Перейти к содержанию

Трагическая судьба Бурана


Antonius_Klenkus

Рекомендуемые сообщения

Идея использовать крылья на возвращаемом космическом аппарате возникла сразу же с началом полетов в космос. Это объяснялось желанием использовать потенциальные возможности земной атмосферы (в первую очередь, управляемое торможение и точное маневрирование) и тем авиационным заделом, с которым первые ракетчики пришли в космонавтику. Поэтому наличие крыльев на спускаемом аппарате, движущимся в атмосфере, выглядело простым и логичным.

Во второй половине 50-х годов в ЦАГИ приступили к исследованию гиперзвуковых пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Первые официальные упоминания о "космолетах" ("космопланах") - аппаратах типа самолетов, способных летать на чрезвычайно больших высотах и в околоземном космосе - появились в 1958 году в планах Министерства обороны СССР, очерчивающих основные направления деятельности советских ВВС на ближайшие 25 лет. Предполагалось, что разрабатываемые аппараты смогут достичь скоростей свыше М=10 и высот полета более 60 км.

Вскоре в ОКБ-23 и ОКБ-256 Госкомитета по авиационной технике началась разработка проектов пилотируемых "космопланов", запускаемых на орбиту трехступенчатой модификацией МБР Р-7.

У истоков советской космического программы стояли две выдающиеся, яркие личности - президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш и Главный конструктор Сергей Королев. Энергия и авторитет этих двух человек, глубоко понимающих сложнейшую задачу изучения космоса, беззаветно веривших в реальность ее выполнения, действительно определили лидирующее положение СССР в мировой космонавтике в конце 60-х - начале 70-х годов. Академия наук СССР приняла тогда дальновидную программу изучения космоса, предложенную группой ученых во главе с М.Келдышем. Непосредственным руководителем и организатором ее выполнения стал Главный конструктор академик С.Королев.

В этой программе было два основных научных направления:

* исследование космического пространства Луны, Венеры и Марса при помощи космических аппаратов;

* исследование и освоение околоземного космического пространства как аппаратами-спутниками Земли, так и экипажами космических кораблей.

 

После смерти М.Келдыша и С.Королева эта программа претерпела резкие изменения с точки зрения ее научного обоснования. Причем немалую отрицательную роль в этих изменениях сыграл тогда президент АН СССР Гурий Марчук, сменивший на этом посту М.Келдыша, направивший всю деятельность Академии наук СССР в области изучения космоса на службу военно-промышленному комплексу (ВПК). Руководство и организация выполнения космических программ перешли непосредственно к ЦК КПСС и в "цепкие" руки ВПК. В результате перестала существовать единая научная концепция освоения космического пространства, разработанная С.Королевым, стало неизвестным, кто несет ответственность за реализацию или срыв того или иного космического проекта.

И вот в самый светлый год перестройки взлетел "Буран". По ряду показателей он был лучше американских шаттлов. Мощность ракетной системы превосходила одну из крупнейших в мире Красноярскую ГЭС в 22 раза! И мы возликовали - мечта становилась явью. "Буран" показался свидетельством верного политического курса, ковром-самолетом, на котором мы умчимся в светлое будущее. Автор этих строк в самом перестроечном журнале восторженно написал: "Буран" - это тот успех, которого мы ждали, это первая ласточка перестройки".

Наивность граничила со слепотой. "Буран" если и был символом, то ранней перестроечной наивности. Если уж сравнивать его с представителями отряда пернатых, то не ласточкой был наш шаттл - скорее, умирающим лебедем. Что подтвердилось очень скоро. И тем, что сам он остался на земном приколе, и тем, что орбитальный "Мир" преждевременно затопили, и тем, что сократили свою орбитальную группировку до стратегически опасного рубежа.

Идея многоразовых космических аппаратов соблазнительна. Ракеты после старта пропадают без следа - это расточительство. К тому же они не позволяли вернуть с орбиты важные грузы. О многоразовых системах упоминал вечный прозорливец Циолковский. Инженер-романтик Фридрих Цандер начертил реактивный космический самолет. К этой теме подступались Королев и Туполев, дальше всех продвинулся авиаконструктор Мясищев. Он прекратил работы, когда пришлось занять место знаменитого Челомея, но именем Мясищева названо КБ, где велись ключевые работы по "Бурану". Малоизвестный факт: в 1967 году Юрий Гагарин в Военно-воздушной академии защищал дипломный проект по многоразовым космическим кораблям.

 

Постановление о начале работ по самолету "Буран" вышло в 1976 году. Американцы тогда закрыли программу тяжелых ракет и орбитальных станций и уже вовсю сооружали "Спейс Шаттл". Напуганный Брежнев наложил вето на ракету "Вулкан", которая была в 4 раза мощнее "Протона" и доставала до Луны, и дал команду догонять США по многоразовым системам. После провала лунной экспедиции и четырех аварий суперракеты Н1 советское руководство не теряло надежды вернуть статус великой космической державы. Но в застойные годы наша заинтересованность в многоразовых системах категорически отрицалась, и в начале перестройки почти готовый "Буран" выскочил неожиданно, как черт из коробочки.

Первый старт шаттла "Колумбия" состоялся 12 апреля 1981 года. Отчасти НАСА помогла оказавшаяся в их руках документация по немецким аппаратам Зенгера и Бредта, а создатель легендарной "Фау-2" Вернер фон Браун вообще возглавлял многие программы США. Облегчала жизнь и разбросанная по миру, от острова Пасхи до Марокко, сеть посадочных полос для шаттла. У "Бурана" было три полосы - в Крыму, у озера Ханка на Дальнем Востоке и аэродром "Юбилейный" на Байконуре.

Уже одно это требовало принципиальных отличий двух систем по энерговооруженности, по двигательным установкам, даже по топливу.

Но в конструкции было много своеобразия. Прежде всего система "Спейс Шаттл" - это единый блок, ни на что другое, кроме подъема космического челнока, она не годится. "Буран" стартовал на самой мощной в мире ракете "Энергия", которую можно использовать для любых грузов. Наши двигатели работали на жидком кислород-керосиновом топливе. У американцев первая ступень, погубившая "Челленджер", работала на твердом порохе. Пороховые двигатели в случае сбоя нельзя выключить, и конгресс выдал НАСА разрешение считать эти установки нерасчетными. Нашим двигателистам во главе с академиком Глушко о такой "броне" мечтать не приходилось.

Ступени нашей ракеты включались поочередно, у американцев все с первой секунды полыхало сразу. (Не исключено, этот напор стал причиной повреждений погибшей "Колумбии".) И самое заметное: наш аппарат умел летать в беспилотном режиме. В конечном итоге, как считают некоторые эксперты, чрезмерная усложненность бортового комплекса управления, для которого пришлось создать даже свой язык программирования "Пролог", и оставила "Буран" на вечном земном приколе. Хотя его ресурс достигал 100 орбитальных полетов.

Притормозила "Буран" и структурная неэффективность экономики. Слишком много ведомств отвечали за корабль, рвали его, как одеяло, на части. У каждого была своя стратегия, свои аппетиты, но кусок был один. В дряхлеющем ЦК думали уже не столько о деле, сколько потакали нужным людям. Собрать в единую команду сотни предприятий, КБ и институтов, разбросанных по гибнущему государству, было уже невозможно. Проблемой для "Энергии" стало нежелание завода "Южмаш" в Днепропетровске модифицировать под общие задачи свой "Зенит". Заводом тогда руководил Леонид Кучма... Но в конструкции было много своеобразия. Прежде всего система "Спейс Шаттл" - это единый блок, ни на что другое, кроме подъема космического челнока, она не годится. "Буран" стартовал на самой мощной в мире ракете "Энергия", которую можно использовать для любых грузов. Наши двигатели работали на жидком кислород-керосиновом топливе. У американцев первая ступень, погубившая "Челленджер", работала на твердом порохе. Пороховые двигатели в случае сбоя нельзя выключить, и конгресс выдал НАСА разрешение считать эти установки нерасчетными. Нашим двигателистам во главе с академиком Глушко о такой "броне" мечтать не приходилось.

Ступени нашей ракеты включались поочередно, у американцев все с первой секунды полыхало сразу. (Не исключено, этот напор стал причиной повреждений погибшей "Колумбии".) И самое заметное: наш аппарат умел летать в беспилотном режиме. В конечном итоге, как считают некоторые эксперты, чрезмерная усложненность бортового комплекса управления, для которого пришлось создать даже свой язык программирования "Пролог", и оставила "Буран" на вечном земном приколе. Хотя его ресурс достигал 100 орбитальных полетов.

Притормозила "Буран" и структурная неэффективность экономики. Слишком много ведомств отвечали за корабль, рвали его, как одеяло, на части. У каждого была своя стратегия, свои аппетиты, но кусок был один. В ЦК думали уже не столько о деле, сколько потакали нужным людям. Собрать в единую команду сотни предприятий, КБ и институтов, разбросанных по всему государству, было уже невозможно. Проблемой для "Энергии" стало нежелание завода "Южмаш" в Днепропетровске модифицировать под общие задачи свой "Зенит". Заводом тогда руководил Леонид Кучма...

 

В декабре 1985 года "Буран" привезли на Байконур, но лишь весной 1987 года был назначен новый срок первого полета: июль-сентябрь 1987 года. Известно, что и он был сорван. Реально "Буран" был готов через год. 26 октября 1988 года Государственная комиссия назначает окончательную дату первого старта "Бурана": 6 часов 22 минуты 29 октября 1988 года. За 51 секунду до старта автоматика произвела "сброс схемы": площадка с одним из элементов системы прицеливания отъезжала слишком медленно. "Буран" стартовал 15 ноября 1988 года и успешно совершил свой первый и единственный полет в беспилотном режиме.

Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличие от «шаттла», который может совершать посадку только на ручном управлении. Данный факт: полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме — вошёл в книгу рекордов Гиннеса.

Полет "Бурана" стал чудом. Последним, прощальным чудом, сотворенным в СССР. Все было против: схема неоптимальна и нерасчетна, экономика слишком слаба. Но люди очень хотели, чтобы "Буран" поднялся в космос. И чудо-машина полетела вопреки логике, вопреки законам, но по российской традиции.

Было сделано 3 экземпляра этого тяжелого космического грузовика многоразового использования, один из которых благополучно побывал в космосе, а теперь бездействует и ржавеет. Второй экземпляр "Бурана" превращен в ресторан и открыт теперь для общего обозрения в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве. Судьба третьего экземпляра неизвестна. А ведущие специалисты, создавшие космический корабль "Буран" (НПО "Молния"), заняты теперь в порядке конверсии совершенно другой тематикой - разработкой технологического оборудования для переработки овощей.

И все-таки "Буран" погиб. Не в космосе - его единственный полет был безукоризненным. Космический корабль погиб на Земле.

В 1990 году работы по программе «Энергия»—"Буран" были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для лётных испытаний в атмосфере Земли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявшие ему взлетать с обычного аэродрома. В 1985—1988 годах его использовали в ЛИИ им. М. М. Громова (город Жуковский, Московская область) для подготовки лётчиков-испытателей перед полётами в космос.

Итак, глядя на "Буран", сиротливо стоящий в ЦПКО имени Горького, мы не можем не признать, что основания для пессимизма у нас есть. Ведь в создание этого космического корабля в комплексе с ракетой "Энергия" был вложен огромный труд специалистов НИИ, КБ, предприятий-смежников, израсходованы колоссальные финансовые средства. Однако те грандиозные цели, намеченные в начале разработки этого изделия, в конечном счете достигнуты не были. А жаль!.. В заключение приходится констатировать еще один порочный факт: во многих случаях работы по системе "Энергия" - "Буран" проводились в основном для того, чтобы продемонстрировать "ИБД" - эта рожденная на Байконуре аббревиатура расшифровывается как "имитация бурной деятельности". Такова печальная история "Бурана".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...