Перейти к содержанию

Фотоуроки - основы композиции. Урок №4. http://fotoshkola.net


antiz

Рекомендуемые сообщения

 

Линии в кадре

 

Для начала давайте разберемся, что мы имеем ввиду, когда говорим о линиях. Линия — это достаточно условное понятие, связанное с особенностью человеческого восприятия. Линией можно назвать прямую и кривую, которую можно найти в окружающем пространстве. Например, любая лестница — это множество параллельных линий ступеней. А у винтовой лестницы есть спиральная линия поднимающихся перил. Прутья забора — это тоже линии.

В разговоре о фотографиях чаще всего, вероятно, встречается словосочетание «линия горизонта». В обычной жизни мы так никогда не говорим, мы скажем просто «горизонт», потому что знаем, что линия эта условная. Но когда мы смотрим на плоскость кадра, мы не видим того, что Земля — это шар, а пространство над ним на самом деле практически пустое. Мы видим линию, разделяющую темную и светлую части кадра.

Как вы догадались, ключевым понятием здесь является «плоскость кадра». Мы привыкли видеть мир объемным, а вот фотография отображает его в плоскости. Поэтому, можно сказать, что любое изображение — это определенное сочетание линий в плоскости снимка. Именно об этих линиях и пойдет речь.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0850/thumb_600.jpg

Итак, еще раз подчеркнем, что в реальности как таковых линий нет. Это особенность человеческого восприятия. И эту особенность надо учитывать. Ведь наша задача — привлечь внимание зрителя и задержать его на снимке путем определенной организации его содержания.

Мы устроены так, что взглядом следуем по линиям. Кроме того, определенное сочетание и положение линий может складываться в фигуры и/или вызывать определенные эмоции.

Внимание привлекают пересечения линий, а также места возможного их схождения (если мысленно продлить линии). Внимание задерживается на изгибах линий, изломах.

Рассмотрим несколько примеров организации линий в кадре, и как каждый из способов влияет на восприятие.

Вертикальные линии

 

Вертикальные линии привлекают внимание более остальных. Можно также сказать, что они имеют больший композиционный вес. Если в вашем кадре оказывается ярко выраженная вертикальная линия, например, одиноко стоящее дерево, столб, человек, то можете быть уверены — этот объект станет доминирующим в кадре. Иногда стоит задуматься о том, не оказалось ли в кадре слишком много вертикальных элементов, возможно, стоит разбавить их горизонтальными.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0851/thumb_636.jpg

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0852/thumb_282.jpg

Вертикальная линия имеет также неприятную особенность разрезать кадр надвое. Если вертикальная линия прошла от верхней границы снимка до нижней, то такой снимок теряет свою целостность, разделяется на две части.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0853/thumb_600.jpg

Диагонали

 

Можно сказать, что диагональные линии обладают наибольшей энергией, большим потенциалом. Диагонали непременно ассоциируются с движением, они всегда динамичны. По типу восприятия зрителем диагональные линии можно разделить на нисходящие и восходящие. Если нарисовать квадрат, то нисходящей будет диагональ, прочерченная от верхнего левого угла к нижнему правому. И наоборот: линия, проведенная из нижнего левого угла в правый верхний воспринимается как восходящая.

На практике такой эффект можно применять разными способами. Можно совместить направление движения интересующего вас объекта с воображаемым направлением диагонали. Тогда ощущение движения ещё усилится. А если направить объект вашей съемки против движения диагонали, то можно задержать взгляд зрителя, заставить его рассматривать детали.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0854/thumb_636.jpg

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0855/thumb_282.jpg

Кстати, свойством диагональных линий вносить динамику можно объяснить и эффект «падающих» элементов в кадре (заваленные здания, наклонный горизонт).

Сходящиеся линии

 

Сходящиеся линии интересны тем, что задают направление движению взгляда. Для нашего подсознания они образуют невидимые стрелки. И этим можно пользоваться, помещая объект вашей съемки в место предполагаемого схождения.

Сходящиеся линии также влияют на восприятие пространства, но об этом мы поговорим чуть позже, когда будем разбираться с перспективой.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0856/thumb_600.jpg

Кривые

 

Кривые — это очень интересное явление. Если считать, что весь кадр состоит из линий, и про прямые разной направленности мы уже поговорили, то получается, что всё остальное состоит из кривых линий. Можно сказать и так. Но когда в композиции говорят о кривых, подразумеваются одна или несколько линий, доминирующих в кадре. Это может быть изгиб руки или петляющая дорога, наклонившийся цветок или развевающаяся лента.

По сути, нет большой разницы, какую конкретно форму имеет кривая линия, сколько раз и как сильно она изогнута. Имеет значение лишь то, как распорядиться ей в пространстве кадра. Однако, и кривые поддаются определенной систематизации. Чаще всего говорят о линиях, напоминающих по форме латинские буквы S и С. Иногда можно встретить упоминание об L- и Z-кривых. Хотя это уже не совсем кривые, а, скорее, ломанные линии. S-кривую ещё называют линией красоты. Считается, что она обладает наибольшей гармонией.

Кривые линии хорошо играют в кадре, заставляя двигаться взгляд зрителя. При этом их плавные очертания не вызывают суеты и способствуют гармонизации рисунка. Задача фотографа применительно к кривым заключается в том, чтобы в нужный момент не упустить их из виду. Заметить и показать в полной красе, гармонично вписав в пространство кадра.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0857/thumb_189.jpg

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0858/thumb_284.jpg

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0859/thumb_425.jpg

Перспектива

 

Понятие перспективы подразумевает, что чем дальше удален от нашего глаза объект, тем меньшим мы его воспринимаем. Визуально уменьшается не только размер предметов, но и расстояние между ними. В наших глазах удаленное пространство как бы сжимается. Этот эффект можно сознательно использовать при построении композиции. Самое интересное в том, что можно не только воссоздавать объем в плоскости кадра, но и, наоборот, лишать фигуры или целый сюжет объема, намеренно делая картинку более плоской.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0860/thumb_637.jpg

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0861/thumb_281.jpg

Линии играют важную роль в передаче перспективы. Объясняется это очень просто. Две удаляющиеся параллельные линии человек видит как сходящиеся. Поэтому, если в вашем кадре есть уходящая вдаль дорога или, к примеру, рельсы, то это добавляет кадру эффекта глубины, делает его более реалистичным. Конечно, не обязательно каждый раз искать дорогу, когда надо сделать кадр, передающий объем. Достаточно найти более подходящий ракурс. Изменяя точку съемки, можно не только показать объект с разных сторон, тем самым, более удачно передать его объем. Можно найти такую точку съемки, когда фотографируемый предмет будет выглядеть больше или меньше относительно своего окружения. Таким образом, вы как бы сравниваете объект вашей съемки с окружением.

Скрытые линии

 

Объекты в кадре пронизываются множеством невидимых связей, и скрытые линии лишь частный случай. Мы уже касались некоторых их проявлений. Например, направление взгляда людей в кадре. Следуя направлению взгляда в кадре, мы проходим по скрытой линии. Если развить тему человека в кадре, то срытые линии можно обнаружить в продолжении рук или пальцев, часто принимающих явную или не очень указательную форму.

К скрытым линиям можно отнести и предполагаемое продолжение движения. Об этом мы тоже говорили. Причем, дорисовывается не всегда прямая линия. Если объект перемещается по кадру по кривой, то и воображаемое продолжение этого движения будет иметь соответствующую траекторию.

Линии могут образовываться не только как продолжение чего-либо, но и как соединение однородных объектов. Например, когда мы говорим, что птицы летят «клином», подразумевается, что их строй образует фигуру в нашем воображении, хотя на самом деле ее нет.

Фигуры

 

Во многих книгах можно прочитать, что фотограф должен следить за появлением определенных фигур в кадре. Или даже стремиться строить композицию в виде фигур. Особенно часто встречаются упоминания о треугольниках, кругах и овалах. Реже можно встретить более обстоятельные исследования, где фигур больше десятка, и каждое изображение вписывается в ту или иную стандартную схему. Я настоятельно рекомендую обходить эти материалы стороной. Считаю, что они представляют интерес исключительно с позиции исследователя, но снимать, выискивая в кадре «песочные часы» или «весы» — это путь самурая :).

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/0862/thumb_800.jpg

Отдельно я бы хотел остановиться на треугольниках. Это самая часто упоминаемая фигура. О ней часто говорят, когда дают советы по съемке человеческого тела, построению поз. Считается, что треугольник — очень удачная форма организации объектов. Часто различают два типа треугольников. Первый: когда треугольник расположен одним из углов вниз, можно назвать его стоячим. Второй: когда треугольник обращен одним одним из углов вверх, тогда он лежачий. Стоячему положению приписывается обладание большой потенциальной энергией, а лежачему — спокойствие. И действительно, виртуальные треугольники довольно легко можно увидеть или мысленно построить. Все эти рассуждения, подкрепленные примерами, создают ощущение реального существования этой фигуры, придает ей значимость.

Я же придерживаюсь той точки зрения, что все фигуры, в том числе и треугольник — это способ систематизации визуальных образов, необходимый для описания накопленного опыта. Непосредственно в процессе съемки можно на 100% обходиться без преобразования всего окружающего в те или иные фигуры. Идет постоянная работа над наполнением кадра таким количеством объектов и таким образом их организации, чтобы в конечном итоге представить законченную работу, имеющую вполне конкретное воздействие на зрителя. Что же касается треугольника (я уделяю ему особое внимание как самой легковычленяемой фигуре), то здесь, на мой взгляд, объяснение очень простое. Если в кадре у вас есть две ярко выраженных точки, то их можно соединить линией. Как только в кадре появляется третий объект, можно дорисовать линии и до него, и получится треугольник. Треугольник — самая простая фигура. Даже если в кадре у вас квадрат, то всегда можно сказать, что он состоит из треугольников, и так с любой фигурой. Вы просто выбираете любые три точки и образуете треугольник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Задания к уроку №4 «Линии в кадре»

 

Изучаем линии в кадре

 

 

На этот раз задание усложняется. Для выполнения этого задания необходимо сделать новые фотографии. Как вы уже догадались, тема — линии. И они должны не просто быть в кадре, а играть в нем важную роль. Итак, вам нужно сделать кадры, содержащие следующие элементы:

 

– сочетание горизонтальных и вертикальных линий;

– явно выделяющаяся диагональная линия (или несколько);

– доминирующая кривая линия;

– сделать пару кадров с разным ощущением перспективы.

 

Для выполнения последнего задания нужно вспомнить, что на характер перспективных искажений влияет используемый объектив (или положение зума). Также на перспективу будет влиять ракурс съемки. Для прохождения задания вам необходимо сделать 3 фотографии на любую тему из списка выше, подписав в комментарии к какому сюжету сделана фотография.

 

Обращаю ваше внимание на то, что в качестве выполненного задания принимаются только фотографии, снятые вами специально для этого задания. Фотографии, которые вы сняли раньше, не подойдут.

 

И как обычно - примеры выполненных работ:

http://fotoshkola.net/system/photo/0053/0969/image-normal.jpg?1349100311

Вертикально - горизонтальная фотография ,с трудом нашел сюжет более менее приличный.

Других идей пока нет для такого задания.

комментарий учителя:

 

Андрей, хорошо справились, не только нашли подходящий сюжет, но и выбрали верную точку съемки, когда ключевые вертикальные элементы композиции не пересекаются друг с другом. Принимается!

 

Грамотно усилили акцент на верхней части, подчеркивая высоту вышек.

 

Эту деталь лучше заретушировать.

 

Нижняя часть расположена удачно и также несет некоторую смысловую нагрузку.

 

 

http://fotoshkola.net/system/photo/0052/4232/image-normal.jpg?1348586804

Ярко выраженная диагональ в кадре.

http://fotoshkola.net/system/photo/0052/4239/image-normal.jpg?1348586925

Доминирующая кривая линия.

http://fotoshkola.net/system/photo/0052/5384/image-normal.jpg?1348667662

Две фотографии, снятые с одной точки на разные фокусные расстояния, для изменения перспективы в кадре.

http://fotoshkola.net/system/photo/0052/5387/image-normal.jpg?1348667729

Изменено пользователем antiz
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...