Перейти к содержанию

Фотоуроки - Ритм и симметрия http://fotoshkola.net


antiz

Рекомендуемые сообщения

 

По просьбам читателей, продолжаем:

 

 

 

 

Ритм и симметрия

 

В этом уроке мы будем рассматривать вполне знакомое нам понятие симметрии с точки зрения фотографии. А также рассмотрим и постараемся уловить такое абстрактное понятие, как ритм. С него и начнем.

Ритм

 

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/1086/thumb_700.jpg

Скорее всего, первая ассоциация со словом «ритм» — это музыка. Чтобы понять, что такое ритм или ритмическая структура в фотографии, нужно копнуть немного глубже. Ритм — это определенный способ организации, подразумевающий чередование с определенным интервалом. Если рассматривать понятие ритма в такой общей формулировке, то можно заметить, что чередование предметов и событий обнаруживается повсюду. Например, разметка на часах сделана в строго определенном порядке. Т.е. все эти черточки объединяются в одну упорядоченную структуру, образуя, в целом, окружность. Ступени на лестнице также чередуются равномерно, образуя ритм. Вообще, в архитектурных объектах почти всегда прослеживается четкий ритм отдельных деталей. Научно установлено, что человек реагирует не только на свои собственные ритмы (дыхание, сердцебиение, ходьба и пр.), но и склонен вычленять ритмы извне и адаптироваться к ним.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/1087/thumb_700.jpg

Ритм можно найти не только в обстановке, созданной человеком. Природа также полна ритмов. Такие ритмы можно увидеть как в глобальных явлениях — смене времен года, дня и ночи, восхода и заката солнца, лунных циклах и др., так и в более сиюминутных проявлениях: в движении волн, в чередовании стволов деревьев, в расположении лепестков на цветке или в кристалликах снежинки.

Хорошо, ритм мы нашли. Но зачем он нужен в фотографии, и нужен ли вообще? Как мы уже выяснили в начале урока, ритм — это способ организации. А наша задача — организовать пространство в кадре. Таким образом, ритм — это один из инструментов фотографа для организации содержания снимка. Конечно, сам фотограф, как правило, ритм не создает. Но можно уловить его в окружающей действительности и постараться показать его зрителю.

Как мы уже отметили, человек как будто запрограммирован на нахождение ритмов. Поэтому присутствие некой ритмической структуры в кадре сразу задает определенный характер снимка. Ещё говорят, что ритм приводит к композиционной устойчивости. На практике это означает, что удачно выявленный ритм становится отличной основой для кадра, т.е. делает снимок привлекательным и одновременно гармоничным с точки зрения зрителя. Хотя при просмотре фотографий о ритме мы никогда не задумываемся, на подсознательном уровне этот способ организации пространства считывается очень четко.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/1088/thumb_700.jpg

Сама по себе ритмическая структура, присутствующая в композиции, может не вызвать значительного интереса. Но можно привлечь внимание зрителя, если что-то будет нарушать этот ритм или выделяться из него. Это могут быть тени или, например, необычный ракурс съемки. Ещё один вариант более четкого выделения ритма — показать только часть от общей картины. То есть, например, снять не всю цепь целиком, а взять крупно только несколько звеньев.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/1089/thumb_400.jpg

Наш курс не предполагает глубокого теоретического погружения в науку о композиции. Поэтому мне остается только вкратце упомянуть о том, что ритм может проявляться не только в чередовании конкретных предметов. Чередование может быть выражено цветом, светом или, например, формой. Также можно говорить о нарушенных ритмических структурах, «рваных» ритмах. Как всё это проявляется и влияет на содержание снимка, вам предстоит выяснить на практике

Симметрия

 

Симметрия — это ещё один прием на вооружении фотографа. Большинство советов по расположению предметов в кадре гласят примерно следующее: не располагайте объект съемки в центре кадра, используйте правило третей, выделите композиционный центр. Если следовать этим советам, то мы наверняка получим асимметричный кадр. И в этом нет ничего плохого. Просто это один из вариантов организации пространства кадра. И, так уж сложилось, в большинстве случаев он предпочтителен. Но надо четко представлять, что существует и симметричный вариант построения изображения.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/1090/thumb_700.jpg

100% ваших кадров могут быть построены симметрично, и при этом будут выглядеть просто замечательно. Но при одном условии: у вас есть четкое понимание того, зачем вы это сделали. Мотивация в духе «мне показалось, что так будет лучше» или «центральная композиция привлекает наибольшее внимание» здесь не подойдет. Скорее всего, ваши снимки в этом случае будут просто скучными.

Для чего же можно использовать симметрию?

 

Можно выделить два основных смысла, которые несет симметрия. Это обобщение и сравнение. Под обобщением мы подразумеваем то, что части образуют единое целое. А сравнение — это противопоставление одной части другой. Как и ритм, симметрия моментально привлекает к себе внимание, становится образующим элементом кадра.

Как и когда мы встречаемся с симметрией? Начнем с себя. Если не углубляться в анатомические подробности, то человеческое тело симметрично. Также симметричны многие вещи, созданные человеком: архитектура, машины, поезда, самолеты, мебель, — симметрия встречается везде. Даже монитор, с которого вы читаете этот текст, скорее всего, имеет симметричную форму. Тогда было бы логичным предположить, что симметрия должна буквально «лезть» из каждого снимка. Но на деле этого не происходит. И здесь мы подходим к самому важному и интересному.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/1091/thumb_700.jpg

Наличие симметрии в кадре определяется не свойством снимаемого объекта, а фотографом. Потому что стоит вам слегка поменять точку съемки, и симметричный объект становится асимметричным. И это то, о чем нужно помнить. Фотограф определяет геометрию объектов в кадре. Круг может стать овалом, а квадрат трапецией. Равные части могут казаться разными и наоборот. О чем-то похожем мы говорили, когда разбирались с перспективой. Таким образом, мы приходим к выводу, что при построении композиции способны управлять не только расположением объектов в кадре, но и их свойствами. Что косвенно подсказывает нам, что вопрос «как?» мы хотим показать тот или иной сюжет, на самом деле, имеет множество решений.

Итак, как мы используем симметрию? Как всегда, есть определенные приемы, которыми можно активно пользоваться. Во-первых, симметрию мы стараемся соблюдать при съемке архитектуры. Если наша цель — сфотографировать здание «как есть», т.е. как мы его видим в обычной жизни, то, скорее всего, мы будем стараться максимально соблюсти его изначальные пропорции.

Достаточно эффектно смотрятся симметричные отражения в воде. Независимо от того, что именно отражается. Интересно, что в зависимости от состояния воды можно добиться разного эффекта. как мы уже говорили, симметрия заставляется нас сравнивать части. В спокойной воде может получиться максимально точное отражение. А в неспокойной или мутной, или с масляной пленкой воде можно увидеть один и тот же объект в разных вариантах. При этом картинка будет оставаться симметричной.

http://fotoshkola.net/system/article_images/0000/1092/thumb_700.jpg

Существует мнение, что современный век движения и технического прогресса диктует нам асимметричные стремительные композиции. И симметрия стала просто не модной. Если вы спросите мое мнение по этому вопросу, то я скажу, что современное состояние искусства не диктует, а представляет нам полную свободу выбора выразительных средств. Поэтому у меня только один совет: экспериментируйте!

 

 

 

Задания к уроку №5 «Ритм и симметрия»

 

 

Для прохождения на следующий урок вам необходимо сделать как минимум 3 кадра. Обратите внимание, это должны быть свежие кадры, а не карточки из архива.

 

 

1. Вычленяем ритмические структуры вокруг нас. В этом кадре основной идеей должен стать повтор, чередование элементов.

2. Попробуйте отыскать неявный ритм. Например, вместо прутьев забора попробуйте найти повторение в толпе людей или в потоке машин. Возможно, это будет повторение по цвету или что-то ещё.

3. Ваше задание — сделать кадр с симметрией. Можете использовать или абсолютную симметрию или допустить в кадр элемент, нарушающий симметрию.

 

Эти задания выглядят достаточно «техническими», из серии «сфотографируйте серую кошку». Ваша задача — выполнить не только техническую часть, но и постараться сделать кадры интересными для зрителя. Особенно это касается пункта 3. Пункт 2 достаточно сложен для выполнения, поэтому, если у вас не получится сделать такой кадр, то пришлите сначала остальные.

 

 

примеры выполненного задания мной:

http://fotoshkola.net/system/photo/0053/5831/image-normal.jpg?1349427143

Фотография по пункту 3.

Симметричный рисунок создают две полосы дороги.

http://fotoshkola.net/system/photo/0053/5833/image-normal.jpg?1349427162

Задание по пункту 4, не симметрично снят симметричный сюжет вместе с предыдущем кадром. Правда снят в другое время (другое освещение), но с того же место.

http://fotoshkola.net/system/photo/0053/7328/image-normal.jpg?1349596927

Задание по пункту 1, ритм - повторяющаяся структуры добавляют "интересности" картинке.

Оптика немного не вытягивает, докручивал фотошопом.

http://fotoshkola.net/system/photo/0056/0282/image-normal.JPG?1351486421

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Сообщения

    • Mayron
      Ассортимент на 20-21 апреля 2024 года: Предложение действительно до 15:00 (МСК) 22 апреля 2024 года.
    • Mayron
      Ассортимент на 20-21 апреля 2024 года:   • Banker's Sign, Small / Вывеска банкира (маленькая)  :  3 000 g. • Banner, Packs / Знамя (заплечные мешки)  :  4 000 g. • Banner, Transmute / Знамя (трансмутация)  :  12 000 g. • Banner, Transmute Small / Знамя (трансмутация, маленькое)  :  5 000 g. • Fighters Guild Sign, Large / Вывеска Гильдии бойцов (большая)  :  12 000 g. • Grahtwood Banner, Hanging Inn / Знамя Гильдии (подвесное, трактир)  :  4 000 g. • Grahtwood Fighters Guild Banner / Знамя Гильдии бойцов Гратвуда  :  12 000 g. • Merchant's Sign, Small / Вывеска торговца (маленькая)  :  3 000 g. • Stablemaster's Sign, Small / Вывеска хозяина конюшни (маленькая): 3 000 g. • Wood Elf Banner, Mages Guild / Знамя лесных эльфов (Гильдия магов)  :  12 000 g.   *New* Предложение действительно до 15:00 (МСК) 22 апреля 2024 года.
    • Lame
    • Lame
    • LuckyCrazy
      @Lucky_Crazy  Вот я и нашел вашего пропавшего каджита. Этот Мазрам, знаете ли... Отчаявшийся. Я не знал, чем его утешить. Казалось бы, я прошел через столько страданий — перестал говорить о себе в третьем лице, добрался до этого мокрого моря... Но этот Мазрам почему-то считал, что ему досталось больше всех. А почему, в сущности, мы должны его жалеть?  Wandering stranger вообще хотел найти запас дров для своего жилища, чтобы не замерзнуть во время ночной бури. А что нашел? Мазрама.  VendetaOblivion слишком классно выглядит, чтобы просто бродить в таком аутфите по грязному песку.  RiverTardis написал четко зарифмованное стихотворение из 78 строк! 78, Карл! 78, ты слышишь, Маяковский? Можешь так же про лошадь? Positived с Бастианом тут ради него танцевали и чуть не простыли. Бастиан вообще рос без родителей!  Тансо так долго отбеливала броню, что открыла первую прачечную в Тамриэле! Ну в Мазрам? Он жил в четырех стенах, в тепле, уж поверьте. Побои — да, но вряд ли его морили голодом? А терял ли он в один день всех своих друзей по улице, как Эмбер? Преследовал ли свою подругу по всем островам и континентам, как Изобель? Страдал ли от невозможности спасти близкого, как Мирри? Про Азандара не стану говорить, он всегда ворчит на тему верховой езды. Ну а ты чего ворчишь, Мазрам? Может быть, тебя хотел вовлечь в какие-то отношения данмер-хозяин, как случилось с Ясным-как-ночь? Странно, да? Мне всегда было любопытно, а что действительно имелось в виду в этой истории? Хотел ли данмер... Ммм... Чего-то по-аргониански интимного? Или у него был заказ на самолетик-оригами? Вряд ли мы когда-то узнаем правду.  Мазрам, хватит ныть... Я привел тебе столько примеров из тех, кого ты можешь увидеть в Тамриэле буквально на каждом шагу, а иногда и в нескольких экземплярах сразу в одном месте.  Знаешь, многие позавидовали бы твоей участи! У тебя есть способности! О, талант! Как воздыхают о тебе несчастные ученики в Гильдии магов, подпалившие не один палец неудачными заклинаниями! И что с того, что у них есть наставники и верные товарищи? Им никогда не научиться тому, что ты умел буквально в мальчишестве — поджигать дома взмахом руки. Разве это не стоит того, чтобы быть благодарным судьбе, Мазрам?  Нестриженный и немытый котяра...  Я молился вместе с тобой. Я преподнес тебе рулеты Дибеллы.  Я выпил рядом, готовый выслушать тебя.  Я показал тебе простой магический трюк.  Я показал тебе трюк посложнее, едва не подпалив самые ценные части моей пушистости.  Я случайно вызвал призрака и до смерти перепугался.  Мазрам, ты меня слушал??? — А? Ты ко мне обращался? Прости, я у меня тут ракушки в ушах были. Можешь повторить? — ОХ, МАЗРАМ, ЧТОБ ТЕБЯ В ОБЛИВИОН!!!... (итог вы видите на последнем кадре, простите, я просто не выдержал, я просто не выдержал) https://imgur.com/a/mcNJK7w   
    • antiz
      Продолжение из опыта:  Собеседования проводят те, кто ничего не понимает в работе. Решения о найме принимают те, кто не отвечает за результат. 
    • Lame
    • Mayron
    • Mayron
    • Mayron
      Расклады сейчас такие: Люди, которые не умеют работать, научились проходить собеседование. Люди, которые умеют работать - не умеют проходить собеседование, и никогда не умели их проходить.
×
×
  • Создать...