Перейти к содержанию

JagdPz IV (ПТ-Сау)


P1RoG

Рекомендуемые сообщения

История создания

 

В конце 1942 года немецкая фирма "Крупп-Грузон" получила от управления вооружений задание на разработку штурмового орудия на базе среднего танка Pz.Kpfw IV. Параллельно с "Крупп-Грузон" выпуском Pz IV занимался ряд других фирм. Одна из них, "Фомаг", тоже представила свой вариант штурмового орудия на базе Pz IV. Деревянный макет был продемонстрирован в декабре 1943 года Адольфу Гитлеру, а в начале следующего 1944 года "Фомаг" начала серийное производство Sturmgeschutz neuer Art mit 7.5cm PaK L/43 auf Fahrgestell Pz.Kpfw IV, поначалу вооруженных 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра (как на StuG III Ausf F). Самоходка получила ведомственный идентификатор Sd.Kfz.162. Похожую машину построили и в фирме "Крупп-Грузон" с использованием бронерубки от StuG III, которая продолжила линию развития "чистых" штурмовых орудий (по крайней мере в системе обозначений образцов бронетехники) и именовалась как StuG IV или Sd.Kfz.167. Судьба детища фирмы "Фомаг" сложилась иначе.

Неуклонный количественный и качественный рост бронетанковых войск Красной Армии и англоамериканских вооруженных сил требовал все больше эффективных средств для борьбы с ними. Низкосилуэтная машина фирмы "Фомаг" весьма неплохо подходила для такого применения, поэтому ее быстро перевооружили более мощной 75-мм пушкой с длиной ствола в 48 калибров и перевели в класс истребителей танков (или безбашенных танков-истребителей) JagdPanzer. Соответственно было заменено и обозначение на JagdPz IV. Ведомственный идентификатор, однако, остался прежним.

 

Однако по своему основному вооружению JagdPz IV был идентичен последним модификациям базового танка Pz IV. Отсутствие вращающейся башни снижало эффективность использования пушки в бою, да и к середине 1944 года ее действие против новых танков стран антигитлеровской коалиции уже нельзя было назвать достаточным. Поэтому логичным шагом стало оснащение Sd.Kfz.162 длинноствольным 75-мм орудием с длиной ствола в 70 калибров от "Пантеры". Эта модификация обозначалась в ведомственном идентификаторе как Sd.Kfz.162/1, а общеармейское название сменилось на Pz IV/70(V), но иногда, "по старой памяти", его именовали JagdPz IV/70(V). Первые образцы покинули сборочные линии фирмы "Фомаг" в августе 1944 года, а в декабре того же года они полностью заместили в производстве первый вариант с 75-мм орудием с длиной ствола 48 калибров. Наличие буквы "V" (с нее начинается название фирмы "Фомаг" в родном немецком написании - Vomag) в общеармейском индексе не случайно. Дело в том, что с того же августа 1944 года фирма "Нибелунген" начала выпуск очень похожей машины с тем же вооружением, на том же базовом шасси и идентичного с Pz IV/70(V) назначения. Поскольку ее проект разработала фирма "Алькетт", то она получила обозначение Pz IV/70(A) при том же ведомственном идентификаторе Sd.Kfz. 162/1. От "фомаговского" варианта "алькеттовский" отличался устройством боевой рубки - у машины Pz IV/70(V) рубка по существу была органичной частью бронекорпуса, а у Pz IV/70(A) она была надстройкой над стандартным шасси Pz IV вместо башни. Как следствие, "алькеттовский" вариант имел гораздо большую высоту и на 1.5 тонны большую массу, чем "фомаговский", что не лучшим образом сказалось на его боевых качествах.

 

С технической точки зрения Pz IV/70(V) представлял собой несколько модифицированное шасси от Pz.Kpfw IV позднего выпуска. От исходного варианта Pz IV/70(V) отличался формой лобовой оконечности, которая имела более выгодные углы наклона броневых листов. Боевая рубка органично интегрировалась в бронекорпус, незначительно возвышаясь над уровнем моторного отделения базового шасси. В итоге общая высота машины составляла всего 1850 мм, что даже меньше аналогичной характеристики знаменитого немецкого истребителя танков "Хетцер" на базе чешской машины LT-38. Лобовое бронирование помимо хороших углов наклона обладало существенной толщиной - до 80 мм. 75-мм орудие монтировалось с использованием маски типа "кабанья голова" и выступало далеко вперед за габарит корпуса. Большая масса лобового бронирования и орудия привели к значительной перегрузке ходовой части машины, особенно опорных катков передней тележки. Поэтому для повышения срока службы их стали собирать без резиновых бандажей. Той же причиной объяснялось и недостаточная поворачиваемость самоходной установки. Экипаж Pz IV/70(V) состоял из 4 человек - механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира, причем последний не имел командирской башенки для своего рабочего места. Машины разного времени выпуска имели незначительные вариации в конструкции, например в числе поддерживающих катков. Более ранние машины имели 4 поддерживающих катка на борт, как у базового шасси Pz.Kpfw IV, у последующих это число уменьшили до трех. Большинство выпущенных самоходок снабжалось бортовыми броневыми экранами, защищавшими машину от кумулятивных снарядов и пуль противотанковых ружей.

 

В качестве специализированного истребителя танков все модификации JagdPz IV фирмы "Фомаг" были очень грозным противником, особенно JagdPz IV/70. Хорошее лобовое бронирование, мощное вооружение и традиционно качественные немецкие приборы прицеливания позволяли самоходке успешно бороться со всеми типами танков армий стран антигитлеровской коалиции. Более того, не будет особо большим преувеличением утверждение о том, что за исключением наших ИС-2 любой другой тип танка союзников был против пушки JagdPz IV/70 не намного большей защитой, чем картонная коробка. А по сравнению с "Пантерой", где эта пушка была установлена изначально, достигалась существенная экономия в средствах. Но, как и у всякой техники, наряду с несомненными достоинствами JagdPz IV имел и серьезные недостатки. В первую очередь к ним надо отнести недостаточную поворачиваемость и тонкую бортовую броню. Атака с фланга даже более слабого по классу противника была для JagdPz IV смертельно опасной. А обнаружение такой опасности было затруднено - у машины не было командирской башенки с круговым обзором. Вторым существенным недостатком JagdPz IV являлось слабое действие осколочно-фугасного 75-мм снаряда по небронированным целям и живой силе неприятеля. Поэтому как в атаке, так и в обороне самоходка нуждалась в прикрытии со стороны своей пехоты, чтобы нейтрализовать угрозу со стороны пехоты противника. Можно также отметить высокое удельное давление JagdPz IV на грунт и связанные с ним проблемы с проходимостью. Однако на западно- или центральноевропейском театре боевых действий с хорошо развитой дорожной сетью этот недостаток не имел решающего значения.

http://www.ipicture.ru/uploads/100718/geSZA3bK1Y.jpg

 

©

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
  • 1 месяц спустя...
хз что с ней сделали..но у нее слетают ОБЕ гусеницы с одного попадания...

 

Это да, выстрел в любую часть корпуса с вероятностью 50% сбивает гусли, либо ломает движок - а дальше уже болты, если вражина не будет тупо стоять и смотреть на тебя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...