря, спустя неделю после DS. За первые выходные игроки скупили под 200,000 приставок.

http://i.imgur.com/K7B9wS5.jpg http://i.imgur.com/GmLMduB.jpg

 

В сентябре Sony представила редизайн PS2, названный по аналогии с PSOne - PStwo. Значительно меньшего размера, более легкая, тонкая и тихая, новая модель обзавелась встроенным Ethernet-портом и лишилась слота расширения под жесткий диск.

 

На 2004 также планировался западный выпуск PSX, представлявшей собой PS2 с функционалом цифрового видеорекордера. Но по причине того, что японские продажи устройства оказались ниже запланированных, PSX не покинула пределов родины.

 

[more=Скриншоты]

[/more]

75 млн. PS2 разошлись по земному шару по данным на осень. GTA: San Andreas, Burnout 3: Takedown, Star Ocean 3, Metal Gear Solid 3: Snake Eater, Ratchet & Clank: Up Your Arsenal, Viewtiful Joe 2, Sly 2, Splinter Cell: Pandora Tomorrow, Shadow Hearts: Covenant, Katamari Damacy, Onimusha 3, Jak 3, Prince of Persia: Warrior Within, Ace Combat 5, SingStar, Shin Megami Tensei: Nocturne, Mortal Kombat: Deception, Getaway: Black Monday, Killzone, Need for Speed: Underground 2, The Suffering, Hitman: Contracts, Front Mission 4, Silent Hill 4 и Siren составили список лучших в 2004 году.

http://i.imgur.com/5qLnyEE.png

 

К марту PSP добралась до американского рынка, где ее скупили в количестве 400,000+ за первую неделю. В сентябре последовал европейский дебют, а в октябре стартовала главная игра для этой портативной платформы - GTA: Liberty City Stories от Rockstar Games.

http://i.imgur.com/ynwvSpK.jpg

 

 

Европейская лонч-линейка состояла из 24 проектов от десятка издательств: Ape Academy, Archer Maclean's Mercury, Colin McRae Rally 2005 Plus, Darkstalkers Chronicle, Dynasty Warriors, Everybody's Golf Portable, F1 Grand Prix, Fired Up, Lumines, MediEvil: Resurrection, Metal Gear Acid, Midnight Club 3, NBA Street Showdown, Need for Speed Underground: Rivals, NFL Street 2: Unleashed, Ridge Racers, Spider-Man 2, TOCA Race Driver 2, Tony Hawk's Underground 2: Remix, Untold Legends, WipЕout Pure, World Championship Snooker 2005, World Tour Soccer и Virtua Tennis: World Tour.

 

[more=Скриншоты]

 

[/more]

 

За шесть неполных лет PS2 смогла преодолеть магический барьер в 100 млн. Для сравнения, оригинальной PlayStation на достижение такого результата потребовалось 9 лет. Sony вышла на совершенно новый для себя уровень успеха в игровом бизнесе, понимала, что консоль без проблем сможет еще долго продаваться, но следующее поколение уже стучалось в двери.

 

История PlayStation 3 началась в 2001 году, когда Sony, IBM и Toshiba сформировали альянс, известный как "STI". Лучшие умы трех гигантов приступили к созданию уникальной микропроцессорной архитектуры Cell, которая, по замыслу, должна была стать сердцем широкого спектра электронных девайсов будущего - от наручных часов и телевизиров до домашних кинотеатров и, конечно же, игровой консоли следующего поколения от Sony.

http://i.imgur.com/OScQSgl.jpg

 

Отец PlayStation Кен Кутараги, компания которого вложила в разработку Cell приблизительно $400 млн., торжественно заявил на майской Е3 о том, что PS3 станет первым коммерческим продуктом с революционным чипом на борту. В ходе конференции публику удивляли памяными роликами

,
,
, а также
, по графике схожей с CG-фильмом Advent Children. На стенде можно было полюбоваться на макеты приставки и джойпад, прозванный за свою форму "рогаликом". Последнему не суждено было попасть в широкое производство - на основе полученного тогда фидбека, Sony убила этот контроллер в зародыше.
.

 

[more=Скриншоты]

 

 

[/more]

 

Аудитория активно обсуждала анонс и продолжала играть в игры. На PS2 их в 2005 вышло традиционно много. Отметим God of War, Resident Evil 4, Guitar Hero, Shadow of the Colossus, Burnout Revenge, Dragon Quest VIII, Gran Turismo 4, Tekken 5, Splinter Cell: Chaos Theory, Psychonauts, We Love Katamari, Prince of Persia: The Two Thrones, Soul Calibur III, Midnight Club 3, TimeSplitters: Future Perfect, Fahrenheit, Sly 3, Devil May Cry 3, Shin Megami Tensei: Digital Devil Saga 2, The Warriors, Ratchet: Deadlocked, Need for Speed: Most Wanted, Fatal Frame III, SSX On Tour, DarkWatch, Radiata Stories, Genji: Dawn of the Samurai, Xenosaga II, FlatOut, Wild Arms: Alter Code F и Killer 7.

http://i.imgur.com/jUyIv9O.png

 

Материал подготовлен на основе тематических публикаций

CVG, IGN, Wikipedia и статистических данных GameRankings.

 

Изменено пользователем Xa4apuri
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...