Перейти к содержанию

Авария на ленинградке


Su Suum

Рекомендуемые сообщения

http://www.autoreview.ru/_archive/section/...SECTION_ID=2173

Прочитано 9093 раз

Рубрика: Прямоток

Год публикации: 2010

АР №: 18

 

 

Эту аварию Россия не может забыть до сих пор. Утром 25 февраля на столичном Ленинском проспекте при столкновении двух автомобилей Citroen С3 и Mercedes S 500 погибли две женщины-врача. Следствие длилось полгода и в итоге подтвердило первоначальную версию ГИБДД: виновата погибшая Ольга Александрина, а водитель Мерседеса ни при чем.

 

Верите? Мы — нет.

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/imgp0997.jpg

Место аварии, фото из материалов следствия. Весь наш опыт краш-тестов говорит, что при смещенном ударе автомобили никогда не отбрасывает в сторону препятствия — только от него. Значит, столкновение произошло на разделительной полосе?

 

Они уже достали всех. До печенок, до судорог ненависти, до «предчувствия гражданской войны», о котором еще лет 20 назад пел Юра Шевчук, музыкант. Хозяева жизни в черных седанах с тонированными стек­лами, мигалками, крякалками и блатными номерами серий ЕКХ, АМР или ССС плевать хотели на законы и правила — и им всегда все сходит с рук. Поэтому так и взбеленилась общественность, когда инспекторы ДПС сразу после аварии на Ленинском безапелляционно заявили о виновности Ольги Александриной — мол, это ее Citroen выехал на встречную полосу и протаранил ни в чем не повинный лукойловский Mercedes.

 

Авария произошла буквально в сотне метров от нашей редакции, но никого из нас в восемь утра на работе не было. Однако через пару недель я созвонился с сестрой погибшей Ольги Александриной — и мы вместе с тремя автоэкспертами осмотрели разбитый «це-третий».

 

Кузов после лобового смещенного удара — как в наших краш-тестах: силовая клетка цела, стойка лобового стекла лишь чуть изогнулась… Двери, правда, от удара заклинило: правую спасателям вообще пришлось оторвать. Но в целом кузов выдержал — недаром Citroen C3 заработал четырехзвездный рейтинг EuroNCAP и 13 баллов из 16 возможных за защиту передних седоков при фронтальном ударе.

 

Может, Александрина и ее свекровь Сидельникова погибли, потому что не были пристегнуты?

 

Однако характерные оплавленные следы на лямках показали, что работали оба ремня — и водительский, и пассажирский. Но поразила длина оплавленных участков — около 37 сантиметров! Во время наших краш-тестов при ударе о неподвижный барьер на скорости 64 км/ч вытяжка ремня из катушки никогда не превышала 4—7 сантиметров. Даже если учесть растяжение ремня под колоссальной нагрузкой в сотни килограммов при давлении тела с перегрузками в десятки g, то 37 см — это очень много. Значит, энергия столкновения была гораздо выше, чем при «евронкаповском» краш-тесте на 64 км/ч.

 

Буквально на следующий день после нашего осмотра Сitroen забрали для следственных действий. «И воцарилась тишина, согретая дыханьем зала, и вся советская страна за этой девочкой стояла…»

 

Следствие было закрыто 27 августа. А спустя десять дней сам глава московской милиции Владимир Колокольцев на пресс-конференции под многозначительным названием «Безопасность начинается с доверия» заверил журналистов, что «данное уголовное дело расследовалось объективно и никакого давления на следствие не оказывалось». Так и хочется продолжить проникновенными словами гимнописца Михалкова: «И это та была минута, когда в порыве против Зла Добро сильнее, чем валюта!»

 

Более того, милиционеры выложили на интернет-сайте petrovka-38.org... Увы, не все материалы уголовного дела, как обещал перед телекамерами Колокольцев. Нет ни исследовательской части автотехнической экспертизы, ни полноценной схемы ДТП, есть протоколы допросов всего восьми из 23 опрошенных свидетелей.

 

Но многое все же опубликовано.

 

Следователи изъяли из обеих машин электронные блоки систем безопасности и отправили их на экспертизу «на заводы-изготовители». Ситроеновским специалистам (почему-то в Ингольштадте), несмотря на повреждение блока, удалось точно определить, что подушки и преднатяжители ремней сработали на скорости 75 км/ч. А вот с Мерседесом все туманнее. В принципе S-класс в кузове W221 — это компьютер на колесах. Конечно, отдельного «черного ящика» там нет, но если бы Mercedes сразу отвезли к официальному дилеру, не отключая питание аккумуляторной батареи, то можно было бы получить последние данные о скорости и ускорениях автомобиля, об угле поворота руля, о степени нажатия педали газа… Все маневры Мерседеса были бы как на ладони!

 

Но в отчете указана лишь одна точная цифра — система стабилизации Мерседеса зафиксировала «отклонение сигнала» от датчика оборотов левого переднего колеса при 33 км/ч. В итоге немцы смогли лишь очертить диапазон скоростей, в котором предположительно произошел удар — от 35 до 45 км/ч.

 

Судя по выложенной в интернет видеозаписи с камеры наблюдения, картина правдоподобная. Ведь вице-президента Лукойла Анатолия Баркова везли на работу в центр, и на площади Гагарина Mercedes уперся в хвост обычной утренней пробки перед светофором на примыкании улицы Стасовой. А вот Сitroen Ольги Александриной двигался из центра в область свободно, где все держат как раз 70—80 км/ч.

 

Если бы помедленнее…

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/200/lipa.jpg

Так выглядит протокол допроса второго из двух свидетелей, показания которых легли в основу обвинения Александриной. Автомобиль этого очевидца на видеозаписи не появляется, время составления исправлено (сама авария произошла в 7 часов 55 минут)

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/200/img_1722.jpg

Длина оплавленных участков лент при скольжении в проушине верхней точки крепления — около 37 см

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/200/img_1676.jpg

После аварии Citroen пару недель простоял во дворе. Деформация передка подтверждает выводы экспертизы: удар был почти строго по встречному курсу с примерно половинным перекрытием

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/200/img_1729.jpg

Ремни и подушки не смогли удержать обеих женщин — удары о руль и переднюю панель оказались слишком сильными

 

Физика неумолима: кинетическая энергия зависит от скорости квадратично. На «евронкаповских» 64 км/ч Citroen С3 снаряженной массой около 1100 кг с двумя людьми на борту (плюс еще 150 кг) обладает кинетической энергией в 196 килоджоулей, а на 75 км/ч — уже 271 кДж. Плюс примерно 135 кДж встречного полноприводного «пятисотого», который с полным оснащением и тремя людьми на борту весит около 2,7 тонны — и… Кузов Ситроенчика выстоял, подушки раскрылись, ремни сработали, но энергия столкновения была слишком велика: ограничители усилия ремней травили лямки, чтобы не допустить переломов грудной клетки, однако обе женщины слишком сильно ударились головой о руль и переднюю панель. Ольга Александрина погибла на месте, а сидящая справа Вера Сидельникова скончалась чуть позже: черепно-мозговая травма.

 

Но кто виноват в аварии? На чьей полосе произошло столкновение?

 

На фотоснимках обломки машин и осыпавшаяся с колесных ниш земля разбросаны по разделительной полосе, которая выделена посредине проезжей части сплошными линиями разметки. Расположение обоих автомобилей — точь-в точь как после краш-тестов real-life safety, когда исследователи сталкивают на встречных курсах два автомобиля разной массы с половинным перекрытием передков. А ведь именно так, судя по заключению экспертизы, и вонзились друг в друга Mercedes и Citroen!

 

Логично предположить, что столкновение произошло по обоюдной вине водителей — примерно посередине разделительной полосы.

 

Причем у следствия есть показания трех свидетелей, автомобили которых двигались в центр по левой полосе перед Мерседесом. Все трое в один голос уверяют, что S-класс сначала встал за ними в заторе, но потом внезапно выехал на разделительную и частично на «встречку» — и столкнулся с Ситроеном! Кстати, один из свидетелей, водитель светлого внедорожника Suzuki Grand Vitara, за которым стоял Mercedes, сразу после аварии позвонил в эфир радиостанции Серебряный Дождь.

 

Но следователи ему не верят! И двоим другим попутчикам Мерседеса — тоже. Потому что их показания «противоречат материалам следствия».

 

Вместо этого милиция полагается на показания двоих свидетелей, которые вели свои автомобили из центра в область рядом с Ситроеном. Оба уверяют, что Citroen ехал по левой полосе быстрее потока, то есть со скоростью около 100 км/ч. Потом без видимого повода Александрина резко приняла вправо, заставив уйти из четвертой полосы ВАЗ-2114 одного из свидетелей, затем, испугавшись, вырулила обратно влево — и в неуправляемом заносе выехала на… встречную полосу. Где и «произвела столкновение с Мерседесом».

 

Стоит ли говорить, что водитель и охранник Анатолия Баркова, которые, по данным следствия, сидели пристегнутыми на передних креслах, в один голос повторяют то же самое?

 

Любопытно, что Барков в самом конце своей объяснительной добавляет: «Хочу уточнить, что перед столкновением мы ехали с постоянной скоростью, вместе с попутным потоком транспорта, не останавливались и в заторе не находились». А следователи уверяют нас: «На видеозаписи видно, что затора в данном направлении нет, оснований для выезда на резервную или встречную полосу у водителя Мерседеса никаких не было».

Как не было? Все же тормозят, причем за 600 метров до светофора!

 

Но если следствие признает наличие затора, то версия о вылетевшем на «встречку» Ситроене разлетится в прах! Машина на скорости 75 км/ч просто не найдет места для того, чтобы вклиниться в зазор между плотно идущими друг за другом автомобилями на встречной полосе и влететь в Мерседес строго по прямой.

 

А что до оснований для выезда Мерседеса на «встречку»… За шесть минут видеозаписи по разделительной полосе, частично захватывая и встречную, проносятся три черных седана — и первый из них, Audi А8, тоже без мигалки, как и лукойловский Mercedes. Более того, был как минимум и четвертый автомобиль на разделительной. Это черный седан, похожий на Volvo S80, который движется сразу за лукойловским Мерседесом. На видеозаписи хорошо видно, как он упирается в хвост S-класса и, когда тот скрывается за щитом, начинает выползать левее для обгона.

 

Что было дальше? Может быть, за те 20 секунд и 50 метров, что отделяют границы зоны видимости камеры от места аварии, черный Volvo обошел по «встречке» ползущий по левой полосе Mercedes, ушел вперед — и это именно его испугалась Александрина, резко приняв вправо? А потом, когда она сделала не очень умелую попытку вернуться на свою полосу, Citroen заскочил наполовину на разделительную. Случайно. А навстречу ему — но только намеренно! — тот же маневр совершил водитель Мерседеса, который решил последовать за Volvo.

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/1.jpg

Видео с единственной видеокамеры наблюдения, в поле зрения которой попал Mercedes перед аварией. На этом кадре — Ленинский проспект в 7 часов 53 минуты, за две минуты до столкновения: полосы в область свободны, а в центр собирается пробка до светофора у улицы Стасовой (до него еще 600 метров)

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/2.jpg

Лукойловский Mercedes появляется в кадре камеры наблюдения в 7:55:11 уже c включенными стоп-сигналами — водитель тормозит вместе с замедляющимся потоком. Согласно материалам следствия, перед ним едет Suzuki Grand Vitara одного из свидетелей аварии, еще через одну машину — серебристый седан другого свидетеля. Показания обоих следователи в расчет не примут

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/3.jpg

В 7:55:21 Mercedes снижает скорость до 20—30 км/ч и скрывается за щитом, оставаясь в левой полосе. За Мерседесом едет черный седан — предположительно Volvo S80. До места аварии остается примерно 50 метров

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/4.jpg

В 7:55:24 идущий за Мерседесом седан начинает смещаться влево, на разделительную полосу. Согласно протоколу допроса водителя Suzuki Grand Vitara, он остановился в пробке и на несколько секунд отвлекся на управление магнитолой. Возможно, именно поэтому его объехал по разделительной сначала Volvo, а потом и Mercedes

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/5.jpg

 

В 7:55:40 по четвертой полосе встречного движения из центра едет ВАЗ-2114 темного цвета ключевого свидетеля — это он уверяет, что Citroen прижал его вправо, а потом в заносе вылетел на «встречку». Но на видео эту «четырнадцатую» обгоняет совсем другой автомобиль — темный кроссовер, который едет по левой полосе. Очевидно, что авария произошла уже после их проезда!

 

Но в материалах следствия про Volvo S80 вообще ни слова. Равно как и про свежие царапины на правом крыле Мерседеса. Откуда они на лукойловской машине? Может, от контакта с каким-то автомобилем на левой полосе, куда водитель S-класса попытался спрятаться от встречного Ситроена? Но допрошенный водитель Баркова Владимир Картаев сообщает лишь, что от удара он «кратковременно потерял сознание и как далее двигалась его автомашина не видел». Соответственно, как его Mercedes оказался наполовину на разделительной, объяснить не может. «Упал, очнулся — гипс».

 

За него это делают господа В. В. Строгалев и И. Н. Барышников, которые выполняли автотехническую экспертизу по заданию московского ГУВД. Согласно их заключению, Mercedes после удара продолжил двигаться вперед по левой полосе — и сместился влево на разделительную из-за… заблокированного левого переднего колеса.

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/imgp1011.jpg

Mercedes, фото из материалов следствия. О царапинах на правом переднем крыле ничего

не упоминается: откуда они?

 

Какой же разворачивающий момент должна была создать единственная шина Nokian Hakkapeliitta 4 на снежной каше, чтобы враз сдернуть почти трехтонный автомобиль влево?

 

Мы в Авторевю, конечно, не сертифицированные автотехэксперты. Мы автожурналисты. Но за последние 13 лет мы провели около полусотни краш-тестов и изучили десятки других экспериментов. И ни разу — слышите, ни разу! — автомобиль после смещенного удара не отбрасывало в сторону препятствия. Только от него!

 

«Я не помню еще уголовных дел, по которым мы обращались бы в такое количество инстанций, — похвастался на пресс-конференции Колокольцев. — Я уверен, что большинство скажет — да, было сделано все».

 

Что скажете, большинство?

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/200/imgp1003.jpg

Место аварии, фото из материалов следствия. Хорошо видно, что осыпь пластика и грязи — на разделительной, а не на левой полосе по направлению в центр

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/200/imgp1013.jpg

Поперечный след на сплошной линии разметки рядом с Ситроеном — свидетельство того, что его после удара выбросило на свою полосу с разделительной. Но не со встречной!

 

Точная скорость Мерседеса перед ударом не установлена. Достоверной схемы ДТП нет. Кинематика столкновения не исследована, нет даже попытки составить векторную модель аварии или провести математическое моделирование. Даже эксперты Строгалев и Барышников отдельным пунктом заключения указывают: «Координаты места столкновения, указанные водителем Картаевым В. Ю. и зафиксированные в протоколе осмотра места ДТП… не соответствуют установленным элементам механизма столкновения автомобилей Citroen C3 и Mercedes-Benz S 500».

 

Зато следователи щедро рассылали запросы в Космические войска на предмет наличия снимков со спутников. Но так и не обратились к специалистам по пассивной безопасности Дмитровского полигона и АвтоВАЗа — уже не говоря про Daimler и Citroen.

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/459851_781644_2835_1960_912889999.jpg

 

http://www.autoreview.ru/archive/2010/18/pryamotok/JPEG/crash.jpg

У мерседесовцев огромный опыт проведения встречных смещенных краш-тестов. Взгляните на этот удар, где сталкиваются smart и E-класс с примерно таким же соотношением масс. Похоже, не правда ли?

 

И после всей этой неразберихи, усиленной мутными показаниями немногочисленных свидетелей (из которых только один заявляет, что видел сам момент удара), следствие уверенно делает вывод о том, что авария произошла на встречной для Ситроена полосе.

 

Так может, следствие просто не предполагало поисков истины — даже несмотря на особый контроль президента России Дмитрия Медведева? И милиции с самого начала нужно было любой ценой выгородить того, кто сидел за рулем Мерседеса, — и доказать, что он не выезжал на разделительную? Потому что в противном случае именно он будет виновником аварии, а не Александрина. Да, она превысила скорость и выехала на разделительную, но сделала это по ошибке — и своими действиями создала предпосылки для аварии. А вот причиной столкновения в таком случае станет выезд Мерседеса из своего ряда на разделительную полосу, которая нарисована посередине широченного проспекта для безопасности, для страховки от лобовой аварии при ошибках водителей. А не для того, чтобы объезжать заторы на черных автомобилях с номерами АМР, ЕКХ или ССС.

 

Увы, авария на Ленинском даже после окончания следствия стала еще одним кирпичиком в стене, которая отделяет гипотетическое светлое будущее России от темного феодального прошлого. «А за княжеского тиуна 80 гривен. А за смерда или холопа 5 гривен». Это вира, штраф в княжью казну на убийство человека того или иного сословия согласно своду законов XI века, известному как Русская Правда. Немногое изменилось в наших широтах за тысячу лет: жизнь смерда куда дешевле. И он всегда может оказаться виноватым — ведь товарищ волк знает, кого кушать. «Сказал — и в темный лес ягненка поволок». А остальным остается или смирно пастись, не обращая внимания на волчий вой, или самим завыть, чтобы постараться стать частью стаи с блатными номерами.

 

Или, чинно стуча копытами, удалиться в сторону моря.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

имхо комментировать нечего.

 

хотя, если бы автор избегал пассажей в духе

А не для того, чтобы объезжать заторы на черных автомобилях с номерами АМР, ЕКХ или ССС.

статью можно бы было попробовать считать независимой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

млять... да заепли уже... уберите название конторы откуда он и возможно поддержу... сделали культ бля.

 

ежедневно хер знает сколько народа умирает в автоавариях... а тут епте.. .2 чела и один с известной конторы... а че не пишите про тех кто убил 4х человек на остановке и свалил??? и его не нашли... а что чел сбил женщину с годовалым ребенком? и тоже безнаказан... писец....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а че не пишите про тех кто убил 4х человек на остановке и свалил??? и его не нашли... а что чел сбил женщину с годовалым ребенком? и тоже безнаказан... писец....

Тема как раз в этом - безнаказанности. Чем выше человек в должности, тем он неуязвимее. Пох, Лукойл или Газпром или Интеко. Пишут про всех, и оплакивают всех. А осуждают только простых, у кого денег меньше чем у Баркова, к примеру.

 

Я тему просто решил отписать, без задней мысли. Спорить не буду, каждый всё равно останется при своём мнении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...
  • 2 недели спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...